«издревле на руси было так…» что мы знаем о стилях народного благочестия
Содержание:
Изображая веру
Есть и другие «родимые пятна» крестьянского типа благочестия, который уже в советское время постепенно превратился в стилизацию. Например, игра в детство, когда христианин должен на все спрашивать благословения у батюшки, и я уже устал повторять: товарищи! вы не обязаны ни у кого спрашивать позволения, что вам кушать на обед! То, что говорят церковные календари — монашеская практика, и, если вы не монах, эти запреты на масло и рыбу вас вообще не касаются! И неужели вы не чувствуете, как это унижает человека — брать разрешения на трапезу у кого бы то ни было!
Но убедить людей непросто, потому что игра в народ-ребенок очень увлекательна. Для нее характерно подозрительное отношение к книжности, богословской учености, а здоровое любопытство считается грехом. Ведь грамотны мы недавно, и сословная память нас не отпускает. А рядом с этим — выдаваемая за смирение заниженная самооценка с небрежностью к себе, своим интересам и здоровью, привычка страдать и мучиться, даже если без этого можно обойтись, демонстративная грубость и богословски обоснованное хамство и, конечно же, клерикализм, потому что — кто мы такие! Вот батюшки — это Церковь, а мы рабы неключимые и наше дело — кланяйся и целуй! И попробуйте рассказать этим людям о всеобщем священстве и сыновнем достоинстве христианина!
Вместе с тем я ничего не имею против этого стиля религиозной жизни. Моя задача — подчеркнуть, что крестьянский тип благочестия — не единственный, и нет никаких оснований считать его самым лучшим, правильным и спасительным, именно его ставить критерием веры, вплоть до полного отождествления с Православием, а его носителей с церковным народом.
«Бабкам нравится – значит, правильно!» Но что отпугивает от Церкви
Приобщение к сословному типу благочестия автоматически влечет за собой и принятие культурного и морального кода этого сословия, вот почему внимательные и осторожные люди боятся церкви: им кажется, и на это есть веские причины, что воцерковление необходимо повлечет за собой погружение в «подлое сословие» или же просто «обабивание», усвоение грубых манер, небрежности в общении, сужение кругозора.
Сколько бы христианские проповедники ни говорили правильных слов, ярких примеров такого «обабивания» так много перед глазами, что требуются слишком весомые аргументы или по-настоящему сильная любовь к Богу, чтобы пройти «сквозь строй» сословных предрассудков, оставшись самим собой. Пусть не оскорбляет вашего слуха это жуткое слово — «обабивание» — у него нет никаких гендерных смыслов, это скорее попытка схватить в слове грустную реальность долгой болезни нашей религиозной жизни, при которой все личное и непохожее грубо подавляется, загоняется в темный подвал бессознательного.
Однако вспомним, что для классовой горизонтали благочестия возможны вариации вертикали: эстетский тип крестьянского благочестия, как и уставщический дворянский или синодальный мещанский. Но для каждого из горизонтальных типов был доступен евангельский, а крестьянский тип благочестия ничем не хуже всех остальных.
Правда, будет ошибкой предположить, что современный христианин непременно стоит перед выбором: в дворяне податься или купеческий стиль благочестия предпочесть? Сословий больше нет, и это само по себе повод заказать благодарственный молебен! Сегодня, чтобы стать христианином, вам не обязательно загонять себя в сословные рамки, изо всех сил пытаясь соответствовать тому типу благочестия, который оформился внутри классового общества.
К сожалению, верующие имеют склонность самих себя терзать за то, что не соответствуют образу «истинного православного», «спасаются не как следует», не понимая того, что быть христианином — это вовсе не значит стать благочестивым казаком, богомольным купцом или религиозным дворянином.
Вы вступаете не в касту, а в Церковь Христову, вы не верноподданный, а — дитя Божие, наследник Царства Отца Своего!
А царскому сыну и настоящей принцессе глупо тратить себя на стилизацию или ролевые игры.
После упразднения сословий нашлись люди, которые сделали из случившегося правильные богословские выводы и вместо реставрации и воздыханий по «России, которую мы потеряли» начали создавать, и довольно успешно, новый тип религиозной жизни, который я назову благочестием свободы.
Но, прежде чем говорить об этом типе благочестия, надо описать стиль религиозной жизни еще одной социальной группы — духовенства. Тем более, что это было не одно сословие, а… сколько?
Тренд на расширение
В данный момент бренд голландской сети магазинов активно развивается и вышел далеко за пределы Нижнего Новгорода. В Москве и Московской области, как свидетельствует карта на официальном сайте компании, сейчас работает 58 магазинов EUROSPAR, в Нижнем Новгороде и области — 86, в Москве и области — 51, в Челябинске и области — 54, в Туле и области — 42, в Саранске, Пензе и Йошкар-Оле — по 5, в Самаре и Казани — по 4, во Владимире и области — 3, в Чебоксарах — 2, в Иваново — 1, а всего — 305 точек.
«Сегодня SPAR — это крупнейшая в мире добровольная сеть розничной торговли продуктами питания, — сообщается на сайте, — с 13 320 магазинами в 48 странах на 4 континентах, в которых более 370 000 сотрудников ежедневно обеспечивают передовой сервис для 14 миллионов покупателей. Товарооборот сети SPAR в 2019 году составил 37,1 миллиарда евро, что означает рост на 4,35% по сравнению с прошлым годом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сеть увеличилась на 208 магазинов. SPAR сохранил стратегическую направленность на рост и международную экспансию. В России SPAR продолжает наращивать рыночную долю с общим ростом продаж 7,3% в рублях в годовом исчислении».
— Формат этих магазинов соответствует современным трендам. Это тренд на экономию (различные акции, скидки) и одновременно на экологию — в «Евроспаре» много экопродуктов, спрос на которые не уменьшили ни пандемия, ни стремление покупателя к экономии. Люди настроены на экологически чистую и свежую продукцию, — отмечает Гресс.
Пять «Евроспаров» для Казани тоже не предел. По словам брокера сделки, столица Татарстана стратегически интересна для «Спара», и компания отслеживает новые объекты, которые представляют интерес с точки зрения размещения магазинов. Объекты, где они могли бы потенциально разместиться, в первую очередь должны соответствовать техническим требованиям — по площади, высоте потолков, парковке и другим параметрам. Второе условие — посещаемость, то есть магазин нужно открыть в окружении жилых микрорайонов либо районов с высоким трафиком работающих и учащихся казанцев. Поэтому окраину города для «Евроспара» не рассматривают.
По словам брокера сделки, столица Татарстана стратегически интересна для «Спара», и компания отслеживает новые объекты, которые представляют интерес с точки зрения размещения магазинов. Фото yandex.ru
«Реальное время» направило вопросы о планах дальнейшего развития сети в центральный офис ООО «СПАР Мидл Волга». Ответ пока не получен, однако мы готовы разместить его по получении.
Словарь ударений русского языка
#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Издревле
Издревле
- издревле
-
(книжн. с древних времен)
Издр
е́вле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует.
ы́кову
В нем слишком много удали и мощи,
Какой полны издре́вле наши рощи,
Уж слишком весь он русский, слишком наш!
Словарь ударений русского языка.
См. также `Издревле` в других словарях
издревле`Русский орфографический словарь`
- издревле
- издр\’евле
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.
Издревле`Толковый словарь Ушакова`
нареч. (книжн. устар.). С давних времен, исстари. Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует. Пушкин.
Издревле`Малый академический словарь`
издревле
нареч. книжн.
С древних времен, исстари.
Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует. Пушкин, К Языкову.
Между городом и слободою издревле жила вражда. М. Горький, Городок Окуров.
Русь издревле была страной земледельческой. Греков, Крестьяне на Руси.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР
1957—1984
Издревле`Этимологический словарь Крылова`
Издревле
Заимствовано из старославянского, где было образовано сращением предлога из и наречия древле («в древности»), восходящего к той же основе, что .
Издревле`Этимологический словарь русского языка`
издревле
Заимств. из ст.-сл. яз., в котором оно является преф. производным от древле «давно, прежде», суф. образования (суф. -j-) от той же основы, что и древний; вj > вл.
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа
2004
Издревле`Толковый словарь Ожегова`
нареч. (книжн.). С древних времён, издавна. И. укоренившиеся обряды.
Издревле`Этимологический словарь русского языка Семенова`
издревле
Старославянское – древле (прежде, когда-то).
Слово встречается в памятниках письменности с XI в. Оно не является иностранным заимствованием, пришло в древнерусский язык из старославянского. В современном языке слово не является широко употребительным. Издревле значит «давно, из глубины веков».
Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство
2003
Издревле`Словарь синонимов`
издревле
См. давно…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,
1999
Издревле`Толковый словарь Кузнецова`
издревле
ИЗДРЕ́ВЛЕ нареч. Книжн. С древних времён, исстари. Русь и. была страной земледельческой.
Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт
1998
Издревле`Русское словесное ударение`
- издревле
- издре́вле, нареч.
Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС.
.
2001.
Издревле`Толковый словарь Ефремовой`
нареч. устар. С давних времен; исстари.
издревле`Слитно. Раздельно. Через дефис.`
- издревле
-
издре/вле (исстари), нареч.
В реке издревле водились караси.
Слитно. Раздельно. Через дефис..
.
Помощь поисковых систем
Что такое Издревле | |
Определение термина Издревле | |
Толкование слова Издревле | |
Что означает понятие Издревле |
Обратная связь
Батюшки и папиросы
Известно, что священники до революции курили и это не считалось чем-то ужасным. Для духовного звания это было чем-то скорее нескромным, чем греховным, вот почему в дневниках отца Иоанна Кронштадтского вы можете встретить упоминание о том, что батюшка временами любил выкурить хорошую сигару. Курили даже архиереи. Но я упоминаю эти факты не для того, чтобы оправдать курение или, не дай Бог, опорочить память хороших людей. Просто на отношении к курению хорошо видно, как менялась палитра благочестия в советское время.
Характерная черта крестьянского благочестия — всему искать религиозное обоснование и даже под вполне бытовые действия «подкладывать» мистический смысл. Видимо, это наследие вековой неграмотности. Для людей этого типа психологические, политические, социальные, природные явления, одним словом, вся жизнь имеет квазирелигиозную подкладку, делится на грех и «не грех» — без вариантов и полутонов.
Например, греческие или болгарские священники и даже монахи спокойно курят и принимают в подарок сигары. Но для наших церковных бабушек курение есть не просто дурная привычка или глупость, но «страшный грэх, неотпущоны»: курить — бесам кадить!
Логика проста: какой бы феномен нашей жизни вы ни взяли, он, исходя из крестьянского типа благочестия, или от Бога, или от дьявола.
Курение от Бога? — Нет! — Значит, грех! — А если грех, естественно, за этим стоит сатана, за которым всегда следует адское пламя. Все просто и, главное, очень понятно, с таких позиций можно объяснить все что угодно, найти ответ на любой вопрос. Кто же от такого откажется?
В девяностые годы огромными тиражами выходили церковные книги, написанные в этой логике. Например, у нас на приходе большой популярностью пользовался «путеводитель» «Дороги, ведущие в ад» — сборник статей с впечатляющими названиями: «Щупальца князя мира сего в современной музыке» (сейчас читается как название музыкальной композиции, не так ли?), «Телевизор — окно в преисподнюю» (не поспоришь!).
Повторяю: речь вообще не о курении, я совершенно далек от апологии папиросных опытов. Просто мне жалко моих друзей, особенно женщин, которые любят церковь, но никак не могут бросить курить и изводят себя религиозным ужасом и дешевыми страшилками, будто они уже за сигарету и веру продали, и давно горят в аду, и вовсе они не тихие курильщицы, а прожженные грешницы не ниже рангом, чем содержательницы притонов, в то время как в курении не больше греха, чем в обжорстве или осуждении.
«Иди к Савве, он всем прощает!» Почему православным нужно разрешение на радость
Почему до революции к курению относились более терпимо?
Вопрос следует ставить иначе: в каком из типов благочестия было терпимое отношение, то есть в каком сословии? Среди дворян, мещан и духовенства. После революции церковное благочестие целиком сосредоточилось в руках крестьянства, крестьянский тип благочестия стал доминирующим, отсюда и смещение акцентов.
Когда меня просят постращать небесными карами подростков за пирсинг или тату, я тоже вспоминаю о доминанте крестьянкинского стиля благочестия, который привычно ищет за подростковым порывом к самоутверждению языческие или прямо сатанинские корни. Но ведь тату, пирсинг, курение — не грех, а просто глупость или безответственное увлечение, и нет никакого смысла себя и близких изводить. Но попробуйте это доказать «нашему человеку»!
На оборудовании могли сэкономить
Эксперт «Реального времени», генеральный директор компании «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров, оценил сделку «Спар Миддл Волга» с ТЦ «Франт» как выгодную для ретейлера:
— Это спальный район, где вблизи нет альтернативы такого уровня. А въезжая на площади, которые занимала прежде «Карусель», ретейлер имел возможность сэкономить на оборудовании, выкупив его у прежнего арендатора.
Инвестиции в этот проект могли составить от 28—29 млн рублей. Обычно для таких объектов они составляют от 10 тыс. рублей на квадратный метр, говорит Ахмеров.
SPAR — нидерландская сеть продуктовых супермаркетов, основанная Адриааном ван Веллом в 1932 году. Сейчас основным ее владельцем является Антон Белобрагин. Штаб-квартира сети находится в Амстердаме. Магазины SPAR в Казани расположены на Сибирском тракте (ЖК «Дружба»), на улицах Краснококшайской и Чистопольской и в Изумрудном городе. На сегодня сеть насчитывает 13 тыс. магазинов в 48 странах. Глобальный оборот SPAR составляет 35,8 млрд евро (по данным за 2018 год). В нашей стране SPAR имеет нескольких партнеров по франшизе. Под управлением нижегородской «Спар Миддл Волга» более 200 магазинов. За прошлый год выручка компании увеличилась с 43 млрд до 52 млрд руб. Правда, чистая прибыль, которая выросла почти втрое в 2018 году — до 329,28 млн, через год упала до 15 млн рублей, согласно данным портала rusprofile.ru. По информации ЕГРЮЛ, «Спар Миддл Волга» принадлежит нижегородским бизнесменам Альберту Гусеву и Юрию Маркину.
Инна Серова
НедвижимостьОбществоИнфраструктураБизнесРозничная торговля Татарстан
Сословная праведность
Церковные историки будущего еще напишут немало исследований о том, как повлияли на жизнь христиан XXI века средства массовой информации, что, например, сделало телевидение с православным благочестием, к каким уродствам привели умилительные программы и карамельно-ванильные сюжеты, представлявшие православие как явление фольклора и этнографии, а православных как ревнителей старины и не очень удачливых реконструкторов.
«Издревле на Руси повелось в этот день выпускать голубей».
«В первую седмицу поста на Руси всегда вкушали без масла».
«На Благовещение говорят, что птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».
А вот мое самое любимое: «Нигде так не молятся, как на Руси!»
Хочется спросить: а на какой Руси? Нет, меня интересует не историческая ретроспектива, а социальная. Ведь дореволюционная Россия — это не только хронология и историческая протяженность, но это сословное общество, слоеный пирог сословий, которые существовали внутри государства не только как разные народы, но и как разные типы благочестия внутри православия, то есть в каком-то смысле даже разные религии.
Почему этот вопрос важен для современника? Потому что в религиозном обществе старина всегда выступает как аргумент, и аргумент весьма весомый. Какие вопросы задают современному православному священнику?
Можно ли бить детей?
Как воспитывать жену?
Какое вычитывать правило перед причастием?
Можно ли в воскресные дни поста есть рыбу?
Разрешается ли работать по праздникам?
На эти и другие недоумения батюшка может ответить вопросом: а как принято в вашем сословии? — и это вполне резонный вопрос, потому что тысячу лет православный русский народ жил в классовом обществе, в котором действовал древний римский принцип: что позволено Юпитеру, то не позволено быку! Поэтому, чтобы понять, откуда родом стили современного благочестия, нам не обойтись без классового подхода.
Ответ на вопрос «можно ли стирать по праздникам» будет одним, если вы графиня Орлова, и совсем другим, если вы мещанка Пыжикова, и третьим, если вы купеческая жена Филатова. Вернее, в определенных сословиях такой вопрос вообще не появится, потому что графини не стирают.
— Батюшка, как благословите детей бить? А жену как правильно смирять?
— А как принято в вашем сословии? В хороших дворянских семьях детей не бьют, уважая в них человеческое достоинство, а в женщине видят даму. Но для подлого сословия она всего лишь баба. Если вы бьете детей и унижаете супругу, вряд ли вы хорошего общества. Поступайте согласно своей классовой принадлежности.
Сословия исчезли из российской жизни лишь в 1917 году, и это одно из величайших достижений Октябрьской революции. Да, я позволяю себе такую оценку, потому что не все из нас происходят из дворян, и когда ты понимаешь, что твой смышленый малыш никогда бы не смог поступить в университет только потому, что он «подлого сословия», монархическая романтика испаряется сама собой.
Священный запрет гладить кошек. Всем грешно, а батюшкам – можно!
Признаюсь: я ни капли не монархист, а термин «верноподданный» считаю оскорбительным. Замечательный детский поэт и литературовед Корней Чуковский был изгнан из гимназии не только потому, что считался незаконнорожденным, но и потому, что был сыном прачки. Список подобных фактов можно умножать до бесконечности, как и политические споры, до которых мне нет дела. Простите мне мои взгляды и оценки, потому что меня сейчас занимает совсем другое: как сословное благочестие прошлого повлияло на современную религиозную жизнь?
Мой тезис прост: в православной России наряду с «вертикальным благочестием», точно описанным матерью Марией, существовало и горизонтальное измерение — сословные стили благочестия, настолько отличные друг от друга, что с некоторой долей условности мы можем говорить о разных религиях внутри дореволюционного русского православия. Это не гипотеза и не научный факт, просто наблюдение читателя и публициста.
Позволю себе еще одно некорректное сравнение: сословные стили благочестия дореволюционной России напоминают ситуацию с существованием внутри англиканского общества Высокой и Низкой церквей — двух движений со столь непохожими установками, что их можно с некоторой оговоркой называть разными религиозными традициями.