Что было принято есть на урале

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

Гостеприимство. Возведено у башкир в ранг национального культа

Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).

Любовь к детям, стремление иметь семью — это также крепкая традиция башкирского народа.

Почитание старших

Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось — это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.

Праздник башкирский сабантуй

Удивительно, но башкирский праздник стал воистину интернациональным. Его празднуют повсюду, где есть татарские и башкирские диаспоры: в Поволжье, Сибири, Украине, Польше, Канаде и даже в Финляндии! И веселый, должно быть, праздник. В его традициях и обильное застолье (причем спиртное у мусульманских народов под запретом), и всякие юмористические и спортивные состязания.

Кстати, состязание предстоит выдержать и молодому человеку, который решил жениться. Любимая девушка только тогда сможет стать его женой, если он обгонит ее в конной скачке!

Это только некоторые черты национальных традиций народов Урала. Но и они смогли показать, что каждый народ самобытен. Нет неинтересных культурных исследований, есть только нежелание их совершать.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.

История удмуртского народа

Этническая группа сформировалась еще в 1 веке, а 15 ее земли стали частью Российского государства. До этого, от начала истории существования владения находились под началом Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Так кто такие удмурты или вотяки, как их называли древние соседи?

Первые упоминания о пермянах, которые положили начало существования коми и удмуртов, датируются 6 веком до нашей эры. Затем, под влиянием России на севере и татар на юге от месторасположения, утвердился новый народ со своей культурой и ценностями.

Принадлежит группа к финно-угорцам — это означает, что праотцами их были те же люди, кто населяет Восточную Прибалтику, Центральную Европу и Западную Сибирь. Центром развития исторически стал территория Прикамья, и где живут удмурты поныне. На сегодняшний момент большая часть населения сосредоточена в Удмуртской Республике и соседних областях Федерации, однако встретить коренного вотяка можно и в Казахстане, и в Украине, и в Беларуси.

1920 год знаменательный для народа, ведь им датируется первая официальная автономия в виде Вотской области. В Советском Союзе регион был известен, как Удмуртская АССР. Во время войны с фашистской Германией, жители героически работали на предприятиях, которые в короткие сроки были переквалифицированы на нужды фронта. Местами продукции создавалось столько, сколько не было сделано за предыдущие девяносто лет, а промышленность увеличила тем в пять раз.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС6633024049

О компании:
ООО «УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ» ИНН 6633024049, ОГРН 1156633001161 зарегистрировано 05.10.2015 в регионе Свердловская Область по адресу: 624800, Свердловская обл, город Сухой Лог, район Сухоложский, переулок Буденного, дом 1, КВАРТИРА 62. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб.

Руководителем организации является: Директор — Худорожков Вадим Александрович, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов».

Рейтинг организации: Низкий  подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ?
Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

05.10.2015

Налоговый режим: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Упрощенная система налогообложения (УСН) (на 01.01.2020)

Фонд оплаты труда / Средняя заработная плата Доступно в Премиум Доступе ?

ОГРН 
?
 
1156633001161   
присвоен: 05.10.2015
ИНН 
?
 
6633024049
КПП 
?
 
663301001
ОКПО 
?
 
41748207
ОКТМО 
?
 
65758000001

Реквизиты для договора 
?
 …Скачать

Проверить блокировку cчетов 
?

Контактная информация ,890… Посмотреть
?

Отзывы об организации 
?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
624800, Свердловская обл, город Сухой Лог, район Сухоложский, переулок Буденного, дом 1, КВАРТИРА 62
получен 05.10.2015
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Директор
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Худорожков Вадим Александрович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
05.10.2015

Учредители ? ()
Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
10 000,00 руб.

100%

Худорожков Александр Егорович
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

10 000,00руб., 05.10.2015 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
47.78.3 торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Данные реестра субъектов МСП: ?

Критерий организации   По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Микропредприятие

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №19 По Свердловской Области
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
05.10.2015

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
075026074267
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
12.10.2015
ФСС 
?
 
660554203366051
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
13.10.2015

Уплаченные страховые взносы за 2018 год (По данным ФНС):

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 0,00 руб. ↓ -0 млн.

— на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации: 0,00 руб. ↓ -0 млн.

— на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: 0,00 руб. ↓ -0 млн.

Коды статистики

ОКАТО 
?
 
65240501000
ОКОГУ 
?
 
4210014
ОКОПФ 
?
 
12300
ОКФС 
?
 
16

Финансовая отчетность ООО «УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ» ?

Основные показатели отчетности за 2019 год (по данным ФНС):
Сумма доходов: — 0,00 руб.
Сумма расходов: — 0,00 руб.Уплаченные налоги за 2018 г.:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
— налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
0,00 руб.

Сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам за 2018 год (по данным ФНС):
— налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 32,25 руб. (сумма пени: 32,25 руб., сумма штрафа: 0,00 руб., сумма недоимки по налогу: 0,00 руб.)

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ООО «УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ООО «УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ООО «УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Что такое традиции?

Время изменило облик нашего города, условия жизни людей, их одежду, привычки. Но есть еще что-то такое, что стало устоявшимся, повседневным, традиционным. Традициями называют унаследованные от предшествующих поколений обычаи, образ жизни. Существуют разные традиции:

Семейные традиции. Дружная семья – источник счастья и любви. Семейные традиции помогают нам определиться в жизни, укорениться на родной земле, любить свой край.

Традиции слова. Слова, как и люди, проживают свою жизнь. У них есть корни, семья, традиции. Родная речь хранит опыт многовековой духовной жизни народа. Прочитать заветное слово, почувствовать и принять его глубокий смысл – значит сохранить непрерывную связь времен. В песнях и сказках, пословицах и поговорках бережно хранит народ свой духовный опыт и культуру, наполняет их новыми смыслами, передает следующим поколениям.

Традиции дела. Традиции мастерства на Урале складывались столетиями. Изобилие подземных кладовых, богатство природы послужило основой для развития различных ремесел и производств. Таковыми стали металлургия, строительство, лесоводство, возделывание земель, камнерезное искусство и другие.

Традиции праздника. Традиция проведения государственных праздников уходит своими корнями глубоко в историю нашей Родины. До XVIII века в России отмечались церковные праздники. В эпоху Петра I появились и светские: Новый год, памятные дни в честь побед русского оружия, коронации членов императорской семьи. Они воспитывали патриотизм, укрепляли боевой дух армии. Государственными праздниками в настоящее время называют дни, посвященные выдающимся историческим событиям, традиционным датам. Они способствуют единению народа, укреплению страны.

Окрошка уральская с рыбой

Ингредиенты: На 0,5 кг рыбы: 1,5 л кваса, 2-3 вареные картофелины, 1 пучок редиса, 1 стакан квашеной капусты без рассола, 4-5 столовых ложек зеленого лука, 2 вареных яйца, 2-3 столовые ложки сметаны, 1 чайная ложка столовой горчицы, 1 чайная ложка сахара, 1 пучок зелени укропа.

Способ приготовления: Рыбу отваривают, отделяют мякоть и нарезают ее мелкими кусочками. Зеленый лук растирают с солью. Квашеную капусту промывают и мелко рубят. Белки яиц, вареный картофель и редис нарезают кубиками. Желтки яиц растирают с солью, сахаром, горчицей, перемешивают и заправляют ими квас. Нарезанные продукты соединяют, заливают квасом, добавляют сметану и посыпают мелко нарезанной зеленью укропа.

Кто они такие

Эти люди с незапамятных времен жили на стыке Европы и Азии, поэтому не удивительно, что они сочетают в себе черты разных народов.

Уральскую расу ученые подразделяют на две языковые группы: финно-угорскую и тюркскую.

К первой относятся: удмурты, марийцы, мордва, коми, ханты и манси. Ко второй — казанские и сибирские татары, башкиры, чуваши, алтайцы и некоторые этнические группы хакасов.

Известный этнограф, профессор Владимир Владимирович Напольских написал книгу «Введение в историческую уралистику», в которой указал, что уральцы принадлежат к различным вариантам двух расовых типов, существенно варьируясь от прибалтийских европеоидов до сибирских монголоидов.

Удмуртский язык

Почти 59% жителя Республики считают своим родным языком удм, но государственным также является русский язык. Его алфавит лег в основу создания удмуртского, а слова сформировались под влиянием также и татарского. Официально он был оформлен только в 30 годах 20 века.

На улицах городов края можно встретить вывески сразу на двух языках. На 2010 год 78,8% населения Удмуртии говорило на языке предков. Однако он не является обязательным к изучению в школе. В 2014 году такой законопроект выдвигался, но был отклонен парламентом. Для тех, кто хотел бы подтянуть свои знания или полиглотов другой национальности, существуют ежегодные курсы. Известно, что на их прохождения даже собираются очереди желающих.

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

Гостеприимство. Возведено у башкир в ранг национального культа

Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).

Любовь к детям, стремление иметь семью — это также крепкая традиция башкирского народа.

Почитание старших

Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось — это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.

Праздник башкирский сабантуй

Удивительно, но башкирский праздник стал воистину интернациональным. Его празднуют повсюду, где есть татарские и башкирские диаспоры: в Поволжье, Сибири, Украине, Польше, Канаде и даже в Финляндии! И веселый, должно быть, праздник. В его традициях и обильное застолье (причем спиртное у мусульманских народов под запретом), и всякие юмористические и  спортивные состязания.

Кстати, состязание предстоит выдержать и молодому человеку, который решил жениться. Любимая девушка только тогда сможет стать его женой, если он обгонит ее в конной скачке!

Это только некоторые черты, где затронуты национальные обычаи и традиции народов Урала. Но и они смогли показать, что каждый народ самобытен. Нет неинтересных культурных исследований, есть только нежелание их совершать.

Нематериальное культурное наследие русского народа в Екатеринбурге

Нематериальное культурное наследие бытует в следующих формах:

  • устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
  • исполнительские искусства;
  • обычаи, обряды, празднества;
  • знания и обычаи, относящиеся к природе, климату и агрономическим практикам;
  • знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами и рукоделиями.

Традиционная культура народов Урала, проживающих в Екатеринбурге, является важной и значительной частью мировой культуры. В городе можно наблюдать широкую палитру явлений традиционной народной культуры (как музеефицированных, так и практикуемых сегодня), которые считаются национальным богатством

Среди них:

  • комплекс календарного фольклора и обрядов русского населения Урала;
  • cвадебный фольклорно-этнографический комплекс русского населения Урала;
  • песенная традиция русского населения Урала;
  • народные музыкально-инструментальные традиции русского населения Урала;
  • духовные песнопения и знаменные распевы;
  • игровая культура русского населения;
  • религиозно-бытовые традиции и культура старообрядцев;
  • комплекс народно-религиозных традиций татар Свердловской области («казанских» и «сибирских»);
  • традиции изготовления узорных тканей, вышивки, ношения и обрядового использования народного костюма свердловских татар и башкир;
  • традиции изготовления музыкальных инструментов и исполнительства на народных инструментах свердловских татар и башкир;
  • комплекс народно-религиозных традиций марийцев в их семейно-бытовом и общинном выражении;
  • традиции изготовления узорных тканей, вышивки и обрядового использования народного костюма марийцев;
  • уральская кистевая роспись бытовых предметов и интерьера;
  • традиции ручного ковроткачества.

Где сегодня можно встретить аутентичный уральский фольклор?

  • На территории Екатеринбурга находится и активно действует Центр традиционной народной культуры Среднего Урала – авторитетная исследовательская организация, хранящая в своих фондах уникальные образцы аутентичного фольклора народов Урала.
  • Фольклорное движение на Урале, выросшее из общественных молодежных клубов в 1980-е годы, породило как мощное поисковое движение и научные записи, так и новое социальное явление – духовно-ориентированные традиционные сообщества, семьи, укорененные в народных традициях, часто религиозных. Такие сообщества образуются вокруг фольклорных коллективов и студий:
    • фольклорный ансамбль «Багренье»;
    • фольклорный центр «Перезвон»;
    • уральское фольклорное объединение «Фолкъ-Толкъ»;
    • фольклорный ансамбль «Звонцы»;
    • детский фольклорный ансамбль «Сылышки»;
    • студия «Душегрея»;
    • семейный ансамбль «Воля» из Первоуральска – участник большинства этнокультурных событий Екатеринбурга.

Реконструкция «фольклорной» среды происходит в атмосфере студийной работы, на вечерках, организуемых разными клубами, на мероприятиях большего масштаба – концертах, всероссийских фестивалях «Дмитриев День», «Песельная кадриль», «Казачья доблесть», фестиваль народных игр.

В данном разделе не рассматриваются псевдонародные и профессиональные образования вроде народных хоров, оркестров ложкарей и прочей эстрады. Будет оправданно рассматривать таковые в разделе профессиональных искусств.

  • В уральском селе доживают отдельные этнографические явления, в основном, связанные с традиционным природопользованием и хозяйством и отдельные художественные формы в быту, например, похоронно-поминальная обрядность.
  • Профессиональные научные и исполнительские коллективы, кафедры фольклора (устного на филфаках и музыкального в консерваториях) и этнографии, исследователи «старины».
  • Еще одним явлением на поле возрождения народных традиций являются различные маргинальные субкультурные образования – инглинги, родноведы и прочие неоязычники. В таких образованиях принимают активное участие, но лишь до окончания периода «молодежного возраста». Затем они или вливаются в православно-ориентированные общины и фольклорные коллективы, или остаются на уровне научных интересов и исследовательских практик.
  • Особой аутентикой обладает фольклор молодежных, профессиональных и прочих субкультур, этнография современности (постфольклор), например, городского двора или антропология города.

Удмуртская кухня

Предки старались использовать на обеденном столе все дары природы: собирали грибы и ягоды, мололи муку из пшеницы, разбирались в травах. В ежедневном меню всегда были супы, хлеб, каши. Исторически, народ не любил огородничество, поэтому из корнеплодов не так часто и готовили. Зато вспахивали земли, где сеяли зерно, следовательно, с этим проблем никогда не было.

Молочные продукты и яйца входили в обрядовые ритуалы, поэтому ели их нечасто. Мясные продукты употребляли с приходом холодов — для поддержания сил в организме требовались более питательные вещества. Приготовление блюд проводилось всевозможными методами: варка, жарка, тушка.

Долгие годы историки ведут споры о происхождении блюда, которое во всем мире называют достоянием россиян, — пельменей. Кто-то говорит, что их родина Урал, сами удмурты приписывают их себе, так как само название было заимствовано именно из языка удм — «пельнянь», где «пель» означает ухо, а «нянь» — хлеб. В любом случае, именно это блюдо названо национальным, и уже как 3 года в Республике проходит гастрономический фестиваль в его честь.

Как провожали умершего?

Ислам оказал большое влияние на погребально-поминальные обряды башкир. Но можно было встретить и элементы доисламских верований.

Процесс похорон включал пять этапов:

  • обряды, связанные с охраной покойника;
  • подготовка к погребению;
  • проводы умершего;
  • захоронение;
  • поминки.

Если человек был при смерти, то к нему приглашали муллу или человека, знающего молитвы, и он читал суру “Ясин” из Корана. Мусульмане верят, что это облегчит муки умирающего и отгонит от него злых духов.

Если человек уже умер, то его клали на жесткую поверхность, вытягивали руки вдоль тела и клали на грудь поверх одежды что-то жесткое или лист бумаги с молитвой из Корана. Покойный считался опасным, и поэтому его охраняли, а хоронить старались как можно быстрее — если умер утром, то до полудня, а если после полудня, то до первой половины следующего дня. Один из пережитков доисламских времён — приносить покойному милостыню, которая потом раздавалась нуждающимся. Увидеть лицо покойника можно было до обмывания. Тело обмывали специальные люди, которые считались важными наряду с копателями могилы. Им же вручали и самые дорогие подарки. Когда в могиле начинали копать нишу, тогда начинался процесс обмывания покойника, в котором принимали участие от 4 до 8 человек. Сперва обмывающие совершали ритуальное омовение, а затем мыли умершего, обливали водой и вытирали насухо. Затем покойника заворачивали в три слоя в саван из крапивной или конопляной ткани, а между слоями ставили листок с аятами из Корана, чтобы умерший мог ответить на вопросы ангелов. Для этой же цели на груди покойника имитировалась надпись “Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад Его Пророк”. Саван перевязывался веревкой или полосами ткани над головой, в поясе и на коленях. Если это была женщина, то до заворачивания в саван на неё надевали платок, нагрудник и штаны. После обмытия покойника перекладывали на покрытый занавесью или ковром луб.

При выносе покойника давали в дар живность или деньги тому, кто будет молиться за душу умершего. Им обычно оказывался мулла, а всем присутствующим раздавали милостыню. По поверьям, чтобы покойник не вернулся, его выносили вперёд ногами. После выноса дом и вещи омывались. Когда до ворот кладбища оставалось 40 шагов, читалась особая молитва — йыназа намаз. Перед погребением снова читалась молитва, и умершего на руках или полотенцах опускали в могилу и укладывали лицом к Каабе. Нишу прикрывали досками, чтобы земля не попадала на покойника.

После того как на могилу попадал последний ком земли, все усаживались вокруг холмика и мулла читал молитву, а в конце раздавалась милостыня.Процесс похорон завершали поминки. Они, в отличие от похорон, не были религиозно регламентированы. Их справляли на 3, 7, 40 день и через год. На столе, кроме национальных блюд, обязательно была жареная еда, так как башкиры верили, что этот запах отгонял злых духов и помогал умершему легко ответить на вопросы ангелов. После поминальной трапезы на первых поминках раздавали милостыню всем, кто участвовал в похоронах — мулле, охранявшим покойника, обмывавим и копавшим могилу. Часто, кроме рубах, нагрудников и других вещей, давали мотки ниток, что, согласно древним поверьям, символизировало переселение души с их помощью. Вторые поминки устраивались на 7 день и проходили так же, как и первые.

Поминки на 40 день были главными, так как считалось, что до этого момента душа умершего бродила вокруг дома, а на 40 окончательно покидала этот мир. Поэтому на такие поминки приглашалась вся родня и накрывали щедрый стол: “гостей принимали как сватов”. Обязательно забивали лошадь, барана или телку и подавались национальные блюда. Приглашенный мулла читал молитвы и раздавалась милостыня.

Поминки повторялись через год, которые завершали похоронный обряд.

Скоро сказка сказывается…

Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал–батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт – значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» – «башкир».


Башкир у своего дома (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год 

Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр – всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector