План индивидуальной работы с детьми овз

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
   => array(6) {
     => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
     => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
     => string(6) "182983"
     => string(7) "prochee"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1425662741"
  }
}

Доклад на РМО «Использование инновационных технологий в воспитательном процессе при работе с детьми с ОВЗ»

object(ArrayObject)#873 (1) {
   => array(6) {
     => string(200) "Доклад на РМО "Использование инновационных технологий  в воспитательном процессе при работе   с детьми с ОВЗ" "
     => string(116) "doklad-na-rmo-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
     => string(6) "107225"
     => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1403186886"
  }
}

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

object(ArrayObject)#851 (1) {
   => array(6) {
     => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
     => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
     => string(6) "248169"
     => string(16) "nachalniyeKlassi"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1446668447"
  }
}

Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

object(ArrayObject)#873 (1) {
   => array(6) {
     => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
     => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
     => string(6) "248177"
     => string(16) "nachalniyeKlassi"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1446669676"
  }
}

Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

object(ArrayObject)#851 (1) {
   => array(6) {
     => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
     => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
     => string(6) "209261"
     => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
     => string(7) "prochee"
     => string(10) "1431077143"
  }
}

Семейное обучение

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.  

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации». 

Организация учебного процесса и ответственность лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.   

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

<<Форма с консультацией>>

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.  

Преимущество онлайн-занятий в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.  

Каждое занятие сопровождает интерактивное домашнее задание, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

За выполнение заданий ученики получают ХР — «очки опыта», которые превращают обучение в увлекательную игру

В течение недели с ребёнком работает куратор. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием. В конце недели куратор отправляет родителям отчёт об успехах и точках роста учащегося. 

Критерии получения группы инвалидности

Право на льготный статус возникает в случае, когда недуг, травма, увечье ограничивают возможности их обладателя (умственные и физические). Таким образом, фиксируется нуждаемость человека в соцзащите и тд.

Важно! По словам экспертов, нет полного списка заболеваний, по которым обязательно дадут группу инвалидности. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Ребёнка или взрослого признают льготником только по итогам проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Специалисты опираются на предоставленные документы, оценивают признаки нездоровья, опрашивают больного и тд

В частности, принимают во внимание следующие дисфункции:

— утрата зрения, слуха, голоса, чувствительности тактильных и других анализаторов;

— расстройства психики — частичная или тотальная потеря памяти, способности нормально мыслить, управлять сознанием и выполнять элементарные действия;

— деформация тела — к примеру, из-за отсутствия части тела простые движения, перемещение становятся невозможными, либо затруднены.

В целом группу дают согласно тому, на сколько сильно проблема ухудшила жизнедеятельность человека. После присвоения  в большинстве случаев особый статус требуется подтверждать на МСЭ раз в год или в несколько лет. В исключительных ситуациях (необратимые недуги, ухудшение самочувствия и пр) группа устанавливается до конца жизни (бессрочно).

Что такое ОВЗ?

Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.

Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:

— тревожность;

— низкую самооценку;

— неумение испытывать уверенность в себе.

Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.

В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:

1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;

2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;

3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;

4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.

Комбинированные группы ОВЗ

В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:

— при необходимости дополнительно консультируют родителей;

— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;

— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;

— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.

Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.

Категории детей с ОВЗ

Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:

— задержку психического развития;

— нарушения опорно-двигательного аппарата;

— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);

— аномалии  в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;

— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;

— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;

— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.

Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.

Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.

Календарный учебный график

Календарный учебный график разработан в соответствии с:

      —  Федеральным законом N 273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации», п.9 ст.2; п.5  ст.12., п.6 ст.28., ст.30; п.11 ст. 34.

      — Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г № 373 в действующей редакции;

      —   СанПиНом  2.4.2.2821-10. (29.12.2010.,постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189).п.10.3;  п.10.31.                                            

      —   Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г., №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих Программы общего образования»

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и  коррекционных школ

Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому,  умственному, психическому развитию

Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств

А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи  и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Почему обычная школа подходит не всегда

Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:

  • инфраструктура территории школы и помещений для занятий может быть не приспособлена, например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
  • темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7-8 уроков; 
  • формат массовой школы не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче. 

Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий. 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПК

— Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № НТ-392/07 от 09.04.2014 г. «Об итоговой — аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.2016 г. «О введении ФГОС ОВЗ»- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 10.07.2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»- Приказ Минобрнауки России № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»- Приказ Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»- Приказ Минобрнауки России № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья- Приказ Минобрнауки России» № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»- Приказ Министерства образования Калининградской области № 611/1 от 29.06.2015 г. «Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних граждан»

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) ,  имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы

  1. Право  на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,  психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По  окончании  9, 11  класса   право  на  выбор  традиционной  формы  сдачи государственной итоговой аттестации  (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  форме  основного  государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Как получить заключение ПМПК

Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).

Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

  • заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
  • направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
  • заключение или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);
  • заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
  • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
  • характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Такой порядок установлен в пунктах , ,  Положения, утвержденного .

Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК ( Положения, утвержденного ).

Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.

Такие сведения, согласно статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.

Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка ( Положения, утвержденного ). Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер ( Положения, утвержденного )

Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет

Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер ( Положения, утвержденного ). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.

Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.

Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в Положения, утвержденного .

Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.

Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector