Список коммуникативных игр с детьми

Каковы трудности общения в дошкольном возрасте?

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджетов, заменяющих порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Кроме того, сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения деток азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Спортивные игры

Спортивные игры с родителями, развивающие физическую выносливость, ловкость и координацию движений, имеют также очень большое значение. Умеренные физические нагрузки очень полезны для растущего организма. Спортивные игры способствуют развитию правильной осанки, развивают все группы мышц, укрепляют здоровье ребенка. Преимущество таких игр в том, что они не требуют специальной экипировки, поэтому ими можно заняться дома:

  • «Самый быстрый». Играют обычно два игрока, взрослый и ребенок. Берут два стула, к спинкам которых привязывают по широкой ленточке. Затем, по команде, каждый начинает скручивать свою ленточку. Победит тот, кто быстрее это сделает и первым сядет на стул.
  • На координацию движений. Участвуют обычно два человека. Оба одновременно берутся правой рукой за правое ухо, а левой рукой за нос. Затем нужно хлопнуть в ладоши и поменять руки, т. е. левой рукой взяться за левое ухо, а правой рукой за нос. Выигравшим считается тот, кто ни одного раза не нарушил условие игры и не запутался.
  • «Слепой художник». Участвуют несколько детей и несколько взрослых. Сначала дети с закрытыми глазами рисуют каждого взрослого. Затем взрослые с закрытыми глазами рисуют детей. В конце все открывают глаза и смотрят, что у них получилось.

Игры для старших дошкольников

Существует множество коммуникативных игр для детей 4-6 лет. Они подразумевают работу в большом коллективе, но некоторые могут быть проведены и с родителями. Первое предпочтительнее, т.к. ребенку приходится общаться со многими собеседниками, что делает его опыт многогранным.

«Золотой гусь»

Игра основана на одноименной сказке, в которой люди приклеивались друг другу. Участники встают в круг. Ведущий по очереди просит каждого назвать любую часть тела. После этого он считает до трех. Игроки должны «приклеиться» к соседу справа той частью тела, которую они назвали. Точка соприкосновения не имеет значения, но в процессе никто не должен упасть.

«Пять островов»

Организаторы оставляют на полу 5 больших цветных кругов. Каждый из них должен иметь такую площадь, которая способна вместить всех игроков. После подготовки попросите всех участников выбрать тот «остров», на котором они хотят жить. Предупредите детей, что скоро наступит цунами. Острова по очереди будет топить, а их жителям придется перебираться к соседям. Затем выбирайте круг и просите детей «переехать». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся на одном острове.

«Поздоровайся»

Игра помогает развивать воображение и создает психологически непринужденную атмосферу. Сначала ведущий рассказывает о разных способах приветствия. Можно взять примеры из других стран или придумать собственные методы. Затем участникам предлагают поздороваться друг с другом любым способом. Игроки могут придумать свои жесты.

Игра «Путанка»

Для игры понадобятся 4-8 участников и ведущий. Последний отворачивается и дает время на подготовку. Игроки встают в круг, берутся за руки и начинают путаться друг с другом, образуя единый живой клубок. Ведущий должен распутать участников.

«Кенгуру с детенышем»

Игра не только учит действовать сообща, но и развивает скорость и ловкость движений. Вместо детеныша используют мяч или любой другой небольшой предмет. Участников нужно поделить на 2-3 команды. Ведущий отмечает линию старта и финиша, затем дает команду. Игроки выстраиваются в порядке очереди. Первые участники зажимают мяч между ногами и начинают прыгать к финишу. Потом разворачиваются и возвращаются к своей команде, передают «детеныша» и громко произносят: «Я — кенгуру!» Игра продолжается, пока все не пройдут трассу.

«Зеркальное отражение»

Двое участников становятся напротив друг друга. Первый совершает движения в произвольном порядке. Другой игрок должен повторять.

«Хромая уточка»

Игра рассчитана на компанию от 5 участников. Ведущий выбирает площадку для игры и отмечает границы, за которые нельзя выходить. Один игрок становится «хромой уточкой». Он встает в центр. Остальные игроки произвольно распределяются по выбранной площадке. Они становятся на одну ногу, вторую сгибают в колене и придерживают стопу рукой. По сигналу ведущего «хромая уточка» начинает гоняться за остальными и пытаться их поймать. Если это удается, попавшийся игрок тоже помогает схватить других. Последний оставшийся участник становится новой «хромой уточкой» в следующем раунде.

Командные игры

Отлично учат чувствовать коллектив и способствуют его сплоченности командные игры. Для этого желательно научиться играть в такие игры, как:

  • «Волейбол в Новый год». Так как игра требует большого пространства и тихо поиграть в нее не получится — лучше делать это вне дома. Зал нужно украсить новогодними украшениями, а посередине вместо сетки протянуть какую-либо новогоднюю растяжку с поздравлениями или длинную гирлянду. Также потребуется большое количество разноцветных надувных шариков. По одну сторону «сетки» располагается команда взрослых, а по другую — детей. Суть игры в том, чтобы каждая команда старалась перетолкнуть все шарики со своей стороны на сторону противника, не позволяя шарикам упасть. Победившей считается та команда, на стороне которой осталось как можно меньше шариков.
  • «Наступить на шарик». Участвуют несколько детей и несколько взрослых. К ноге каждого участника на уровне лодыжки привязывается надутый шарик. В процессе игры нужно стараться наступить на шарик противника так, чтобы он лопнул. При этом необходимо следить, чтобы собственный шарик оставался в сохранности.
  • «Толкатель ядра». Для этого команде из взрослых и детей потребуется один надувной шарик. Победителем будет считаться тот, кто толкнул шарик как можно дальше от нарисованной на полу линии. Место падения шарика у каждого игрока следует отмечать на полу цветными мелками.
  • «Повар». Участвуют команда взрослых и команда детей, у каждой из которых имеется свой поднос. На подносе лежит список продуктов, из которых нужно приготовить то или иное блюдо, а на отдельных столиках лежат необходимые для этого продукты. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все необходимые для этого угощения ингредиенты на поднос.

Все игры, где дети и родители играют на равных — это не только совместное веселое времяпровождение, но способ повышения детской самооценки. Благодаря таким играм, дети чувствуют свою значимость и равноправие со взрослыми, что позволяет им полноценно развиваться духовно и физически. А гармонично развитый ребенок, который со временем превратится в самодостаточного взрослого человека, уверенно и твердо идущего по жизни, — мечта каждого родителя!

Польза для детского развития

Коммуникативные упражнения полезны по следующим причинам:

  1. Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом — в школе. В дальнейшем навыки сохраняются, поэтому уже взрослый человек быстрее адаптируется в университете, на работе, среди компании незнакомых людей и т.д.
  2. Вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. Игры помогают решить эту проблему. В процессе ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
  3. Способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. Люди с в меру живой мимикой оцениваются другими как более привлекательные, т.к. они харизматичные. В будущем человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.
  4. Улучшают воображение. Это становится базой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность. Неординарный подход делает ребенка более популярным, его успехи чаще отмечают воспитатели и учителя. Это повышает самооценку. Дети становятся счастливыми, т.к. получают одобрение со стороны других.
  5. Развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность и реже отвлекается от своей цели.
  6. Учат распознавать собственные чувства. Если до 3-4 лет детям речь нужна преимущественно для просьб и взаимодействия во время игр, то с возрастом способность говорить приобретает другое значение. Возникает потребность в эмоциях и их выражении. Речь становится главным инструментом. Сначала ребенок учится понимать, что он чувствует, а потом правильно доносить это до окружающих. Это ключевой коммуникативный навык, который обеспечивает гармоничное развитие. У людей, которые правильно осознают эмоции и контролируют их, ниже шанс появления психических отклонений.
  7. Развивают склонность к эмпатии. Ребенок учится понимать не только себя, но и других. Он начинает сочувствовать и сопереживать окружающим. На этой почве ему становится проще заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с людьми. При возникновении конфликтных ситуаций дети старшего возраста с развитыми коммуникативными навыками смотрят на проблему с обеих сторон, затем спокойно обсуждают происходящее и пытаются найти решение. Если умения развиты плохо, приоритетное значение имеет выражение эмоций или достижение собственной цели вне зависимости от средств.
  8. Учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации. Нормы позволяют направлять ребенка в дальнейшем, не дают ему стать асоциальным, препятствуют формированию девиантного поведения.
  9. Помогают позитивно воспринимать окружающий мир. В ходе занятий и проработки дидактического материала вырабатывается доверие. Ребенок заранее воспринимает окружающих людей позитивно. Благодаря чувству безопасности ему становится проще общаться и развиваться. Вырабатывается способность просить о помощи. Если человек относится к окружающему миру негативно, он испытывает постоянный стресс. Ему трудно о чем-либо просить, он предпочитает как можно меньше контактировать с другими людьми. Это замедляет развитие и снижает продуктивность.
  10. Делают ребенка полноценной частью социума. Это результат проработки остальных умений. После тренировок дети начинают осознавать себя как часть общества, у них появляются четкие границы. Они лучше контролируют себя и хорошо понимают, что им дозволено, а что — запрещено. После взросления у них выше шанс исполнить свою мечту и продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Из-за этого не происходит формирование связей с окружающими, отсутствует позитивный опыт, ребенок начинает видеть в окружающем мире угрозу и опасность. Это может преследовать человека всю жизнь. В результате появляется склонность к самоизоляции. Жизненная позиция становится пассивной. Возникает стресс, повышается риск развития психических отклонений.

Зачем нужны коммуникативные игры

В 4-5 лет дошкольники владеют лишь начальными навыками общения. Они хаотичны и становятся неэффективными на следующих этапах развития. Дети младшего возраста преимущественно общаются с родителями. К сверстникам они тянутся, но чаще стараются проводить время с одним товарищем, без других ровесников. Объединить детей в группу способны только совместные игры. Умения вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка пока нет, но коммуникативные игры помогают исправить это и подготовиться к школе.

Старшим детям часто тоже нужна дополнительная поддержка. Школьники уже понимают, что могут взаимодействовать с окружением не только в игровом формате, однако у них возникают новые вопросы.

Их нужно направлять: объяснять нормы, обучать правильно использовать невербальные и вербальные средства общения, помогать предугадывать чувства и эмоции других людей. Целью игр является формирование коммуникативной компетенции и умение использовать ее в повседневности.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры помогают коллективу, состоящему из детей и взрослых, быстрее подружиться, найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Среди данных игр наиболее полезными являются:

  • «Давайте познакомимся!». Дети и взрослые садятся в круг вперемешку. Самый первый участник говорит как его зовут. Затем второй участник также называет свое имя, но добавляет еще и свой возраст. Третий действует по той же схеме, но добавляет к рассказу о себе место своего жительства или учебы. А у самого последнего участника, замыкающего круг, уже должен получиться целый связный рассказ о себе.
  • «Смышленый паровозик». Участникам игры нужно организовать своеобразную шеренгу, встав друг за другом и положив впереди стоящему руки на плечи. Первым обычно встает взрослый. Затем направляющий начинает показывать какие-либо движения. Стоящая сзади него шеренга должна их в точности повторять.
  • «Веселая география». Дети и взрослые располагаются в кругу. Затем все по очереди называют свое имя, страну или город, начинающийся с такой же буквы, что и имя.

Развивающие игры

Самыми распространенными и несложными развивающими играми для детей являются следующие:

  • «Холодно — горячо». Ребенок выбирает какой-либо предмет или любимую игрушку, передает ее взрослому, закрывает глаза либо отворачивается (главное — не подглядывать). Взрослый прячет предмет в комнате. Затем ребенок постепенно приближается к тем или иным предметам в помещении в поисках спрятанной игрушки. Взрослый же в это время дает ему подсказки: «холодно», «теплее» или «горячо». Если ребенок движется не в ту сторону, звучит подсказка «холодно». Если направление поиска правильное, то, соответственно «тепло», «теплее» и «горячо».
  • «Что пропало?». В данной игре взрослый на столе раскладывает перед ребенком различные предметы: карандаши, ручки, счетные палочки, мелкие игрушки и так далее. Затем он просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время убирает со стола какую-либо вещь. Когда ребенок открывает глаза, взрослый просит его назвать исчезнувший предмет. Эту игру можно немного преобразовать и выкладывать на столе однозначные, но разноцветные предметы (например, карандаши), и так же просить ребенка определить, какого цвета карандаш исчез.
  • «Мужские и женские имена». По правилам игры взрослый и ребенок должны по очереди быстро называть мужские и женские имена. При этом ни одно имя не должно повторяться.
  • «Вкусное — невкусное». Желательно, чтобы в этой веселой игре участников детского возраста было несколько. Еще потребуется среднего размера мяч. Взрослый по очереди бросает детям мяч, при этом называет что-то съедобное или несъедобное. Если прозвучало что-то съедобное, ребенок должен поймать мячик, а если несъедобное — оттолкнуть от себя.
  • «Нарисуй так же». Взрослый рисует на листочке бумаги несколько простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), показывает ребенку в течение 1 минуты, затем убирает листок и просит ребенка нарисовать на чистом листочке то, что он только что видел, причем в такой же последовательности.

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные игры преследуют те же цели, что и классические. Они стараются подтолкнуть детей к выстраиванию отношений.

Датская народная мелодия

Другое название игры — «Здравствуйте!» Ведущий включает музыку. Игроки совершают танцевальные движения, пока не услышат протяжный аккорд. В этот момент они должны пожать руку другому участнику. Затем танец продолжается до следующего длинного аккорда. Каждый раз нужно здороваться с новым игроком.

«Что видели — покажем»

Дети разбиваются на несколько команд. В каждой должно быть от 2 до 6 человек. После этого дается время на подготовку, в течение которого участники придумывают, что они будут показывать. Это может быть небольшая сценка, демонстрация какого-то вида спорта или имитация поведения животного. Затем первая команда молча показывает задуманное, а другие должны отгадать, что участники изображали. После этого выступает следующая группа.

«Ищи музыку»

Под музыку дети становятся парами и выстраиваются в круг так, что один стоит к центру спиной, а другой — лицом. В середине находятся водящий. Он дает команду «Ищи!», после чего все, кто стоят лицом к центру, забегают в круг. Остальные поворачиваются и ждут следующего раунда, в котором искать будут уже они. Играет музыка, участники внутри круга танцуют. Когда наступает тишина, игроки быстро должны найти себе пару из тех, кто стоит на месте. Тот, кто остался один, становится следующим ведущим.

«Звериное пианино»

Дети присаживаются на корточки в один ряд. Они исполняют роль клавиш в пианино. Каждому ребенку дают карточку с изображением животного, голосом которого он становится. Ведущим проходит мимо пианино и нажимает на «клавиши», т.е. прикасается к головам детей. Каждый игрок должен откликаться голосом соответствующего животного.

Игра «Нос к носу»

Под включенную музыку участники двигаются по всей комнате. По команде ведущего они останавливаются, находят себе пару и соприкасаются теми частями тела, которые назвал взрослый. Можно попросить игроков прижаться друг к другу ушами, коленками, носами и т.д. Затем музыка снова включается, дети продолжают двигаться до следующей остановки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector