Что такое индивидуальный план обучения: кто по нему учится?

Содержание:

Структура

Ну и в самом конце хочется немного рассмотреть структуру учебного плана (т.е. те пункты, которые там должны обязательно присутствовать).

  1. Титульный лист. Однако это не отдельный листок, как в курсовой работе или реферате. Это так называемая «анатомичка» учебного заведения. Тут должны быть указаны название школы или вуза, кафедра, специальность (с кодами) и т. д.
  2. Следующий пункт: сводные данные относительно бюджета времени (по неделям). Тут расписывается время, отведенное на обучение, зачеты и экзамены, каникулярное время.
  3. План учебного процесса, где прописываются распределение часов по предметам.
  4. Особый пункт: практика (производственная, преддипломная (для учащихся вузов)).
  5. Отдельным пунктом идет государственная аттестация.
  6. Блок подписей, которые скрепляются мокрой печатью.

Все эти пункты являются обязательными при составлении учебных планов. Структура учебного плана не подлежит изменениям и не может быть скорректирована на свое усмотрение.

Основные составляющие индивидуального образовательного маршрута

В основе плана индивидуального маршрута лежит типовой документ, состоящий из нескольких разделов:

Составляющие ИОМ

Раздел Что указывается в разделе
титульный лист название образовательного учреждения, полное имя ребенка, родителей, диагноз и т.д.
пояснительная записка анамнез, дополнительные сведения и причины по которым разрабатывается инструкция
характеристика описание уровня развития и психологического состояния ребенка
сведения социального характера отношения с окружающими, контактность и самостоятельность
медицинские данные  диагноз и прогнозы врачей
информационный раздел полноценный план действий на ближайшее время.

Маршруты направлены на индивидуализацию работы с каждым ребенком для того, чтобы их можно было учить в обычной школе. Он учитывает не только умственные и физические способности, но даже и количество детей в семье, взаимоотношения с родителями и прочие факторы, которые могут повлиять на психическое состояние.

Структура индивидуального образовательного маршрута развития

Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Задача специальной комиссии, в состав которой входят медики, психологи и педагоги. Они разрабатывают индивидуальный план. Его структура будет отличаться в зависимости от нескольких факторов:

  • диагноз;
  • уровень развития;
  • возраст;
  • цели.

Маршрут дошкольника обычно может иметь две основные цели – попадание в группу детского сада или подготовка к инклюзивному образованию в общеобразовательной школе. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий по повышению умственных, коммуникативных и социальных навыков.

После составления маршрута и утверждения его с руководством сада или школы, сопровождением его исполнения занимается специальная служба, предусмотренная в команде управления образовательным учреждением.

В большей степени маршрут касается воспитателя или педагога и родителей. Так, как только их совместная работа поможет добиться результатов. Он влияет на расписание занятий, сложность заданий и даже прогулки или посещение общественных мест. Тем более в нем указывается уровень нагрузки на учебе, возможная сложность и задачи с которыми ребенок точно должен справиться. При смене учебного заведения документ остается действительным, как и при замене педагога.

Статья в тему:Программа по математике для детей с ОВЗ

Принципы

Стоит сказать о том, что индивидуальный учебный план в обязательном порядке должен реализовать следующие принципы:

  1. Составляется он на основе общеобразовательной программы, которая студентом должна быть в обязательном порядке выполнена.
  2. В индивидуальном учебном плане допускаются изменения относительно учебного плана, однако в пределах 5-10%.
  3. Вносить изменения в план возможно только в третьем разделе (дисциплины по специальности), относительно нормативных дисциплин изменения невозможны.

Как обычный учебный план, так и индивидуальный скрепляются комплектом подписей и обязательно мокрой печатью. Только в таком случае учебный план считается официальным документом, согласно которому можно вести процесс обучения.

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года

Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС)

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.

Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.

Образец бланка заявления на перевод

Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.

Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.

Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.

Зачем нужен учебный план?

Функция 1 (нормативная): целенаправленный выбор языка для обученияФункция 2 (нормативная): фиксация перечня предметов и дисциплин для базового, профильного и углубленного освоения с определением способа обучения и почасовым планомФункция 3 (организационная): четкое определение профиля образования с учетом его перспективФункция 4 (мотивационная): нацеленность всех этапов на конкретный результатФункция 5 (мотивационная): поэтапность в процессе обучения стимулирует мотивацию студента и степень его вовлеченности в учебный процессФункция 6 (контрольная): контроль результативности учебного процесса на каждом этапеФункция 7 (результативная): максимальное использование индивидуальных способностей ребенка в процессе обученияФункция 8 (результативная): минимизация продолжительности обучения и оптимизация финансовых затрат, хеджирование рисков ошибок при выборе академических программ и учебных заведений

Плюсы и минусы индивидуальной формы

Каждый студент, который решил воспользоваться индивидуальной формой обучения, рассчитывает, что она принесет ему какие-то выгоды. Особенно, если ему предложили хорошую работу, а окончание университета не за горами. Но стоит знать также, что индивидуальное обучение подходит не всем людям и нужно быть готовым к трудностям.

Например:

  1. Трудности с некоторыми предметами, разобраться в которых было бы легче на лекциях.
  2. Отсутствие самодисциплины, ведь нужно будет после рабочего дня заставлять себя заниматься. Именно самодисциплина является самым проблемным местом студентов, не имеющих опыта самостоятельной работы.
  3. Уплотненный график, ведь увеличение нагрузок влечет за собой отсутствие времени на собственные потребности.

Одним словом, необходимо взвесить плюсы и минусы, хотя советовать это студенту, окрыленному возможностью высокооплачиваемой работы или интересных исследований, бесполезно: он выберет ИГО.

Кто может учиться по индивидуальному графику?

Индивидуальный график обучения – вынужденное решение в сложившейся ситуации. Гораздо легче приходить на лекции и сдавать вместе с группой (все студенты знают,  что морально комфортнее  ожидать  под дверью экзаменационной комнаты в компании, нежели по одиночке). Но существуют ситуации, когда необходимо перейти на индивидуальный план.

При каких обстоятельствах можно претендовать на ИГО:

  1. Рождение ребенка. Также молодые мамы имеют право учиться по индивидуальному плану, если у них есть дети до 3 лет. Случаи бывают разные, если мать поступила в вуз, техникум, имея на руках младенца.
  2. Длительная болезнь. Если студент дневного отделения не посещает лекции в течение 1 – 1,5 месяца, он может написать заявление на индивидуальный график в вузе, чтобы не терять год, уходя в академический отпуск.
  3. Студент дневного отделения получил работу по специальности.
  4. Смерть кого-либо из членов семьи, кто содержит студента. В этом случае человек должен идти работать, чтобы обеспечить себя деньгами.
  5. Научная работа, связанная с поездками. Студенты, которые занимаются исследованиями, могут на законных основаниях не посещать лекции, изучая материал самостоятельно.
  6. При переводе из другого вуза. Чаще всего ИГО необходимо, если программы сильно отличаются, а также есть академическая задолженность. Студенту лучше посвятить больше времени для ликвидации хвостов и подтянуть знания с профильных предметов. Это не мешает ему посещать лекции выборочно, так как график индивидуальных занятий построен так, что предметы можно посещать, а можно изучать самому.
  7. Студент является членом сборной команды вуза и часто ездит на соревнования. Университеты берут абитуриентов со спортивными достижениями в прошлом, чтобы они защищали честь вуза.

Чтобы претендовать на индивидуальный график обучения, студент должен написать заявление в деканат и получить разрешение. В каждом университете свои условия предоставления ИГО.

Особенности

Составляя учебный план (2014-2015 гг.) для вузов, стоит помнить о том, что количество дисциплин, которые должен сдать студент на протяжении года, не должно превышать 10 экзаменов и 12 зачетов. Также нужно учитывать, что некоторые моменты кафедра может изменять по своему усмотрению:

Регулировать объем часов, отведенных на изучение определенного предмета (обязательно в пределах 5-10%).
Самостоятельно формировать циклы плана, оставляя при этом частично нетронутым цикл нормативных дисциплин (сюда будет входить история, философия и иные обязательные предметы, предназначенные для изучения всеми студентами, независимо от специальности).
Каждый преподаватель может составлять авторские программы читаемых дисциплин, при этом рекомендуя определенное количество часов на их изучение (кафедра обязательно принимает во внимание эти рекомендации).
Разделение часов на изучение того или иного предмета из цикла специализированных для определенной кафедры дисциплин происходит на усмотрение администрации кафедры, однако обязательно в достаточном для полного изучения предмета количестве.

Как оформить ИГО в вузе?

Если после написания заявления педагогический совет вуза принял решение предоставить студенту такую возможность, исходя из требований, то следующим шагом будет составление индивидуального графика.

После получения нормативного акта студенту предоставляется куратор из числа педагогов, с которым он составляет наиболее удобный график посещения университета. Он должен устраивать преподавателей дисциплин, а также самого студента, исходя из его ситуации.

В документе прописываются:

  • количество изучаемых предметов;
  • сроки сдачи промежуточных работ;
  • сроки сдачи зачетов и экзаменов;
  • количество посещений лекций за семестр.

Копия документа сохраняется в деканате.

Если человек учится одновременно в двух вузах (например, поступил во второй, перейдя на старший курс первого университета), индивидуальный график можно попытаться оформить в обоих учебных заведениях.

Это может не получиться из-за несоответствия специальностей одного и второго. В любом случае, хорошая репутация студента дает такой шанс.

Индивидуальный учебный план: Стратегия образования + Тактика образования

Итак, рынок образовательных услуг сегодня — это огромный супермаркет, где товар по полкам разложен хаотично, более того, описание товара — на разных языках. Относительно понятны лишь цифры на ценниках. Не стоит рисковать и покупать не понятно что. Лучше делать это осознанно, поставив всего один вопрос и найдя на него четкий ответ:

Что именно Вы хотите получить:
— хорошую специальность и высокооплачиваемую работу?
— конкретные навыки и умения по определенному направлению?
— профориентацию?
— свободное владение языком?
— понять и развить способности ребенка?
— реально оценить наклонности и способности своего ребенка?
— здоровый и безопасный отдых для ребенка?
— обеспечить ему хороший круг общения?

Далее нужно адекватно оценить исходные данные:
— возраст ребенка
— реальное знание иностранных языков
— уровень его подготовки по обязательным школьным дисциплинам
— способности и наклонности
— степень мотивированности и заинтересованности
— самостоятельность и самоорганизованность
— финансовые ресурсы

Это будет основой для разработки учебного плана, рассчитанного именно для Вашей цели и с учетом именно Ваших исходных данных. Разработка и использование индивидуального учебного плана позволит реализовать любые образовательные потребности ребенка и его родителей.

Индивидуальный учебный план

Право обучающегося на выбор учебных предметов (базисных, профильных, углубленных)
+
Реальная оценка исходных данных
+
Четко поставленная конечная цель

Индивидуальный учебный план

выбор языка обучения, разработка этапов обучения с учетом образовательных запросов родителей, склонностей, личных и профессиональных интересов и познавательных возможностей ребенка, тенденций на мировом рынке образовательных услуг и экономических процессов, влияющих на национальные рынки труда

Стратегия

Индивидуальная образовательная программа

разработка плана реализации каждого этапа учебного плана с учетом видов образовательных программ, типов учебных заведений, методов и форм проверки образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационных условий

Тактика

Индивидуальный образовательный маршрут

подбор конкретных учебных заведений и программ обучения с учетом их рейтинга, требований времени, образовательных запросов, возможностей ребенка и финансовых возможностей родителей

Примерная схема подготовки к поступлению в топовый зарубежный вуз

Срок обучения

5 лет

2 года

3 года

Стоимость обучения

€7’000/год

€10’000/год

€12’000/год

Этапы обучения

Цель обучения

25 

Возраст ребенка

13-14 лет

15-18 лет

Как составить индивидуальный учебный план

Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.

Обязательные пункты ИУП:

  • в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
  • включают дополнительные предметы на базовом уровне;
  • включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
  • учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.

Общий алгоритм, как сделать учебный план:

  1. Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
  2. Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
  3. Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  4. Изучить образовательную программу школы.
  5. Составить ИУП на основе этих данных.

Особенности при ликвидации академической задолженности

Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.

Главные рекомендации

Стоит сказать о том, что все учебные планы и программы должны быть составлены согласно принципам, прописанным Министерством образования. Так, при их составлении нужно придерживаться следующих моментов:

  1. Учебный план должен быть составлен согласно следующим документам: ГОС ВПО и ООП (это образовательные стандарты, которые являются официальными документами).
  2. Все дисциплины специальностей не должны превышать объем, который был регламентирован образовательным стандартом.
  3. Все индивидуальные работы студента – лабораторные, курсовые, графические работы, рефераты, а также аттестационные моменты (экзамены или зачеты) – входят в общие часы, отведенные на изучение определенного предмета.
  4. Некоторые моменты образовательное учреждение может изменять на свое усмотрение. Однако федеральные дисциплины всегда остаются неизменными. Например, количество часов, отведенных на физическую культуру – постоянно.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика

Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам)

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель

Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  . Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать

Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.)

Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать

Когда надо разрабатывать Индивидуальный учебный план?

Образование — сложный и многоуровневый процесс. Хорошее образование — тем более. При этом стоит понимать, что изучение языка в этом процессе — самый важный этап. Чем лучше ребенок знает язык, тем больше шансов хорошо усвоить учебную программу. Чем раньше ребенок будет знать язык на приемлемом для обучении уровне, тем больше материала он сможет усвоить, а значит, будет лучше подготовлен к университету.

Психологи утверждают, что сенситивный период (максимально ориентированный на восприятие возраст) лежит в интервале от 1,5 лет до 9 лет. Поэтому взрослым намного тяжелее даются новые языки, чем детям.

Процесс изучения языка должен быть регулярным. Ребенок не сможет усвоить язык, занимаясь урывками

Не ждите быстрых результатов и относитесь с осторожностью к тем, кто обещает обучить ребенка за 6-7 месяцев. Это невозможно в принципе!

Родители, которые откладывают изучение языка на потом, надеясь, что английский легко «нагнать» в подростковом возрасте или «подтянуть» к сдаче ЕГЭ, серьезно рискуют упустить драгоценное время и сделать образование своих детей неконкурентоспособным или чрезвычайно дорогим. Уверенность и беглость речи у ребенка, который учит язык с 4 лет, гораздо выше, чем у его сверстника, начавшего в 7 и позже. Языковые навыки сформировать за «пару лет», не находясь в языковом окружении, невозможно. Достичь с нуля уровня В2 можно за 5-6 лет регулярных правильно организованных занятий. Для лучшей подготовки к обучению за рубежом уровень В2 должен быть достигнут к 12-13 годам, чтобы перейти к следующему этапу   — предельный возраст для прохождения профориентационных программ,  выявляющих интересы и способности ребенка, знакомящих его с миром будущей специальности. Заниматься профориентацией в старшей школе уже поздно: выбор должен быть уже сделан.

Лучше всего разработать учебный план в возрасте 7-8 лет, когда есть достаточно времени для реализации всех его этапов и нет необходимости их перепрыгивать.

Условия предоставления индивидуального графика в вузе

Чаще всего в вузе ИГО предоставляют студентам старших курсов, а также магистрантам. Почему: человек уже успел зарекомендовать себя с хорошей стороны, с ним меньше проблем. Скорее всего, он получил работу и будет стараться успешно окончить вуз.

В техникумах есть возможность перейти на индивидуальную форму обучения даже с первого курса, но это нужно уточнять в каждом отдельном случае.

Иногда деканат строго рассматривает кандидатов на индивидуальный график в вузе, требуя хороших оценок, чтобы потом не было проблем с успеваемостью.

Нужно иметь в виду, что в документах вуза могут быть прописаны сроки возможной подачи заявления. Если их пропустить, деканат не разрешит ИГО. Чаще всего заявление необходимо написать в начале текущего семестра, максимум –  через неделю после его начала.

Для каждого особого случая – болезнь, декрет или еще что-то – студент должен предоставить документы или показать трудовую книжку, где есть запись о начале трудовой деятельности по своей специальности.

Возможность изучать предметы (или часть предметов) блочно. Это выгодно с точки зрения обучения (метод погружения в предмет, тему, блок)

Пример ИУПа, построенного на блочном изучении:

Так как я при зачислении в школу для аттестации не оформляла ИУП в полном соответствии с данным в 22 и 23 пп ст 2 определении, то есть я давала «перечень, трудоемкость», но не описывала «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов», то и объяснять буду на нашем графике экзаменов — именно для этого документа только и стоит создавать ИУП. Этот график был у нас приложением к заявлению о проведении промежуточной аттестации.

8 кл

час за год

консультация

экзамен

Информатика и ИКТ

35

05.09

12.09

Основы безопасности жизнедеятельности

35

05.09

19.09

Обществознание

35

26.09

03.10

История

70

26.09

24.10

Литература

70

24.10

21.11

Биология

70

24.10

19.12

География

70

19.12

09.01

Физика

70

09.01

30.01

Химия

70

30.01

20.02

Алгебра

        105

20.02

18.03

Геометрия

        70

18.03

08.04

Иностранный язык

        105

08.04

29.04

Русский язык

        105

29.04

22.05

Данный график экзаменов исходит из ИУПа, в котором информатика в количестве 35 часов в год изучается с 1 по 12 сентября, то есть 10 дней по 3,5 часа в день. После этого сдается экзамен за год. Для сравнения, учащиеся школы изучали этот предмет 1 час в неделю с 1 сентября по 31 мая. Затем также изучаются все остальные предметы. При этом физкультура, технология и ИЗО изучаются в течение всего года.

Выбор, какие предметы Вашему ребенку лучше изучать параллельно, а какие блочно, необходимо делать исходя из особенностей Вашего ребенка. Представляется, что разумно сочетать изучение иностранного языка, занятия спортом и творчеством в течение всего года и блочное изучение все остальных предметов.

Обычно по такой системе работают опытные репетиторы. Курс по любому предмету за всю школьную программу Вы можете найти в интернете на многочисленных сайтах по подготовке к ГИА.

Режим погружения способствует лучшему усвоению программного материала: позволяет четко организовать умственную деятельность на основе изучения главного в учебном содержании, учащиеся проходят через все уровни усвоения учебного материала, от базового (минимально необходимого) до творческого, при непрерывном обучении внутри каждого блока.

Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов. В школе Щетинина тоже использовали погружение.

Также блочно-зачетная система помогает адаптации учащихся к обучению на более высоких ступенях образования, в которых подобная форма преподавания является преимущественной.

Блочный метод подходит и для глубокого погружения в предмет, и в том случае, когда предмет изучается на уровне «сдал-забыл».

Блочное обучение на семейной форме я считаю необходимым и потому, что он дает возможность сократить количество аттестаций в год.

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Кто может перейти

На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:

  • школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
  • школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
  • детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • детей с ограничениями по состоянию здоровья;
  • школьников с академической задолженностью.

Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.

От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
  • дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
  • дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.

Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.

Заключение

Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».

Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью

В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector