Урок в соответствии фгос

Анализ урока

Чтобы добиться успеха в преподавательской деятельности, необходимо обдумывать и анализировать каждый проведённый урок. Нужно находить свои ошибки и промахи и разбираться, являются ли они пробелами в подготовке к уроку, или же явились результатом работы на самом занятии. Не рекомендуется сильно себя хвалить или слишком ругать. Нужно попытаться дать объективную оценку.

Многие педагоги в проведении уроков делают одну ошибку. Она касается начала урока, когда учитель проверяет домашние задания учеников. В течение 15 или 20 минут проверяются задания у всех учеников, в то время как класс ничем не занят. Такое расточительство времени непростительно. Начинающим преподавателям нужно взять это на заметку и не совершать подобных промахов.

Анализировать урок следует на основании тех целей, которые были поставлены перед ним. Если занятие прошло в лекционном режиме, следует выяснить, доступно ли был изложен весь необходимый материал, и поняли ли что-нибудь ученики. Конечно, ответ на второй вопрос будет известен только при проверке знаний класса. Если же занятие проводилось в форме конференции или семинара, необходимо проанализировать активность учеников и содержание их сообщений и докладов.

Основные методы организации занятия

В современном мире есть огромное количество всевозможных приемов, которые помогут учителю провести качественное занятие. Цели и задачи урока должны выполняться с использованием различных методов.

Одним из самых популярных является беседа, представляющая собой диалог между учителем и учащимся, в основном по инициативе первого. Задачей учителя в этом случае является подведение ребёнка к правильному ответу с помощью наводящих вопросов. Также во время диалога ученик развивает свою устную речь.

Демонстрация является современным методом. Учитель во время занятия объясняет материал с помощью различных таблиц, схем, картин, кинофильмов и т. д. Как известно, в задачи урока английского языка входит усвоение правил разговорной речи. Для выполнения данной задачи учитель может поставить фильм учащимся на английском языке с субтитрами.

Конференция – собрание учащихся с целью обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Она может проходить как на городском уровне, так и на школьном. Обычно она представляет собой официальное мероприятие, где участники выступают с докладами и сообщениями, а затем беседуют по ним. Очень хорошо помогает в развитии деловой речи.

Повторение новой темы на уроке также очень важно. Закрепление материала никогда никому не мешало

Как говорится, повторение – мать учения. Напоминать об уже пройденном материале очень полезно, особенно перед итоговой контрольной или самостоятельной работой. Эффективно повторять решённые задачи на уроках физики и математики. Это поможет лучшему усвоению материала.

Индивидуальное обучение проводится только в определённых случаях, когда ученик отсутствовал по причине продолжительной болезни и пропустил новый материал. Также учитель может оставаться после уроков с учеником, который плохо усвоил тему, и объяснить ему ещё раз.

Открытый урок

Данный тип урока проводится абсолютно во всех школах, и всем классам выпадало или ещё предстоит в нём поучаствовать. В задачи открытого урока помимо всех остальных входит повышение культуры общения, а также навык исследовательской работы. На него всегда приглашаются другие учителя либо студенты, происходит обсуждение какой-либо проблемы.

Учитель заранее называет тему и дату урока-семинара, и ученики тщательно готовятся. Начинается такое занятие со вступительной речи педагога, он объявляет тему и вопросы, которые будут обсуждаться. После этого учащиеся зачитывают свои сообщения и вместе с учителем и приглашённым гостем обсуждают проблему.

Задачи открытого урока почти всегда выполняются, так как дети в любом случае учатся правильному общению, получают новые знания.

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Наиболее общие критерии

Всего существует четыре такого рода критерия. Следуя им, можно сформировать качественный урок.

Результативность. Оценка данного критерия является сложной задачей, так как мнение всегда субъективно. Однако опытные преподаватели считают урок успешным, если он отвечает определённым требованиям:- высокий познавательный уровень занятия и самостоятельная работа учащихся;- помощь в формировании личности школьников;- хорошее общение между учителем и учеником.
Структура. В настоящее время это один из самых важных критериев, так как информации и способов её получения огромное количество, а время урока ограничено. Задача учителя – максимально правильно использовать отведённое время. Основная часть урока должна уходить на изучение новой темы. В оставшиеся минуты нужно произвести закрепление материала путём повторения и обыгрывания практических ситуаций.
Помощь в пробуждении познавательных способностей ученика. Знания должны усваиваться, а если ребёнок не готов слушать новый материал, то он и не будет, а следовательно, ничему на этом уроке не научится

Очень важно, что ученик был настроен на урок. Решение задач, связанных с логикой, очень эффективно в этом деле

Чтобы активизировать класс, можно придумать различные роли: консультанты, ассистенты и т. д. Задачи урока в школе довольно разнообразны, и чтобы выполнить как можно больше, педагогу необходимо настроить детей на занятие.
Творчество. Создание чего-то нового всегда приветствовалось всеми поколениями педагогов. Чтобы ребёнок не стеснялся выражать свои мысли, необходимо, чтобы он научился самостоятельности. Опытные преподаватели рекомендуют давать больше времени ребёнку что-либо делать самому. Это будет развивать в нём только самые лучшие качества. Например, в задачи урока русского языка входит обучение правописанию слов. Пусть ребёнок сам будет работать со словарем и выписывать новые слова.

Цели

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи и цели урока в соответствии с образовательным стандартом

После того как Российская Федерация перешла на новую систему образования, появился и новый стандарт. Задачи урока по ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) стали несколько иными. Сейчас от преподавателя требуется воспитать людей современного общества, привить детям осознание того, что они будут учиться всю жизнь. Главной целью по ФГОС является развитие школьника как субъекта познавательной деятельности.

На первый план выходит воспитание личности ученика. Помимо этого, требования включают в себя достижение метапредметных и предметных результатов. К первым относится активное использование коммуникативных компонентов в решении познавательных задач, а также применение всевозможных средств для сбора информации в соответствии с задачами предмета.

Познавательная или учебная задача урока потихоньку отходит на второй план. Так как в настоящее время много возможностей для самостоятельного усвоения знаний, школа основной целью ставит именно воспитание личности.

Что такое урок?

Данное понятие в современном виде означает ограниченное во времени каждодневное времяпрепровождение учителя и учеников с целью получения новых знаний. Урок – целая история, где есть те, кто преуспел в решении задания, и те, кто не смог его выполнить. Помимо знаний, учитель должен развивать своих учеников и в нравственном плане, воспитывать их.

Чтобы провести хорошее занятие, педагог должен чётко спланировать каждое действие. Перед занятием необходимо оговорить цели и задачи урока, тем самым настроив класс на выполнение определённых заданий. Урок должен стать для учащегося шагом вперёд. Каждое занятие школьники должны чему-то учиться

Очень важно развивать в детях самостоятельность

Урок – ограниченное по времени занятие, и дети должны это понимать

Какое бы важное место школа ни занимала в развитии знаний и воспитании ребёнка, без самостоятельной его работы ничего не получится. Время занятия должно использоваться максимально полезно

Это зависит от того, каким образом построит урок преподаватель. Кроме того, нужно грамотно окончить урок, ведь завершённость – немаловажная характеристика занятия.

Основные задачи урока

У педагогов есть такое понятие, как триединая цель урока. Оно означает результат, который должен быть достигнут в конце занятия. Почему триединая? Потому что сюда входит 3 задачи урока, которые являются основными: познавательная, развивающая и воспитательная. Именно выполнение всех этих целей сделает занятие максимально полезным как для учителя, так и для учеников. Рассмотрим их подробнее.

Познавательный аспект является основным и включает в себя следующие требования:

  • научить каждого ребёнка самостоятельности в получении знаний;
  • закладывать навыки, то есть точные действия, которые многократно повторяются до выработки автоматизма;
  • формировать умения, то есть сочетание навыков и знаний;
  • научить школьников тому, о чем рассказывалось на уроке.

Развивающий аспект считается самым трудным для педагога. В основном сложность состоит в том, чтобы придумать план данного аспекта на каждый урок. Однако это ошибочная методика. Сформированный единожды, указанный план может быть полезен на нескольких уроках, ведь развитие происходит медленнее обучения.

Развивающий момент состоит из нескольких пунктов: развитие речи, развитие мышления и развития движения, то есть двигательной сферы.

И, наконец, воспитывающий аспект. Это то, что отличает школу от других учреждений. Именно здесь ребёнок может быть воспитан в обществе. Есть несколько типов нравственных объектов, правильное взаимодействие с которыми поможет ученику освоить моральные принципы.

К этим объектам относятся другие дети, собственное «Я», труд, патриотизм и общество. Цель преподавателя – привить ребёнку осознание того, как можно поступать, а как не следует.

Урок в форме зачёта

Это те занятия, которые не очень нравятся ученикам. Обычно это бывает контрольная или самостоятельная работа, от которой будет зависеть итоговая оценка. Ученики всегда внимательно готовятся к такому уроку, ведь качество написанного диктанта или решённого уравнения будет влиять на многое.

Задачи урока такого вида – лучшее усвоение пройденной темы и проверка знаний ребёнка. О контрольной и самостоятельной работе учитель всегда предупреждает заранее и просит учеников подготовиться. Перед началом урока все дети садятся на места. Часто бывают случаи, когда учитель заранее готовит доску и пишет задания (в случае контрольной по математике). Тогда по звонку ученики сразу приступают к решению задач.

Если это диктант по русскому языку, то, соответственно, заранее ничего не пишется. Учитель диктует, а ученики должны записывать. Это довольно распространённая форма урока, практически всегда дающая свои плоды. После контрольной на следующем занятии проводится работа над ошибками, чтобы ученики поняли и запомнили свои недочёты.

Подготовка педагога к проведению урока

Это очень продолжительный и сложный процесс, ведь нелегко готовиться к каждому уроку, когда их в день по пять, шесть, а то и семь. Данный процесс можно представить по этапам:

Изучение учебной программы. Это действие производится обычно перед началом учебного года, чтобы выявить основные цели и задачи всего предмета, а также конкретной темы. Перед каждым уроком педагогу следует заглядывать в программу, чтобы выявить определённые задачи на данный момент.
Методическая литература. После освоения учебной программы необходимо ознакомиться с учебником, различными статьями по данным темам. Это делается для того, чтобы составить тематический план. Он должен быть не громоздким, а чётким, и отражать основную информацию.

Изучение каждой темы в учебнике. Прежде чем давать детям задания по нему, учитель должен знать, что там написано. В задачи урока входит максимально доступное изложение материала, чтобы учащиеся понимали, о чём речь

Зачастую в учебнике есть сложные моменты, и на них должен обратить внимание преподаватель.
Изучение материала по теме урока. Педагогу следует максимально полно знать тему, по которой проводятся занятия

Помимо учебной литературы необходимо прослушивать звуковую информацию и просматривать киноматериал. Если учитель собирается провести эксперимент на уроке, нужно очень серьёзно подготовиться, так как неудача может привести к подрыву репутации.
И, наконец, создание плана на урок. К данному этапу следует отнестись с особым вниманием, так как план является последним шагом в подготовке учителя к уроку. Он состоит из названия темы урока, целей и задач, структуры, перечня методических и учебных пособий. Также следует выделить время на каждый этап урока. План не должен быть большим по объёму, однако начинающим учителям рекомендуется делать конспект урока. Задача погружённости в тему будет выполнена с помощью этого способа.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет. 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Заключение

Труд педагога – один из самых тяжёлых и важных для всех нас. Недаром практически в каждом городе установлен памятник первой учительнице как дань уважения этой профессии. Преподаватели проводят свои занятия с целью обучить и научить детей тем навыкам и умениям, которые пригодятся в дальнейшем. В задачи урока входит и личностное воспитание ребёнка, объяснение моральных принципов.

Современное образование предъявляет высокие требования как к учителям, так и к учащимся. Сложные учебные программы, подробные планы и тому подобное ещё больше отягощают и без того сложную профессию. Но школа всегда была той ступенью, на которой формируется характер и знания. Она занимает огромное место в жизни каждого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector