Основные принципы противодействия коррупции

Содержание:

Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь

Профилактика коррупции — выявление и последующее устранение причин коррупции (статья 6 ФЗ «О противодействии коррупции»)

Следует отметить, что прокуратура не является органом предварительного расследования, обязанным выяснять причины и условия совершения коррупционных преступлений.

В качестве профилактических мер, направленных на предотвращение коррупции, в каждом случае выявления преступления коррупционной направленности органам предварительного расследования следует выяснять причины совершения каждого преступления коррупционной направленности. Указанная обязанность возложена на органы предварительного следствия ст.158 УПК РФ, в соответствии с которой они обязаны устанавливать в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.

Вместе с тем, указанная обязанность органами предварительного расследования должным образом не исполняется, фактические причины совершения преступлений указанной категории не выясняются, вносимые представления носят формальный характер, и обусловлены, в основном, необходимостью формирования положительной отчётности.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупции в школах

Антикоррупционная деятельность в школе представляет собой систему четко спланированных мероприятий, не позволяющих руководству образовательного учреждения пользоваться своим служебным положением в личных корыстных целях. Например, если ранее выдачей аттестатов об окончании школы занимался директор образовательной организации, то в настоящее время изготовление документов является автоматизированным процессом, что полностью исключает «продажу» аттестатов руководством школ. Антикоррупционная деятельность в школе предполагает комплекс мероприятий, включая работу с педагогическим составом, позволяющих предотвращать коррупционные ситуации. Например, пресекается исправление учителями оценок школьникам за взятку, сборы с родителей денег на ремонт в кабинетах, приобретение подарков учителям, покупку школьных учебников. По итогам года обязательно составляется подробный отчет. Антикоррупционная деятельность в образовательных учреждениях стала привычным явлением, она уже дала определенные положительные результаты.

Что говорит закон

Под коррупцией обычно подразумевают использование должностным лицом своих служебных полномочий в личных целях. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет это понятие как злоупотребление служебным положением, дача либо получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление этой выгоды данному лицу другими гражданами, совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица.

Закон выделяет следующие элементы антикоррупционной деятельности: противодействие, предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Типология коррупции

Под данным явлением подразумевают получение нечестных денежных доходов, взяток государственными структурами, вымогаемых у обычных граждан для своего личного обогащения. В качестве участников этого процесса могут выступать не только представители государственной власти, но и менеджеры компаний, директора детских садов и школ, а также индивидуальные предприниматели.

Это явление можно считать обратной стороной функционирования любого централизованного государства, претендующего на контроль и масштабный учет. По мере усложнения государственного аппарата модернизировалась коррупция, необходима была антикоррупционная деятельность. Документы, контролирующие подобный процесс, утверждаются на уровне высшей государственной власти, они обязательны для всех структур.

Ситуации, связанные с коррупцией

Приведем несколько конкретных примеров, которые можно связать с термином «коррупция». Например, командир полка строит себе личную дачу, используя государственные средства: военнослужащих, технику, материалы. Его деятельность не попадает под классическое понимание коррупции. Руководитель, пользуясь своей властью и полномочиями, приобретает материальные блага за счет подчиненных лиц. Руководитель расплачивается с «подельниками» дополнительными премиями, а также незаконным повышением их по карьерной лестнице.

Вторым примером является деятельность чиновников, которые должны, согласно российскому законодательству, работать честно. В реальности многие чиновники принимают решения в отношении отдельных лиц, иным компаниям (индивидуальным предпринимателям) они устраивают настоящие испытания, прежде чем дают согласие на ведение бизнеса. В российской юриспруденции подобное поведение раньше называли мздоимством.

Конфликт интересов

Установленные законом меры, обеспечивающие предупреждение взяточничества, обязывают чиновника не допускать возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или, возможно, повлияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Причем личная заинтересованность чиновника возникает и в тех случаях, когда выгоду получат иные лица — его родственники или друзья.

Пример 1

Д. является членом конкурсной комиссии при проведении тендера на размещение муниципального заказа. Его друг С. подал заявку на участие в тендере. Закон трактует ситуацию как конфликт интересов — Д. уполномочен известить об этом своего руководителя. Ему необходимо выдвинуть вопрос о невозможности исполнения Д. своих обязанностей при проведении этого конкурса.

Пример 2

Н. работает судьей в районном суде. В одном из судебных заседаний представителем одной из сторон становится брат Н. В соответствии с действующим законодательством, Н. не вправе рассматривать это дело и обязана взять самоотвод, так как в ситуации возможен конфликт интересов.

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге
Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом
Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Комплекс профилактических мероприятий

Профилактика коррупции — это целенаправленная работа, способствующая предотвращению использования в личных целях служебного положения государственными служащими.

Среди тех мер, которые можно считать эффективными профилактическими действиями, согласно федеральному закону, выделяют несколько моментов.

Например, в обществе создается атмосфера стойкой нетерпимости к злоупотреблению чиновниками своим служебным положением. Профилактика коррупции — это важный элемент деятельности не только государственных компаний, но и частных структур.

Если в стране сформирована нетерпимость к служащим, которые используют свои полномочия в корыстных целях, подобное поведение является отклонением от норм, порицается общественностью, уголовно наказуемо.

Антикоррупция в коммерции

В соответствии со ст. 6 Конвенции ООН против коррупции, Россия, как государство-участник, обязалась принимать все необходимые меры для расширения и распространения антикоррупционных знаний в сфере профилактики преступлений. В первую очередь, профилактика коррупции — это деятельность по выявлению и предупреждению коррупционных ситуаций до того, как они произошли.

Эта обязанность распространяется на все организации независимо от их форм собственности и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации. Предупреждение угроз в коммерческих организациях включает в себя:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за недопущение правонарушений и преступлений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы компании;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Принцип признания и обеспечения гарантий прав и свобод

Эти правила установлены в статье 2 и во второй главе статьи 17-64 российской Конституции. Они имеют основополагающее значение среди обязательств и гарантий государства перед человеком и гражданином. Принципы соблюдения прав и свобод должны учитываться в любой деятельности государственного управления, соответственно, и в отрасли противодействия коррупционными нарушениями тоже.

В ходе осуществления мер против коррупции государство должно обеспечить равные условия для лиц, подвергающихся воздействию данных мер, независимо от их пола, возраста, происхождения, национальности, идеологии/убеждений, имущественного положения, должности и других критериев.

Принцип комплексного подхода, включающего информационные, политические, экономические и иные меры

Коррупция как некое социальное заболевание наносит ущерб всей организации общественных отношений. Она выражается прежде всего в перераспределении материальных ресурсов, превышении полномочий, установленных должностным регламентом.

Одним из решений данной проблемы является образование государственного устройства, в котором перераспределение средств является справедливым и эффективным с точки зрения общества. Данная задача требует привлечения и соучастия всех отраслей, влияющих на социальные аспекты: от нормативно-правовых до информационных и публицистических.

Коррупция в России

Вплоть до восемнадцатого века она считалась вполне законным способом «прокормления» для государственных чиновников. С начала восемнадцатого века она стала считаться тяжким преступлением в любой форме. В Советской России взяточничество стали считать контрреволюционной деятельностью, в качестве наказания за нее предполагался расстрел. В качестве первого громкого дела, связанного со злоупотреблением служебным положением, считается дело фирмы «Океан». В перестроечный период данная тема стала актуальна в высших эшелонах власти.

Всесоюзную известность получили московские следователи Николай Иванов и Тельман Гдлян, которые раскрыли «хлопковое» дело. В 1999 году заместителем генерального прокурора РФ Юрием Чайка была озвучена информация, согласно которой наша страна вошла в десятку самых коррумпированных стран мира.

Государственная коррупция

Под данной категорией подразумевают ситуацию, когда в качестве одной стороны выступает лицо, которое обладает некоторыми полномочиями либо находится на государственной службе. Так как четкого термина нет, то к подобным лицам причисляют сразу несколько категорий: «чиновник», «государственный служащий», «должностное лицо». Элемент коррупции возникает в тех случаях, когда в распоряжении чиновника находятся блага, которые нужны взяткодателю. В их качестве могут выступать: государственная казна, льготы, заказы.

Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.

При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.

Негативные последствия коррупции

Она приводит к нарушению равноправия в доступе людей к общественным и материальным благам, что недопустимо для демократического строя. Коррупция разлагает моральные принципы общества. Люди, которые далеки от политических игр, считают, что первые лица государства нечестны и «продажны». В реальной жизни часто возникают отголоски данного явления.

Организация антикоррупционной деятельности – обязательный элемент, направленный на восстановление у населения доверия к официальной власти. Коррупция проникла во все государственные сферы, в том числе и в правоохранительные органы. Они прикрывают преступников, которые находятся в их рядах, что усугубляет коррупцию. В нашей стране данная проблема считается негативной характеристикой муниципального и государственного управления, что является серьезным препятствием для стабильного экономического роста, увеличения конкурентоспособности российской экономики, улучшения благосостояния обычных граждан.

Как предупредить угрозу

Чаще всего граждане сталкиваются с таким коррупционным проявлением, как взятка — получение должностным лицом материальных ценностей за действие либо бездействие в интересах взяткодателя. Самый наглядный пример, с которым еще в недалеком прошлом сталкивалось большинство автомобилистов, — это взяточничество сотрудников ГАИ. Принятые за последние годы меры безопасности в системе предупреждения коррупции в органах внутренних дел, в частности, оборудование машин ДПС видеорегистраторами, дали результаты, и сейчас мало кто из стражей порядка на дорогах рискует брать и тем более вымогать мзду с водителей.

Еще одним распространенным видом взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает конкретное предложение и за это получает от поставщика денежное вознаграждение в виде процента от сделки или фиксированной суммы. Принятые законодателем меры предписывают в таких случаях для закупки товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организовывать и проводить тендер. Но сплошь и рядом чиновники продолжают выбирать не самую выгодную для бюджета компанию, а ту, которая предложила лично ему небольшое вознаграждение, если заказ достанется этой организации.

Профилактические меры

Профилактика осуществляется путем применения следующих мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • предъявление определенных квалификационных требований к лицам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, проверка сведений, предоставляемых этими гражданами о себе;
  • установление в качестве основания для увольнения чиновников непредоставление ими сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как на себя, так и на своих супругов и несовершеннолетних детей;
  • обеспечение функционирования контролирующего органа;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ О противодействии коррупции

8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях».

1. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

а) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

76. Согласно указанной КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного (муниципального) служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного (муниципального) служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от N 273-ФЗ, —

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими (далее — государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169; 2017, N 15, ст. 2139), Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670; N 23, ст. 2892; N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3520; N 30, ст. 4286; 2015, N 10, ст. 1506; 2016, N 24, ст. 3506; 2017, N 9, ст. 1339) приказываю:

1.2. Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также устанавливающих в отношении работников Агентства ограничения, запреты и обязанности иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, внутренних регулятивных документов Агентства.

б) с органом (организацией), в которой избранный атаман замещает должность, в случае если на замещаемую должность распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2017, N 15, ст. 2139) и другими федеральными законами.

2) наличия в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликта интересов.

При голосовании по вопросам повестки дня заседания, которые касаются аффилированности или конфликта интересов, соответствующий член Комиссии не участвует в голосовании, что указывается в протоколе заседания Комиссии.

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Росгвардии <4> ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <5>, другими федеральными законами <6>;

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954, N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329, N 40, ст. 5031, N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639, N 45, ст. 6204, N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912, N 27, ст. 4169; 2017, N 15, ст. 2139) приказываю:

Варианты коррупции

По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.

Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.

Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.

Что такое коррупция?

Термин corrumpere появился в учениях права Древнего Рима и обозначался как «ломать», «подкупать» или «разрушать». Изначально слово применялось в судебной практике для обозначения правонарушений в ходе подкупа судей и передачи им взяток. Оно было образовано из следующих латинских слов:

  • correi — несколько лиц, участвующих в каком-либо судебном или общественном процессе;
  • rumpere — отменять, ломать, разрушать.

В итоге был сформирован отдельный термин, который означал действие двух или более лиц, которые препятствовали судебным или иным процессам.

Как сейчас определяется коррупция в международном законодательстве? В соответствии с документом ООН, учреждающим методы борьбы с данным социальным явлением, коррупция представляет собой злоупотребление государственной властью для получения выгоды в собственных интересах.

Определение в законодательстве России, в принципе, с этим довольно идентично. Под коррупцией понимаются дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служащими своими полномочиями, служебным положением и другие противоправные действия против интересов страны и граждан в частности. Взятки могут быть различной формы — деньги, ценности, имущество, услуги, приобретение или передача каких-либо прав как для себя, так и для третьих лиц — в общем, все, что осуществляется для приобретения неправомерной выгоды. Законом «О противодействии коррупции» предусмотрено, что коррупция может осуществляться как физическими лицами, так и от имени предприятий — юридических лиц.

Виды коррупции

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Вторая связана с политиками, высшим и средним чиновничеством, принятием ими решений, которые имеют высокую цену. К ним относят государственные заказы, законы, смену форм собственности. Первая существует на низшем и среднем уровнях, характеризуется систематическим взаимодействием граждан и чиновников. К примеру, это относится к регистрации, штрафам, поступлению в образовательные учреждения. В такой сделке одинаково заинтересованы обе стороны. К примеру, чиновник невысокого ранга выступает в роли взяткодателя по отношению к своему руководству взамен на то, что то будет покрывать его коррупционную деятельность. Подобные отношения называют «вертикальной коррупцией». Для того чтобы справиться с подобной ситуацией, нужна систематическая антикоррупционная деятельность. Мероприятия, направленные на устранение этой «чумы 21 века», должны быть четко продуманы, логически построены.

За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.

Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения4.

2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.

Пример. В ходе прокурорской проверки установили, что на работу в организацию была принята Ч., которую ранее уволили с должности специалиста отдела работы с налогоплательщиками инспекции ФНС России № 15 по г. Москве. Причем в нарушение требований законодательства о государственной и гражданской службе в РФ в инспекцию не было направлено сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим Ч. Прокурор пришел к выводу об отсутствии контроля со стороны руководства и подчиненных сотрудников организации за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. В связи с этим было вынесено представление об устранении нарушения и о привлечении работников, допустивших его, к дисциплинарной ответственности. Организация попыталась через суд добиться отмены представления, однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении ее требований отказали5.

3. Мало кто задумывается о том, что все чаще при принятии решения о привлечении компании к ответственности за коррупционное правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») суды учитывают деятельность организации по принятию мер антикоррупционного характера.

Государственная коррупция

Под данной категорией подразумевают ситуацию, когда в качестве одной стороны выступает лицо, которое обладает некоторыми полномочиями либо находится на государственной службе. Так как четкого термина нет, то к подобным лицам причисляют сразу несколько категорий: «чиновник», «государственный служащий», «должностное лицо». Элемент коррупции возникает в тех случаях, когда в распоряжении чиновника находятся блага, которые нужны взяткодателю. В их качестве могут выступать: государственная казна, льготы, заказы.

Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.

При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.

Принцип законности

В чем отражено данное правило? Прежде всего этот принцип подразумевает определенную юридическую форму для предписаний против коррупции. В нормативных актах определяются нормы поведения, которые считаются коррупционными, и устанавливаются соответствующие ограничения или обязанности.

Правовые документы могут быть различного вида, содержания и распространять свое действие по разным уровням. Например, на государственном уровне это законы, указы президента, постановления правительства и прочее. На международном уровне — это конвенция ООН против коррупции и прочие конвенции. На уровне региона — это законы субъекта, указы глав и губернаторов, распоряжения.

Помимо прочего, на каждом государственном предприятии также утверждаются нормативные правовые документы, в которых отражается их антикоррупционная политика, создаются стандарты поведения работников и созываются специальные комиссии.

Принцип законности закрепляется в том, что должностные лица, реализующие деятельность по ликвидации, прогнозированию или пресечению коррупции, должны иметь на это соответствующие компетенции и полномочия.

И наконец, законность выражается в привлечение к ответственности, закрепленной в нормативных законодательных актах. Однако права и интересы граждан при этом должны быть соблюдены в полном объеме.

Заключение

После принятия Государственной Думой РФ (2009 год) закона, касающегося общих правил организации услуг, исполнения государственных функций, который позволял с граждан взимать плату за «государственные функции и услуги», результаты социологических исследований, проведенные в период с 2010 по 2017 гг., показали, что по-прежнему максимальная доля коррумпированности приходится на государственных чиновников. Существенный рост показала сфера образования, а также медицина. Подобная ситуация связана с записью детей в школу, детский сад, сдачей единых государственных экзаменов, сессий, поступлением в высшие учебные заведения. В средствах массовой информации по-прежнему обычные граждане узнают о серьезных злоупотреблениях своими служебными полномочиями губернаторами, их заместителями, чиновниками из аппарата президента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector