Образовательный мониторинг — это… определение, виды, цели, методика и принципы проведения мониторинга

Содержание:

Финансово-экономическая деятельность

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
4.1 Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР тыс.руб. 1 032,48
4.2 Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации % 40,27
4.3 Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона % 213,29
4.4 Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент) тыс.руб. 195,57

Историческая справка

Мониторинг в образовании — это понятие, которое появилось в XIX веке. Основателями его стали священник Эндрю Белл и учитель Джозеф Ланкастер. Сущность термина состояла в том, что педагог передавал знания группе учащихся (10 чел.), которые затем транслировали информацию еще 10 ребятам. Таким образом, один педагог охватывал аудиторию сразу в несколько десятков, сотен школьников одновременно. Ребенок, который получал доверие от педагога, назывался «монитором» — направляющим, надзирающим. Именно так «внедрился» мониторинг в образовании. Это постоянное наблюдение за педагогическим и воспитательным процессом, которое помогает анализировать достижение поставленной учителем цели.

Зачем нужен мониторинг?

Развитие и улучшение, поднятие образования на новый, более высокий уровень – основная цель регулярного мониторинга эффективности ВУЗов.

Мониторинговые исследования показывают:

  • качество работы преподавательского состава, а также степень усвоения программного материала студентами;
  • системность, цели и задачи обучения, методы изложения материала. Использование технических средств обучения и контроля знаний существенно упрощают учебный процесс и помогают рационально расходовать время студента и преподавателя, отведенное для учебы;
  • структуру и формы, дающие возможность получать знания в оптимальных условиях. Статистические данные мониторинга отражают количество профильных ВУЗов в каждом регионе, стационарные и заочные формы обучения, а также материальные условия, созданные для самостоятельной учебной и научной деятельности;
  • результативность учебного процесса, которая отображается в данных о трудоустройстве выпускников по специальности.

Мониторинг включает ряд других пунктов оценивания, касающихся контроля и управления учебным процессом. Регулирование бюджетных средств, направляемых на повышение качества высшего образования, также опирается на результаты исследований.

Отметим, что по сравнению с прошлогодними результатами исследований количество ВУЗов, улучшивших результаты по четырем и более показателям, увеличилось в 2,5 раза. То есть, мониторинги доказывают свою эффективность и положительное влияние на повышение качества обучения.

Что такое мониторинг окружающей среды

Так еще называют экологический мониторинг.

Он необходим в связи со сложной ситуацией в отношениях человека и природы.

Главным образом его проводят с целью стабилизировать состояние окружающей среды. Для этого:

  1. Изучается влияние техники и современных технологий на все составляющие биосферы.
  2. Строятся прогнозы о возможных изменениях, положительных и не очень.
  3. Проводятся поиски путей, как избежать негативные последствия.

Экологический мониторинг поможет предупредить или смягчить последствия человеческой деятельности: выбросы производственных токсинов и отходов, эпидемии среди людей и животных, разрушение атмосферы.

Фото: shkolazhizni.ru: UGC

Существуют разные виды мониторинга в экологии. Их различают по следующим критериям:

По размерам наблюдаемой территории:

  1. Местный.
  2. Региональный.
  3. Национальный.
  4. Всемирный, или глобальный.
  • По предмету наблюдения.
  • По составляющим окружающей среды.
  • По способу организации процесса.

Типология школьного мониторинга

В зависимости от масштабности целей обучения выделяют оперативный, тактический, стратегический мониторинг.

По этапам образовательного процесса предполагается входной, тематический, промежуточный, а также итоговый контроль. В зависимости от временных рамок проводят ретроспективный, опережающий (предупредительный), текущий мониторинг. В зависимости от количества исследований ведут речь о разовом, периодическом, систематическом анализе. С учетом формы организации в отечественном образовании проводят внешние исследования, а также самоанализ и самоконтроль.

В зависимости от целей, которые ставятся для мониторинга, применяется разнообразный набор инструментов для проведения исследования. Так, для оценки качества знаний выпускников 9 классов ребятам предлагают задания с выбором ответа. В зависимости от базы, выбираемой для анализа, выделяют, например, динамический мониторинг. Суть его состоит в оценке динамики развития определенного показателя, явления, объекта. Он является самым простым способом отслеживания продвижения ребенка по индивидуальной образовательной траектории.

Конкурентный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичного исследования иных образовательных сред. В таких ситуациях мониторинг становится площадкой для проведения множества серийных испытаний. Проводят его параллельно сразу в нескольких ОУ, затем выстраивают рейтинговые таблицы, которые доводятся до сведения всех участников. Благодаря подобному мониторингу не только выбираются те ОУ, в которых применяются наиболее эффективные учебные и воспитательные методики, но и анализируется качество знаний школьников на каждой ступени обучения.

Сравнительный мониторинг предполагает выбор для экспертизы результатов аналогичных исследований одной либо нескольких систем более высокого уровня. Он нужен для сравнения отдельной образовательной организации с ФГОС, что актуально при проведении аттестации школы.

Мониторинг образовательных результатов

  • Мониторинг окончания 1 четверти (1-4 классы) 2019-2020 учебный год
  • Мониторинг окончания 1 четверти (5-9 классы) 2019-2020 учебный год
  • Мониторинг окончания 2 четверти (1-4 классы) 2019-2020 учебный год
  • Мониторинг окончания 2 четверти (5-9 классы) 2019-2020 учебный год

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

  • Расписание ВПР -2020
  • Информация о результатах ВПР в 4 – х классах (2017-2018 учебный год)
  • Информация о результатах ВПР в 4 – х классах (2018-2019 учебный год)
  • Информация о результатах ВПР в 6 – х классах (2018-2019 учебный год)
  • Информация о результатах ВПР в 7 – х классах (2018-2019 учебный год)

Региональные диагностические работы (РДР)

  • Итоги региональной диагностической работы по проверке сформированности метапредметных умений у обучающихся 1-5 классов (сентябрь 2019)
  • Итоги региональной диагностической работы по проверке сформированности метапредметных умений у обучающихся 6-9 классов (2019-2020 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по математике в 6–х классах (2019-2020 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по русскому языку в 9–х классах (2019-2020 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по физике в 8–х классах (2019-2020 учебный год)
  • Итоги диагностической работы по проверке сформированности метапредметных умений у обучающихся 1-5 классов (2018-2019 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по информатике в 7–х классах (2018-2019 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по математике в 8–х классах (2018-2019 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по русскому языку в 9–х классах (2018-2019 учебный год)
  • Анализ выполнения РДР по физике/биологии в 10–х классах (2018-2019 учебный год)

Мониторинг качества образования

  • Качественное образование для нового качества жизни.(результаты ОГЭ, ЕГЭ, качество образования в переводных классах)
  • Процедуры внутришкольной системы оценки качества образования на 2019-2020 учебный год
  • Мониторинг воспитательной деятельности за 2018-2019 учебный год

Социологические опросы

Результаты анкетирования потребителей услуг в рамках НСОКО (Независимая оценка качеств образовательных услуг):

  • Анкета получателя образовательных услуг
  • Таблица результатов (обучающиеся)
  • Таблица результатов (родители, законные представители)

Психолого-педагогические исследования

  • Информационно-аналитическая справка по результатам исследования адаптации первоклассников к школе (2019-2020 учебный год)
  • Информационно-аналитическая справка по результатам анкетирования обучающихся 5-ых классов в рамках исследования адаптации к новым условиям обучения (2019-2020 учебный год)
  • Информационно-аналитическая справка по результатам исследования психологической готовности выпускников 9 классов к сдаче экзаменов (2019-2020 учебный год)
  • Информационно-аналитическая справка по результатам анкетирования обучающихся 10-ых классов в рамках исследования адаптации к новым условиям обучения (2019-2020 учебный год)
  • Информационно-аналитическая справка по результатам исследования психологической готовности выпускников 11 классов к сдаче экзаменов (2019-2020 учебный год)

Архив за  2018-2019 гг:

  • Заключение по результатам исследования адаптации обучающихся 1 параллели 2018-2019 учебный год
  • Заключение по результатам исследования адаптации обучающихся 5 параллели 2018-2019 учебный год
  • Результаты исследования мотивации учения обучающихся 6 параллели 2018-2019 учебный год
  • Заключение по результатам исследования адаптации обучающихся 10 параллели 2018-2019 учебный год
  • Результаты исследования удовлетворенности профильным обучением учащихся 10-ых классов 2018-2019 учебный год
  • Заключение по результатам исследования психологической готовности выпускников 9 классов к сдаче экзаменов
  • Заключение по результатам исследования психологической готовности выпускников 11 классов к сдаче экзаменов
  • Мониторинг окончания 1 четверти (1-4 классы) 2018-2019 учебный год
  • Мониторинг окончания 2 четверти (1-4 классы) 2018-2019 учебный год
  • Мониторинг окончания 2 четверти (5-9 классы) и 1 полугодия (10-11 классы) 2018-2019 учебный год
  • Анализ выполнения РДР по русскому языку в 9–х классах 2018-2019 учебный год
  • Результаты мониторинга мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам оказания платных образовательных услуг, привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц в ГБОУ школе №580

Инфраструктура

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
5.1 Общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента (приведенного контингента),
в том числе:
м2 12,13
5.2 имеющихся на праве собственности м2 0,00
5.3 закрепленных на праве оперативного управления м2 10,25
5.4 предоставленных в безвозмездное пользование м2 1,40
5.5 предоставленных в аренду м2 0,48
5.6 Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (приведенного контингента) ед. 0,27
5.7 Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования % 28,67
5.8 Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента (приведенного контингента) ед. 135,77

Циклы и этапы мониторинга

В системе наблюдений над образовательным процессом существуют свои ступени работы. Ученые называют их циклами и этапами мониторинга. Так, период от начала проведения работ до окончательного предоставления полученной аналитико-прогностической информации носит название «цикл». Исходя из предмета и цели наблюдений его временная длительность может быть самой разной. Это месяц и четверть, триместр и полугодие, а также год. В связи с этим выделяют диагностику входящую, текущую и итоговую. Так, при проведении мониторинга образовательных программ педагог проводит наблюдения в первые дни занятий. Таким образом, он получает входящую информацию, указывающую на уровень подготовки детей, на их интересы, возможности и способности.

В последующем мониторинг образовательных программ помогает в определении степени усвоения учениками темы дисциплины, ее раздела или учебного материала в целом. Длительность его проведения определяется числом входящих в него циклов, каждый из которых, в свою очередь, содержит несколько этапов, а именно:

  • организационно-подготовительный;
  • аналитически-диагностический;
  • оценочно-прогностический;
  • коррекционный.

Каждый из них является процессуальным элементом наблюдений. На первом из этих этапов ставятся цели проводимых наблюдений с выявлением объекта мониторинга и основных направлений отслеживания и критериев оценки. Тогда же происходит подбор диагностических методов, которые будут использоваться в работе.

Для начала второго этапа характерно опробование критериально-диагностических инструментов. Первоначальные их пробы позволяют убедиться в надежности выбранных средств или же указывают на необходимость внесения определенных изменений. Далее становится возможным приступить к непосредственному сбору данных по полной программе мониторинга образовательных результатов, что требует соблюдения правил осуществления данной процедуры.

С переходом на последующие этапы происходит обработка и систематизация собранной информации. Полученные данные подвергаются анализу и интерпретируются. Это позволяет сформулировать прогнозные заключения мониторинга и сформулировать те или иные выводы. При необходимости производится разработка коррекционных мер и рекомендаций.

После такой подготовки мониторинговой информации она подлежит представлению пользователям. При этом заранее предопределенная ее часть может по различным каналам быть распространена заинтересованным в ней ведомствам, лицам, органам государственного управления, СМИ, представителям деловых кругов и т.д.

Насколько успешным будет осуществления мониторинга? Качество данного процесса зависит от многих факторов

Позитивное влияние на проводимые мероприятия способно оказать внимание, проявляемое органами управления образования, а также руководителями учебных учреждений. При их искренней заинтересованности в получении разнообразной, полной и достоверной информации, членам службы мониторинга будут гарантированы самые благоприятные условия для проведения работ, доступ к нужным источникам, а также возможность проведения бесед для получения информации от обучающихся, родителей и педагогов

Положительное влияние на качество наблюдений окажет и востребованность полученных данных в полном объеме, а также принятие после их рассмотрения наиболее эффективных решений по управлению образовательным процессом.

«Мониторинг»: что означает это слово

Мониторинг — это слаженная система непрерывного отслеживания динамики развития разного рода явлений, событий, процессов.

Происходит это название от созвучного с ним слова «монитор». С английского языка оно переводится как ‘наблюдатель’.

Но не каждое наблюдение можно назвать мониторингом. Оно отличается тем, что имеет:

  1. Цель и задачи наблюдения.
  2. План для отслеживания.
  3. Проверяемую гипотезу.
  4. Выводы.
  5. Коррекционный план или план действий, соответствующий полученным результатам.

Объектом наблюдения становится конкретный объект и его развитие, явление в природе или обществе, протекание научного эксперимента.

Если просмотр прогноза погоды или чтение новостей имеет все перечисленные выше составляющие, то можете смело считать, что занимаетесь мониторингом каждый день.

При этом задействованы:

  • анализ;
  • сравнение;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • сопоставление;
  • умозаключение.

Также мониторинг состоит из нескольких этапов:

  1. Планирование наблюдения.
  2. Непосредственное его проведение.
  3. Сбор и упорядочивание информации.
  4. Ее обработка.
  5. Выводы.

Фото: promtorg.volgograd.ru: UGC

Умение проводить мониторинг применяется в разных сферах повседневной жизни.

Но этот метод исследования незаменим и на более высоких уровнях человеческой деятельности.

Без него не обойтись в медицине, экологии, образовании, экономике, политологии и т. д. С его помощью обнаруживаются и изучаются существующие тенденции и результаты их развития.

Узнайте, почему мониторинг стал незаменимым в вопросах экологии.

Научно-исследовательская деятельность

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
2.1 Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР ед. 166,89
2.2 Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР ед. 224,21
2.3 Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в Российском индексе научного цитирования (далее – РИНЦ) в расчете на 100 НПР ед. 1 343,09
2.4 Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР ед. 33,14
2.5 Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР ед. 28,78
2.6 Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ, в расчете на 100 НПР ед. 327,73
2.7 Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) тыс.руб. 40 356,30
2.8 Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации % 6,42
2.9 Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР % 99,01
2.10 Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР тыс.руб. 131,13
2.11 Количество лицензионных соглашений ед.
2.12 Удельный вес средств, полученных образовательной организацией от использования результатов интеллектуальной деятельности, в общих доходах образовательной организации % 0,01
2.13 Удельный вес численности НПР без ученой степени – до 30 лет, кандидатов наук – до 35 лет, докторов наук – до 40 лет, в общей численности НПР % 9,62
2.14 Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период в общей численности НПР % 0,86
2.15 Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией ед. 9
2.16 Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР ед. 7,74

Уровни образования

Итак, мы разобрались с особенностями учебно-воспитательной системы РФ и документом, который определяет ее сущность. Давайте же узнаем об уровнях образования, из которых состоят программы.

Они делятся на такие группы:

  • Общее.
  • Специальное (профессиональное).
  • Дополнительное.

В свою очередь каждая из этих групп делится на дополнительные уровни. Стоит отметить, что, в большинстве стран они весьма похожи между собою, особенно касаемо школы.

Итак, уровни общего образования, таковы:

  • Дошкольное. Распространяется на детей от 1,5, до 6-7, а иногда и 8 лет. Это детские сады различных направленностей.
  • Начальная школа (1-4 классы). На этом уровне дети проходят обучение в период с 6 до 10 лет.
  • Средняя школа (5-9 классы), в которой учащиеся должны приобрести основное общее образование. На этом уровне школьники находятся в среднем в возрасте с 10 до 15-16 лет.
  • Старшая школа (10-11 классы) — завершающая ступень общего образования, ее основная цель — подготовка учащихся к поступлению в вуз.

Рассмотрев уровни общего образования, стоит перейти к специальному. Однако прежде вспомним, что в РФ после окончания 9 класса средней школы ученик может не идти в старшую, а сразу «перепрыгнуть» на специальный уровень, поступив в техникум, колледж или лицей при университете. Отучившись там 2-3 года, он также может попасть в вуз или отправиться работать, если получил профессию.

Какой бы выбор ни был бы сделан, в любом случае ученику придется обучаться на одном из уровней специального образования.

  • Среднее, может заменить собой старшую школу (если это подготовительный лицей при вузе) или дать рабочую специальность (если это колледж, ПТУ и подобное). Как правило, здесь обучаются с 15-16 до 18 лет.
  • Высший бакалавриат. Обучение здесь длиться 4 года, после чего выдается диплом, и выпускник либо продолжает учиться, либо идет работать. На этот уровень можно попасть либо с предыдущего, либо после окончания старшей школы.
  • Специалист или магистратура. Обучение здесь длиться в среднем 5-6 лет. После окончания студент получает диплом, свидетельствующий о полном высшем образовании.
  • Аспирантура или докторантура. Подготовка кадров высшей квалификации. Не является обязательной.

Дополнительное образование является сопутствующим. Сюда относятся все спортивные секции, кружки по интересам, различные обучающие курсы и программы, а также частные бизнес-школы и подобные им. В отличие от упомянутых выше уровней, содержание учебных программ здесь далеко не всегда строго соответствует ФГОС. Этот уровень делится на две категории.

  • Дополнительное обучение детей и взрослых в виде хобби.
  • Дополнительное профессиональное обучение.

Международная деятельность

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
3.1 Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ)), обучающихся программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % 0,17
3.2 Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % 5,67
3.3 Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % 5,40
3.4 Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % 0,00
3.5 Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) % 5,40
3.6 Удельный вес численности студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения % 0,20
3.7 Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации по образовательным по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения ед. 0,96
3.8 Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР % 0,73
3.9 Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее 1 семестра человек 4
3.10 Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из числа аспирантов (адъюнктов), ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров образовательной организации в общей численности аспирантов (адъюнктов), ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров % 0,00
3.11 Удельный вес численности иностранных граждан из стран СНГ из числа аспирантов (адъюнктов), ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров образовательной организации в общей численности аспирантов (адъюнктов), ординаторов, интернов, ассистентов-стажеров % 15,24
3.12 Объем средств, полученных образовательной организацией от выполнения НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц тыс.руб. 3 329,50
3.13 Объем средств от образовательной деятельности, полученных образовательной организацией от иностранных граждан и иностранных юридических лиц тыс.руб. 28 166,10

Функции

Проводимый в образовательных организациях мониторинг представляет собой наиболее совершенный способ информационного обслуживания. Он же является одним из элементов системы, призванной управлять качеством образования.

Для мониторинга образовательных результатов обучающихся характерно 5 основных функций. Среди них:

  1. Ориентировочная. Данная функция рассматривает умение субъекта педагогического процесса свободно чувствовать себя в жизненном пространстве, используя при этом получаемую и уже полученную информацию.
  2. Конструктивная. С одной стороны данная функция представляет собой кристаллизацию индивидуальной помощи человеку. С другой она необходима для расширения личного пространства. Это становится возможным при взаимодействии с окружающими людьми и установления с ними позитивных контактов.
  3. Организационно-деятельностная. Данная функция представляет собой определение оптимального варианта позиции личности при выполнении ею той или иной деятельности с использованием научно-теоретических знаний и непрерывной интеграции получаемых данных.
  4. Коррекционная. Данная функция необходима для некоторого изменения задач, а также позиции личности в процессе осуществления деятельности.
  5. Оценочно-прогностическая. При выполнении данной функции результаты мониторинга образовательной организации в виде контрольных точек и предполагаемых конечных результатов исследования сравниваются с имеющимися показателями педагогического процесса.

Проводимые наблюдения не заменяют традиционную систему управления ОУ и не призваны ломать ее. Цель выполнения мониторинга состоит в обеспечении ее стабильности, надежности и долгосрочности. В тех случаях, когда управление ОУ организованно грамотно и полноценно, оно своевременно отреагирует на возникающие в их работе изменения и внесет в свои планы необходимые коррективы. А для этого вышестоящим организациям необходимо владение информацией о таких изменениях. Получение подобных данных обусловлено выполнением функции контроля мониторинга. Только она позволит обеспечить столь необходимую для управления обратную связь.

Основные показатели мониторинга по округам

В последнем мониторинге принимали участие ВУЗы всех отраслевых направлений, расположенные в восьми федеральных округах и почти во всех региональных центрах РФ.

Центральный округ

В мониторинге приняло участие 438 организаций высшего образования (в том числе 156 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 49 ВУЗов, в том числе:

  • Ярославский государственный медицинский университет;
  • Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина;
  • Тверской государственный университет;
  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Государственный университет по землеустройству.

Северо-Западный округ

В мониторинге приняло участие 152 организаций высшего образования (в том числе 60 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 20 ВУЗов, в том числе:

  • Череповецкий государственный университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

Приволжский округ

В мониторинге приняло участие 273 организаций высшего образования (в том числе 155 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 40 ВУЗов, в том числе:

  • Вятский социально-экономический университет;
  • Тольяттинский государственный университет;
  • Самарский государственный экономический университет;
  • Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки;
  • Башкирский государственный университет.

Южный округ

В мониторинге приняло участие 151 организаций высшего образования (в том числе 92 филиала). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 16 ВУЗов, в том числе:

  • Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина;
  • Ростовский государственный экономический университет;
  • Донской государственный технический университет;
  • Армавирский государственный педагогический университет;
  • Волгоградский государственный университет.

Северо-Кавказский округ

В мониторинге приняло участие 95 организаций высшего образования (в том числе 50 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 2 ВУЗа, а именно:

  • Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС);
  • Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Уральский округ

В мониторинге приняло участие 112 организаций высшего образования (в том числе 59 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 12 ВУЗов, в том числе:

  • Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина;
  • Курганский государственный университет;
  • Тюменский индустриальный университет;
  • Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Сибирский округ

В мониторинге приняло участие 165 организаций высшего образования (в том числе 80 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 22 ВУЗа, в том числе:

  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Сибирский государственный университет геосистем и технологий;
  • Омский государственный технический университет;
  • Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф.Войно-Ясенецкого;
  • Иркутский государственный университет.

Дальневосточный округ

В мониторинге приняло участие 75 организаций высшего образования (в том числе 40 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 3 ВУЗа, а именно:

  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Владивостокский филиал Российской таможенной академии;
  • Дальневосточный институт управления (филиал РАНХиГС).

Цели мониторинга

Для чего в педагогическом процессе прибегают к наблюдениям образовательной деятельности? Цель мониторинга состоит в получении обратной связи. Его проведение дает понять то, насколько эффективно происходит введение нового образовательного стандарта.

Порой подобный процесс является формальным. Именно на это и укажет мониторинг, результаты которого станут явным свидетельством того, что педагогический процесс еще не переориентировался на достижение поставленных перед ним новых задач. В таких случаях потребуется принятие определенных мер на управленческом уровне. Ведь изменение образовательных программ или условий при этом не приведут к трансформации учебного процесса. Таким образом, основная цель мониторинга в образовании состоит в определении того, имеют ли место те изменения, которые заданы новыми стандартами, и «работают» ли они на получение необходимого результата.

Применение исследований

Существует множество сфер применения педагогического мониторинга. Многочисленные системы имеют определенные общие характеристики, благодаря чему его можно считать самостоятельным научно-практическим феноменом.

Современная система оценивания качества образования является одним из шагов вхождения России в общемировое и общеевропейское образовательное пространство. О повышении качества российского образования можно вести речь только в том случае, если результаты проводимых исследования станут базой для последующей инновационной деятельности всех субъектов учебного и воспитательного процесса.

Осуществляется в рамках функционирования образовательной системы ориентация школ по социальному заказу

Для организации эффективной деятельности по удовлетворению потребностей общества важно своевременно отслеживать динамику количественных и качественных показателей, которые отражают образовательные запросы населения, а также анализировать образовательные услуги, предлагаемые различными профильными организациями

Педагогический мониторинг и анализ работы ОУ дает возможность контролировать объективность выставления отметок, вносить учителям определенные корректировки в свою профессиональную деятельность.

Обработка результатов

Организация педагогического мониторинга состоит из различных уровней предоставления информации. Рассмотрим их подробнее:

  1. На первом уровне информация предоставляется для ученика. У него должно быть право на знакомство с интерпретацией полученных данных. Предполагаемые к изучению результаты должны быть выдержаны в положительном ключе и представлять собой текстовый материал, на основании которого могут быть выявлены образовательные дефициты и обозначены последующие задачи.
  2. Второй уровень информации предоставляется для учителя. В этом случае результаты мониторинга имеют развернутую форму и сведены в таблицы или же представлены в виде гистограмм и графиков.
  3. Третий уровень является итоговым. Это информация, необходимая администрации школы, а также городским и районным управлениям образования. На данном уровне производится вывод обобщенных результатов, на основе которых может быть составлено целостное представление о том, каково качество образовательного процесса, а также сделаны соответствующие выводы и приняты оптимальные решения для исправления ситуации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector