Козак или казак как правильно писать, в чем разница

Использование в документах и художественной литературе

В русских летописях слово «козак» встречается с XIV века, и пишется именно так, через «о». При этом такое написание можно встретить и в тех случаях, когда речь идет не о воинском сословии, а об отдельных людях, фамилия или прозвище которых образованы от слова «козак». Так, в городе Пскове 600 лет назад проживал мужчина по прозванию Филипп Козачок. Его сын Юрий Филиппович Козачкович стал во Пскове посадником и руководил какими-то военными действиями.

Гораздо позднее, в XIX веке в произведениях литературы можно встретить оба варианта написания этого слова.

У Пушкина читаем:

«Раз, полунощной порою,Сквозь туман и мрак,Ехал тихо над рекоюУдалой казак».

Гоголь в «Тарасе Бульбе», напротив, употребляет написание через «о»: «– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!».

Шевченко, который писал, как по-русски, так и по-украински, употребляет также написание через «о»:

«Ще як були ми козаками,А унії не чуть було…»

(Когда мы были казаками, а об Унии не было и речи…).

Наконец, украинский поэт-юморист Степан Руданский тогда же, в XIX веке, описывая обмен посланиями между турецким султаном и запорожцами, так же употребляет написание через «о»:

«Кажу вам, усім козакам,Мені передатись…»(«Говорю вам, всем казакам: ко мне перейдите!»).

Современные казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Этнический котёл в низовьях Днепра

Начнём с того, что этнонима украинцы не было до середины 17 века, да и после этого он до начала 20 века не являлся основным для населения Украины и имел расплывчатые границы. Православное население на территории Украины называло себя русскими, русинами. Поэтому, говоря об украинцах, будем иметь в виду тех, кого в Российской империи официально именовали малороссами.

Итак, запорожские казаки это часть малороссов или отдельный народ?

Невозможно отрицать, конечно, огромного влияния традиций казачества на формирование особенностей украинского народа и особенно на его национальное самосознание. Однако полного тождества между запорожцами и украинцами никогда не существовало. Этническое происхождение этих двух народов сильно различалось.

Казаков (любых) неверно представлять только как русских крестьян, бежавших в степи от феодального гнёта. В степях всегда было своё население. Это были кочевники, этнический состав которых многократно менялся и перемешивался на протяжении тысячи лет. Скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, авары, болгары, венгры, хазары, печенеги, половцы, татары… Перечислены только самые крупные народы. Многие из них переходили к оседлому земледелию в низовьях Днепра и Дона. И уже потом на этот разнообразный этнический субстрат наслаивались славяне.

В словаре Ефремовой

Ударение: каза́к

  1. м.
    1. Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты (на Руси XIV-XVII вв.).
      1. Представитель военного сословия, уроженец какой-л. из бывших окраинных областей государства (области Войска Донского, Кубанской, Терской, Оренбургской и т.п.), обязанный нести службу в особых войсковых частях со своим снаряжением, оружием и конем за льготное пользование землей (в Российском государстве с XVIII в.).
      2. Рядовой особых – обычно кавалерийских – войсковых частей, комплектовавшихся из представителей такого сословия.
    2. Уроженец некоторых областей России, жители которых в Российском государстве до 1917 г. обязаны были нести службу в особых войсковых частях.
  2. м.
    1. Старинная верхняя одежда в виде широкого плаща, иногда с рукавами, пелериной и капюшоном.

Тюрки или славяне?

Сам термин «казак» в источниках фиксируется давно. Впервые наименование «казак» (в значении «стража») встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы «козак», к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.

Есть термин «казак» и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Согласно большинству версий казак – это «вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается «войсковой обыватель, поселённый воин».

Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово «казак» имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин «казак» происходит от формы «казгак» – в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки».

Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары».

Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

Использование в документах и художественной литературе

В русских летописях слово «козак» встречается с XIV века, и пишется именно так, через «о». При этом такое написание можно встретить и в тех случаях, когда речь идет не о воинском сословии, а об отдельных людях, фамилия или прозвище которых образованы от слова «козак». Так, в городе Пскове 600 лет назад проживал мужчина по прозванию Филипп Козачок. Его сын Юрий Филиппович Козачкович стал во Пскове посадником и руководил какими-то военными действиями.

Гораздо позднее, в XIX веке в произведениях литературы можно встретить оба варианта написания этого слова.

У Пушкина читаем:

«Раз, полунощной порою, Сквозь туман и мрак, Ехал тихо над рекою Удалой казак».

Гоголь в «Тарасе Бульбе», напротив, употребляет написание через «о»: «– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!».

Шевченко, который писал, как по-русски, так и по-украински, употребляет также написание через «о»:

«Ще як були ми козаками, А унії не чуть було…»

(Когда мы были казаками, а об Унии не было и речи…).

Наконец, украинский поэт-юморист Степан Руданский тогда же, в XIX веке, описывая обмен посланиями между турецким султаном и запорожцами, так же употребляет написание через «о»:

«Кажу вам, усім козакам, Мені передатись…» («Говорю вам, всем казакам: ко мне перейдите!»).

Предложения со словом казак

  • сообщалось, что по ходатайству Усть-Медведицкого окружного распорядительного комитета по земским делам было дано разрешение выдать из общественного хлебного магазина Раздорской станицы вдове казака этой станицы Марии Романовской в виду бедственного ее положения одну четверть два четверика ржи в безвозвратное пособие на продовольствие.
  • В отличие от другого Николаевского прихода на посаде приход этот называется Николаевским, что в Казачьей слободе, потому что коренные его прихожане – бывшие казаки, жившие прежде в самом городе и выселенные потом за город в особую слободу.
  • И на другой день потянулись «партии» Каргинского полка, от селенья до селенья, питаясь чем Бог пошлет, как птицы небесные, не имея ни провиантских, ни фуражных денег, но довольствуясь «от жителей, а жители, по свойственному русским гостеприимству, радостно принимали казака в свою хату, слушали его замысловатые, фантастические рассказы про горы «высоченные и страшенные», что доводилось им проходить, про горы «игольные и сахарные», откуда сахар везут, про белую арапию и двуголовых людей, про колдунов и чертей.
  • А ежели попадет такой беглец в станицу, спасется от преследователей, то нанимается за гроши в работники, либо, приписавшись в казаки, чтоб не умереть с голоду, изъявляет желание рублей за восемь – десять в год отслужить за кого-нибудь на кордоне.

Украинские казаки и кавказские черкесы были одним народом еще в начале 17 века

Характерно, что еще в 17 столетии украинские казаки и кавказские черкесы считали себя одним народом. Об этом сохранилось четкое свидетельство в официальном документе — отчете о дипломатической миссии посланников московского царя Михаила Федоровича Романова, дворянина Ивана Кондырева и дьяка Тихона Бормосова, к турецкому султану в 1622—1623 гг. Их рассказ был передан Сергеем Соловьевым в 9-м томе «Истории России»

На обратном пути из Стамбула московские послы были схвачены под Темрюком на Кубани запорожскими казаками. Казаки потребовали с послов выкуп за действия донских казаков. Незадолго до этого донцы погромили таманских черкесов, пожгли много их судов и взяли в плен сына таманского наместника — вероятно, черкеса. Мотив действий запорожцев очевиден — месть за иноплеменников. До выкупа украинцы посадили московских посланников в тюрьму в Темрюке. Поскольку Темрюк тоже был черкесским городом, ясно, что запорожцы и черкесы выступают в данном эпизоде не просто союзниками, а одним политическим целым. Сам инцидент разрешился благодаря вмешательству турецкого губернатора города Кафы, потребовавшего немедленного освобождения московских послов без всякого выкупа — черкесы Кубани все-таки признавали владычество Турции.

Донской казак Ермак Тимофеевич не казак вовсе

Комиссар Катар утверждает, что донской казак Ермак Тимофеевич не казак вовсе. Нашлись документы о месте его рождения. Родом он, оказывается, «з Двины з Борку». Вероятно, имеется в виду Борецкая волость, с центром в селе Борок.

Сейчас это деревня Гридинская — маленький населённый пункт в Виноградовском районе Архангельской области России. Находится она на правом берегу Северной Двины, в устье другой реки – Тёда. До Архангельска по реке плыть 380 километров.

В «Ремезовском летописце», датируемым концом XVII века, сохранилось описание внешности Ермака. Отец автора летописца Семена Ульяновича Ремезова — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знаком был с выжившими участниками похода Ермака. По описанию летописца, атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (то есть ростом) середней, и плоск, и плечист».

Вот что пишет начётчик старовер о происхождении казака Ермака:

Использование в документах и художественной литературе

В русских летописях слово «козак» встречается с XIV века, и пишется именно так, через «о». При этом такое написание можно встретить и в тех случаях, когда речь идет не о воинском сословии, а об отдельных людях, фамилия или прозвище которых образованы от слова «козак». Так, в городе Пскове 600 лет назад проживал мужчина по прозванию Филипп Козачок. Его сын Юрий Филиппович Козачкович стал во Пскове посадником и руководил какими-то военными действиями.

Гораздо позднее, в XIX веке в произведениях литературы можно встретить оба варианта написания этого слова.

У Пушкина читаем:

«Раз, полунощной порою, Сквозь туман и мрак, Ехал тихо над рекою Удалой казак».

Гоголь в «Тарасе Бульбе», напротив, употребляет написание через «о»: «– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!».

Шевченко, который писал, как по-русски, так и по-украински, употребляет также написание через «о»:

«Ще як були ми козаками, А унії не чуть було…»

(Когда мы были казаками, а об Унии не было и речи…).

Наконец, украинский поэт-юморист Степан Руданский тогда же, в XIX веке, описывая обмен посланиями между турецким султаном и запорожцами, так же употребляет написание через «о»:

«Кажу вам, усім козакам, Мені передатись…» («Говорю вам, всем казакам: ко мне перейдите!»).

Происхождение казаков

Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных. Соответственно появление казачества они относят к XI — XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.

Использование в документах и художественной литературе

В русских летописях слово «козак» встречается с XIV века, и пишется именно так, через «о». При этом такое написание можно встретить и в тех случаях, когда речь идет не о воинском сословии, а об отдельных людях, фамилия или прозвище которых образованы от слова «козак». Так, в городе Пскове 600 лет назад проживал мужчина по прозванию Филипп Козачок. Его сын Юрий Филиппович Козачкович стал во Пскове посадником и руководил какими-то военными действиями.

Гораздо позднее, в XIX веке в произведениях литературы можно встретить оба варианта написания этого слова.

У Пушкина читаем:

«Раз, полунощной порою,Сквозь туман и мрак,Ехал тихо над рекоюУдалой казак».

Гоголь в «Тарасе Бульбе», напротив, употребляет написание через «о»: «– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!».

Шевченко, который писал, как по-русски, так и по-украински, употребляет также написание через «о»:

«Ще як були ми козаками,А унії не чуть було…»

(Когда мы были казаками, а об Унии не было и речи…).

Наконец, украинский поэт-юморист Степан Руданский тогда же, в XIX веке, описывая обмен посланиями между турецким султаном и запорожцами, так же употребляет написание через «о»:

«Кажу вам, усім козакам,Мені передатись…»(«Говорю вам, всем казакам: ко мне перейдите!»).

Казаки — касахи — касоги

Вряд ли следует сомневаться в том, что украинские казаки в значительной степени вели свое происхождение от северокавказских черкесов. Поэтому на Москве отождествляли оба народа. Но откуда черкесы взялись на Днепре?

Сами черкесские корни казачества не могут удивлять. По одной из весьма обоснованных гипотез, слово «казак» — черкесского происхождения. Древнерусские летописи знали народ касогов на западе Северного Кавказа, на Кубани. С ними постоянно имели дела (то военные, то мирные) русские князья Тмутаракани. Хорошо известно летописное предание о том, как чернигово-тмутараканский князь Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, коварством одолел в поединке касожского князя Редедю. Знают Редедю (под именем Ридадэ) как могущественного вождя и сильного богатыря адыго-абхазские предания. Любопытно, что очень многие дворянские роды в Московском царстве считали себя потомками Редеди, однако их черкесское происхождение никакими свидетельствами нее подтверждается.

По соседству с касогами жили ясы, как их называют летописи, — потомки алан и предки осетин. Ясы нередко становились союзниками Руси против касогов. Известно, что ясы называли касогов «касахами». Это слово еще ближе к казакам. И хотя в тюркских языках есть слово «казак», означающее вольного человека, это не исключает двойной этимологии субэтнонима «казак» — как от тюркского «казака», так и от черкесского этнонима.

Еще одну параллель с черкесами как предками казаков представляет происхождение казаков на реке Хопер. Они известны в источниках раньше казаков на всех других реках, причем казаками они назывались уже в 14 веке. До начала 20 века хоперские казаки сохраняли сильные субэтнические отличия от донских казаков, и их прозывали особым именем «чихи» или «чиги».

Самая убедительная гипотеза происхождения этого названия связывает его с адыго-абхазским народом зихов, известным на побережье Черного моря еще с античности. Зихи считались потомками аргонавтов, промышляли пиратством (как тут не вспомнить позднейшие набеги запорожцев на морских челнах на Стамбул?). В 8—10 вв. Зихия сложилась в мощное государство — союзника Византии. После монгольского нашествия Зихия исчезла, а зихи, вероятно, рассеялись по соседним странам. Часть донских казаков тоже издавна звалась черкасами, о чем свидетельствуют названия исторических столиц Войска Донского — Старочеркасск и Новочеркасск. Таким образом, значительное участие черкесов в сложении казачества не подлежит сомнению.

Происхождение

Казаками называли бойцов особого конного войска, которое сохранялось в России до самого начала XX века, и целое сословие. Представители этого сословия жили, преимущественно, на пограничных территориях, выполняя одновременно и функции охраны границ и, в то же время, занимаясь в периоды мирной жизни, крестьянским трудом. В России выделяли донских, уральских (яицких), терских, гребенских, азовских, астраханских, забайкальских, алтайских и др. казаков. На Украине известны запорожские казаки.

Слово «казак», по мнению большинства лингвистов, пришло в нашу речь из тюркского языка, там слово «kazak» значит «свободный, независимый, удалец, искатель приключений, бродяга». Впрочем, есть и иные истолкования происхождения этого термина. Например, что слово происходит от «косоги» — так называли хазар. Есть и такая версия: казак — от «коза», но не от рогатого животного, а от древесного ствола с заостренными сучьями, который лихие люди бросали поперек дороги, чтобы загородить дорогу обозу. Однако, при всем богатстве трактовок, побеждает все же тюркоязычный «kazak».

Признать или нет

Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.

Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.

А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: «Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их».

Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово «казак» теряет всякий этнологический смысл.

Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: «народ», «нация», «национальное меньшинство», «этническая группа», «этническая общность».

Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.

Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.

Казачество как новый класс феодалов

Когда казаки восставали против королевской власти, громили панские угодья, захватывали и жгли украинские города, это было настоящим бедствием для мещан и селян Украины. С другой стороны, казачья жизнь представляла для них большие соблазны. В самом деле, зачем было пахать землю на пана или трудиться ради гроша, если рано или поздно придут казаки и всё разорят и отберут, когда можно было бросить всё и вместе с казаками грабить тех, кто побогаче? При этом время от времени королевское правительство признавало официальный статус запорожского казачества, а значит, всегда был шанс остаться в этом привилегированном войске.

Так казачество возникло в результате расслоения украинского народа на две неравные части. Одна – наибольшая – продолжала трудиться и только мечтала о вольной казачьей доле. Но ведь не все же могли стать казаками! Другая мнила себя привилегированными «рыцарями», стоящими над этими трусливыми и терпеливыми тружениками.

После присоединения большей части Украины к России во 2-й половине 17 века казацкая старшина (привилегированное сословие урядников) становится новым помещичьим классом на Украине. Она начинает владеть крепостными из числа своих единоверцев. Уже гетман Мазепа владел десятками тысяч душ.

Прежнее казачество получило официальный статус господствующего сословия на Украине. Положение рядовой массы украинцев от этого не изменилось – они как были, так и остались панскими холопами. Одновременно Запорожское войско продолжало притягивать отчаянных беглецов, сохраняло свой демократический характер. Но теперь уже московская власть вместе с казацкой старшиной теснила эту вольницу (а в конце 18 века совсем уничтожила), не давая ей опять возвыситься и занять место новых господ.

Как же правильно

Можно сделать вывод, что в современном русском языке правильным будет написание через «а». Вариант «козак», известный из летописей, следует считать устаревшим. Это и неудивительно, довольно много древнерусских слов, писавшихся через «о», сейчас пишутся через «а», поскольку с XVIII века нормой русской литературной речи признано московское «аканье».

Современный украинский язык перенял древнерусскую форму «козак» и сохранил ее в произведениях своих классиков.

Таким образом, если автор хочет использовать украинизм или подчеркнуть архаику речи своего персонажа, то вполне допустимо использование формы «козак».

В словаре Даля

м. или козак (вероятно от среднеазиатского казмак, скитаться,
бродить, как гайдук, гайдамака, от гайда; ускок от ускочить, бежать;
бродяга от бродить и пр. Киргизы сами себя зовут казак), войсковой
обыватель, поселенный воин, прнадлежщ. к особому сословию казаков,
легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в
своей одежде и вооружении. Есть и пешие казаки, в числе которых более
известны черноморские пластуны. Вообще, казак числится малолетком от 17
до 20 лет; служащим или служилым до 50 или 55-ти; потом еще 5 лет
домоседным, а затем отставным. Малороссийские казаки те же крестьяне и
ставят рекрут на своих правах. По занимаемым землям, единству
управления, казаки каждого именования образуют отдельное войско, под
началом атамана: Донское казачье войско, Уральское, Оренбургское,
Терское, Кубанское и пр. Казаки — глаза и уши армии, Суворов. Казаки все
наголо (поголовно вел) атаманы. Терпи, казак, атаман будешь. Не всем
козакам в атаманах быть. Бог не без милости, казак не без счастия. Казак
и в беде не плачет. Без коня казак кругом сирота (хоть плачь сирота).
Казак голоден, а конь его сыт. Казаку конь себя дороже. Казак сам
голодает, а лошадь сыта. Без коня не казак. Казак без коня, что солдат
без ружья. Казаки обычьем собаки. Казак глазастая собака. У наших
казаков обычай таков: где просторно (где пролезешь), тут и спать ложись.
У наших казаков (молодцов) обычай таков: поцеловал куму, да и губы в
суму. Коли казак, так и с Дону. Казак Донской — что карась озерной:
икрян (и прян) и солен. Казаки что дети: и много поедят, и малым
наедятся. Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает. Чайка киги,
а казак хихи! чибис остерегает криком от опасности. На удачу казак на
лошадь садится, на удачу казака и конь бьет. Казак и гривки прихватит, с
пикой, чтобы сильнее ударить. Пришли казаки с Дону, да прогнала ляхов
до(к)дому. | Насекомое казак, Dytiscum marginalis. | Растен. казак,
ископыть. | В перм. (с пермяцкого) казак, боров, кладеный кабан. |
Казак, тракилок, сиб. пташка Рlectorhanes lapponicus. | Казаки твер.
игра горелки, горелышки, побегушки, разбежки. Казачка ж. женщина или
девка казачьего сословия. | Рогаль, рукоять у сохи, за что пахарь держит
соху. | Казач. казакин, нестеганый бешмет. | Казак м. казачиха ж. сев.
новг. батрак, годовой наемный работиик, не поденщик. Не надейся,
попадья, на попа, держи своего казака. | Казаками, казачками, зовут
иногда молодых дворовых людей, одеваемых подобно казакам, также гонцов,
конных рассыльных и пр. | Казак и казачиха, арх. самец и самка моржа. |
Старая, матерая белуха, желтяк (самец?) арх. Казачек, казаченок, -ночек
умалит.; казаченька ласкательное, казачишка унизительное, казачина
увелич. | Казачек, мальчик для прислуги, одетый в казакин им в черкеску,
и под казачьей стрижкою. | Перм. поросенок самец. | Сиб. самец кабарги.
| Арх. селезень утиной породы гоголя, гоглюх. | Известный вид пляски,
перенятой у казаков. | Казаченок, малый работник, особ. подпасок,
помощник пастуху, пск. Казачина м. казак молодец; | ж. собират. казачье
войско, сословие, быт и состоянье; земля, обитаемая казаками. Казаков,
казачкин, казачихин, ему, ей прнадлежщ. Казакин м. полукафтан с борами,
прямым воротником, без пуговиц, на крючках. Казацкий, казачий, к казакам
относящ. Казацкая одежда, казацкие ухватки. Казачий полк. Казачий
урядник. — можжевел, Juniperus Sabina, вид можжевельника. Казачья
стрижка, круглая, под айдар, раскинутый обрубом во всю голову чуб.
Казаковатый, похожий на казака. Солнце за лес — казацкая радость, на
грабеж. Еще казацкая матка (сабля) жива (или: не умерла. Богдан
Хмельницкий). Казаковать, наездничать, жить казаком. Ныне плохо
казакуется, не дают или нельзя казаковать. Казакованье, действ. по глаг.
Казачить новг. казачничать твер. батрачить, батраковать, жить у кого в
работниках по найму. Казаченье, казачничанье, действ. или сост. по знач.
глаг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector