День памяти и скорби

Память в сердцах поколений

В то же время будет и много офлайн-акций — в городе-курорте Железноводске на мемориале «Волонтеры Победы» зажгут 812 свечей в память о каждом железноводчанине, не вернувшемся с фронта. Акция «День памяти» состоится в Национальном музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи — там же откроется выставка «Есть память, которой не будет конца»

В Севастополе, для которого война началась на 45 минут раньше, чем для всей страны (первый авианалет на город 22 июня произошел в 03:15 утра), на Сапун-горе, где проходили ожесточенные бои, в ночь на 22 июня соберутся местные жители — на территории мемориального комплекса будет воссоздана хроника событий 22 июня 1941 года. Состоится траурный митинг, пройдет заупокойная панихида по погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В Новгородской области 22 июня пройдет традиционная акция «Красная гвоздика», девиз которой в этом году: «Я помню. Я помогаю». Волонтеры за символическое пожертвования раздадут жителям значки с изображением красной гвоздики — средства будут утроены фондом «Память поколений» и направлены на оказание адресной медицинской помощи ветеранам боевых действий в регионе.

Автопробеги, фильмы и песни в поездах

Памятные мероприятия в Архангельске начались еще 19 июня, когда стартовал автопробег по маршруту Архангельск — Брест. Участники, побывавшие на местах боев, посетят Брестскую крепость и 22 июня примут участие в мероприятиях в Бресте. В Киржаче Владимирской области жители и гости города по традиции вечером 22 июня отправятся в велопробег по мемориалам, связанным с Великой Отечественной войной.

Накануне Дня памяти и скорби в Севастополе прошла презентация книги «Рассказы Кудланова», которую написал участник Великой Отечественной войны Анатолий Галкин. Для Севастополя Великая Отечественная война началась почти на час раньше, чем для всей остальной страны — первые бомбы упали на город около 03:15.

Как сообщили ТАСС в региональном центре патриотического воспитания ЯНАО, 22 июня на Ямале подведут итоги благотворительной акции «Красная гвоздика», во время которой волонтеры распространяли значки с изображением цветка под девизом «Я помню. Я помогаю». Собранные средства пойдут на оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

В Тюмени в День памяти и скорби будет реализован проект «Священная война». В пассажирских поездах, электричках, в парках, скверах и на площадях зазвучит голос Юрия Левитана и песни военных лет. В четыре утра зазвучит голос Левитана и в городе воинской славы Ростове-на-Дону, а в историческом парке «Россия — моя история» пройдут экскурсии под названием «Этот день июня не забыт».

Кроме того, 22 июня в Вологодской области на мемориале «Скорбящая мать» в центре Ошты состоится погребение останков красноармейцев, найденных в ходе поисковой экспедиции вологодского объединения поисковиков. Придадут земле с воинскими почестями и 369 бойцов, найденных поисковиками в ходе весенней вахты памяти в Новгородской области. В Кемеровской области пройдет церемония захоронения останков кузбасского красноармейца Алексея Спиридонова, которое обнаружили поисковики на территории Ленинградской области.

Смерть как переход в вечность

После смерти человеческое тело подвергается тлению и разрушению. Душа же, как учит Православие, является бессмертной.

В зависимости от духовного качества прожитой жизни на земле определяется участь души вином мире. Она или обретает рай, находясь со Творцом и всеми святыми. Или попадает в ад, где подвергается мучениям. Причем страдания души заключаются не физической боли вроде «поджаривания на сковороде». Это состояние удаленности от Бога.

Смерть представляет собой переход в вечность. Это великая тайна. Земной путь человека является только подготовкой к вечной жизни. Поэтому смерть — не конец, а продолжение этой жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

  • Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
  • Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
  • Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Смерть — продолжение жизни

В человеке соединены две природы: материальная (тело) и духовная (душа и дух). Пока два этих начала находится в единстве и взаимосвязи, человек живет. Но земная жизнь каждого рано или поздно заканчивается смертью (разделением души от тела). Так что годовщина смерти и связанные с ней молитвы актуальны для всех.

Смерть постигает любого, вне зависимости от национальности, места жительства, социального положения в обществе, материального благосостояния. Это следствие грехопадения первых людей (Бытие, 2:17). Изначально человек был создан для бессмертной жизни. Но нарушение Божьей заповеди о запретном плоде являлось следствием горделивого стремления к независимости от Творца. Это было проявлением внутреннего желания быть самому как бог.

Молитва об усопших

Отчуждение человека от Бога лишило его  благодати Божией. Чтобы человек навеки не остался в таком состоянии,  в мир вошла смерть.

Смысл поминания на год после смерти

Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.

Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.

Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.

В годовщину смерти необходимо посетить храма и заказать панихиду по умершему

Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.

Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил. Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени

Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая

Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.

С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь

Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Годовщина смерти: для чего молиться о покойных

Облегчение загробной участи души до Страшного Суда возможно по молитвам живых людей. Молитва является связью между живыми и умершими. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Евангелие от Луки, 20:38).

Для умерших людей очень важна помощь и поддержка ныне живущих на земле. И это не дорогие надгробия или годовщина смерти с пышными поминками. Им нужна сердечная молитва о упокоении их душ, о прощении грехов.

Только молитвы верующих способны переменить участь усопшего на лучшее. По свидетельствам Святых Отцов, известно немало случаев вымаливания грешников из ада.

В «Алфавитном патерике» (4-5 век) имеется история о святом Макарии Египетском.

«Нет в России семьи такой…»

Всероссийские акции «Свеча Памяти» и «Горсть Памяти» традиционно пройдут 21-22 июня во всех регионах. В память о защитниках страны зажгут сотни тысяч свечей, в Архангельске одновременно развернут копию знамени Победы площадью 200 кв. м.

«Чтобы увековечить память погибших и создать мемориал в Москве, будет собрана земля с мест братских захоронений всей страны, заложена в артиллерийских гильзах и выставлена в «парке памяти». Из Петербурга будет взята земля с Пискаревского кладбища», — рассказал ТАСС глава комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков.

В Омске у Вечного огня из лампад будет выставлен контур цифр «1418» и по вертикали слово «помним». В Ленинградской области в филиале Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» пройдет церемония спуска на воду памятного венка под залпы ружейного салюта роты почетного караула. Акции памяти пройдут также во всех регионах Поволжья.

В Кургане на Аллее Славы состоится церемония возложения гирлянд, венков и цветов к Вечному огню. Представители ингушских диаспор в городах России 21-22 июня также проведут церемонии возложения цветов к памятным плитам с именами уроженцев Ингушетии — участников Великой Отечественной войны.

Годовщина смерти: как правильно поминать усопших

Как поминать умершего в годовщину смерти? Этот вопрос закономерно встает перед близкими родственниками. Годовщина смерти и поминки не должны сводиться к выполнению устоявшихся ритуалов

Посещение кладбища или накрытие стола это, конечно важно. Но самое важное — это молитва, просьба Господа о милости о Царствии Небесном

Молитва может быть частной, в домашних условиях. Но лучше поминовение заказать в церкви или монастыре (посоветуйтесь со священником).

Что же заказывают в храме на годовщину смерти? В этот день следует заказать поминовение в храме на Божественной Литургии

Это самое главное и важное для души уже умерших христиан. Во время подготовительной части (Проскомидии), священник вынимает частицы из просфор

При этом в молитвах поминаются живые и усопшие христиане, за которых подавались записки. Вынутые частички опускаются  в Чашу с Кровью Христовой для Причащения. Священником произносится молитва: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». 

Годовщина смерти это веский повод почтить память усопшего и молитвенно ему помочь. В этот день можно заказать панихиду (особую поминальную службу). Совершить ее можно не только в храме, но и на кладбище у могилы. Для этого заранее следует обратиться в церковь, подать специальную записку с именем усопшего.

Также за упокой души усопшего можно раздать милостыню. Это своего рода просьба к другим людям совершить молитву за умершего. Причём годовщина смерти не единственный повод к милостыни — её нужно совершать постоянно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector