Рыцарь счастливого образа: профессиональный идальго владимир зельдин

«Так он же старый!»

С 28-летней журналисткой Иветтой Капраловой 47-летний Владимир Зельдин познакомился в 1962-м. Молодая женщина работала редактором в Бюро пропаганды киноискусства, которое периодически организовывало творческие встречи актеров со зрителями в разных городах — во время одной из таких поездок и произошло судьбоносное знакомство. Иветта на тот момент уже успела побывать замужем и развестись. В актерской среде она находилась много лет, еще во время учебы на журфаке МГУ выходила на сцену Студенческого театра, а в 1958 году снялась в фильме «Матрос с кометы», в котором также играл приятель и коллега Зельдина по театру Владимир Сошальский. Благодаря тому они и познакомились.

После возвращения из поездки актер пригласил Капралову в шикарный ресторан — в «Националь». Когда Вета (так Владимир Михайлович называл любимую) рассказала маме, что только что ужинала с Зельдиным, та отреагировала словами: «Так он же старый!». Будущая теща Зельдина поначалу была не очень довольна выбором дочери, но со временем ее отношение к зятю поменялось.

Владимир Зельдин в фильме «Дядя Ваня», 1970 г. Кадр из фильма

Зельдин ухаживал долго, почти два года, и очень красиво. Он и Капралова расписались в 1964-м. Первое время жили с ее мамой, потом переехали в собственную крохотную однокомнатную квартирку с видом на пустырь на окраине Москвы, а спустя несколько лет — в небольшую двухкомнатную квартиру неподалеку от театра. Актер постоянно хлопотал за коллег, выбивал им путевки и квартиры, но за себя хлопотать не желал, да и никогда не гнался за материальными благами. Даже знаменитая дача в Серебряном Бору, где Зельдин с супругой прожили последние годы, принадлежала государству.

Владимир Зельдин и Иветта Капралова, 2010 г. Фото: Анатолий Жданов/Архив «КП»

Биография

Владимир Зельдин в молодости

Владимир Михайлович Зельдин появился на свет в январе 1915 года в городке Козлов Тамбовской губернии (сейчас Мичуринск). Кроме него, в семье Зельдиных подрастало ещё четверо детей. Владимир с братом и сёстрами рос в очень тёплой творческой атмосфере. Отец Михаил Зельдин был профессиональным музыкантом и дирижером. Он прекрасно играл на тромбоне. В свое время участвовал в качестве дирижера в грамзаписи сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» в городе Киеве для фирмы «Аристотипия». Мама работала учительницей музыки. Любовь к искусству прививалась детям с ранних лет. Все они научились играть на различных инструментах.

В 1920 году семье Зельдина пришлось перебраться к родственникам, в Тверь, связи с началом Гражданской войны в России. Здесь Володя стал посещать школу, а когда отец перевёз своих родных в Москву в 1924 году, мальчик стал обучаться в военной школе, расположенной на Таганке. Все дети Зельмана были музыкально одарены и обучены играть на музыкальных инструментах. Володя мастерски справлялся с трубой, роялем и скрипкой. В его актёрской жизни эти навыки оказались весьма кстати. Детские воспоминания у актёра были очень светлыми. Он помнил, что материальная сторона жизни всегда была очень скромной, но на отношения родителей и детей это не влияло. Внутри семьи царило уважение и хорошее взаимоотношение. Отец был отличным примером для своих детей. Он не курил, не пил и никогда не конфликтовал в присутствии своих детей.

Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

После смерти отца Владимир Зельдин, биография которого рассматривается в этой статье, пошел работать в оркестр высшей пограничной школы трубачом. Спустя четыре года будущий актер заболел новой мечтой — ему захотелось стать моряком. Однако в военное училище его не взяли по причине плохого зрения. После окончания школы молодому человеку пришлось заняться весьма прозаичным делом — работать на заводе учеником слесаря. В начале 30-х годов объявили набор в производственно-театральные мастерские, которые были организованы при Театре МГСПС, на актерский курс. Владимир Зельдин решил попробовать пройти вступительные испытания, не очень-то веря в успех. В приемной комиссии сидели Евсей Любимов-Ланской и Василий Ванин. Будущий артист читал перед ними рассказы Кончаловской Натальи и стихи Безыменского. Он успешно сдал вступительные экзамены, и его приняли. Годы обучения показались парню самыми лучшими в его жизни. Наконец-то он занимался любимым делом, учился у лучших наставников. Курс возглавлял Лепковский Евгений, танец преподавали Мосолова Вера (бывшая балерина) и Шаховская Галина (в будущем — главный балетмейстер в Московском театре оперетты). Из всего курса знаменитыми артистами стали только два человека: Николай и Владимир Парфеновы. Артист окончил обучение в мастерских в 1935 году и поступил на службу в тот же театр.

Родители

Биография Зельдина началась в 1915 году. Он появился на свет 28 января в Козлове Тамбовской губернии. Сейчас этот город называется Мичуринском (Тамбовская область). Будущая знаменитость воспитывалась в творческой семье. Папа артиста — Михаил Евгеньевич — был музыкантом, а мама — Анна Николаевна – имела диплом преподавателя. Отец Владимира Михайловича был очень одаренным человеком. Он окончил Московскую консерваторию, бал незаурядным тромбонистом и дирижёром. В городе Козлове он сначала работал капельмейстером духового оркестра Томского пехотного полка, а с 1918 года возглавлял местную музыкальную школу (народную консерваторию). Михаил Евгеньевич был урожденным евреем, ему пришлось отказаться от родной веры и обратиться в православие, чтобы получить достойное музыкальное образование. В связи с этим иногда спрашивают, к какой национальности принадлежит Зельдин Владимир Михайлович. Настоящая фамилия артиста также является предметом обсуждения у некоторых поклонников. Однако у актера никогда не было творческого псевдонима. Он родился, вырос и прожил всю жизнь под фамилией Зельдин. Отец Владимира Михайловича профессионально занимался музыкой. Он в свое время участвовал в качестве дирижера в грамзаписи сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» в городе Киеве для фирмы «Аристотипия». Мама Владимира Михайловича вела домашнее хозяйство. В семье Зельдиных, кроме будущего артиста, подрастало еще четверо ребятишек: сын Юрий и дочери Елена, Ирина и Нина.

Личная жизнь

Владимир Зельдин, биография которого интересует многих, был женат несколько раз. Его первая жена — Людмила Мартынова — прожила с ним совсем немного, с 1939 по 1940 год. После она переехала на Украину и последние годы жизни провела в Ялте. Сын, родившийся в первом браке Зельдина, скончался в 1941-м. Артист с теплотой вспоминает о бывшей супруге и утверждает, что она сильно помогла ему в развитии.

Второй женой Владимира Михайловича стала артистка Островская Генриетта. Снимался вместе с ней в картине «Учитель танцев» Зельдин. Дети в этой творческой семье так и не появились. Вторая супруга артиста умерла в 1971 году.

Союзы с первыми двумя женами актер так и не зарегистрировал. А его первый официальный брак заслуживает отдельного внимания. В возрасте сорока семи лет биография Зельдина ознаменовалась новым судьбоносным событием: он встретил юную Иветту Капралову — зеленоглазую красавицу, недавно окончившую факультет журналистики МГУ. Артист два года ухаживал за своей избранницей, и в 1964-м влюбленные поженились. При этом его избранница была моложе почти в два раза. Сейчас Иветта утверждает, что быть супругой Владимира Зельдина — отдельная профессия, отнимающая массу сил и времени. Однако она вышла замуж за интересного, внимательного, очень доброго и верного человека. К сожалению, детей в этом браке также не появилось. В каждом своем интервью Владимир Михайлович называет супругу своим мозговым центром. Он считает, что Иветта гораздо умнее и образованнее его, и доверяет ей решать все свои проблемы.

Кинокарьера

После знакомства с именитым режиссером, Зельдин получил первую роль в картине «Свинарка и пастух». Съемки музыкального фильма начались в Домбае, где артисты узнали, что началась Великая Отечественная война. Мужчин призвали в Красную Армию, но Министр кинематографии приказал продолжать работать на киностудии «Мосфильм». В перерывах между съемками Владимир дежурил на крыше своего дома, спасая жителей от возможного пожара, который могло спровоцировать попадание зажигательного заряда.

Молодой актер перевоплотился в образ знатного пастуха дагестанца по имена Мусаиб Гатуев. В романтической ленте также снимались: Марина Ладынина, Николай Крючков, Николай Китаев, Евдокия Счастливцева. По словам Зельдина, участие в картине «Свинарка и пастух» кардинально изменило его привычную жизнь, в один миг на него обрушилась популярность и народная любовь.

В 1946 году Владимир играл роль Альдемаро на сцене Театра Красной армии. Постановка Владимира Канцеля «Учитель танцев» пользовалась большой популярностью у зрителей. На протяжении следующих тридцати лет Зельдин более тысячи раз воплощал в эту роль и каждый раз зал осыпал его громкими овациями. Среди известных персон, посетивших спектакль «Учитель танцев» была поэтесса Анна Ахматова. В театре армии легендарный актер прослужил более 60 лет, хотя неоднократно получал приглашения от других художественных руководителей.

В 1956 году Владимир перевоплотился в образ клоуна Топа в картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Цитаты из этого музыкального фильма до сих пор актуальны, не сходят с уст любителей классики. Партнерами Зельдина, по съемочной площадке были такие артисты, как: Людмила Гурченко, Юрий Белов, Тамара Носова, Георгий Куликов.

Талантливый актер успевал совмещать игру в театре со съемками в кино. Следующие несколько лет Владимир играл эпизодические роли в следующих картинах:

  • «Повесть пламенных лет»;
  • «Берег надежды»;
  • «Дядя Ваня»;
  • «Миссия в Кабуле»;
  • «Блокада»;
  • «Это мы не проходили».

В 1978 году Зельдин получил главную роль в мелодраме Михаила Григорьева «Дуэнья». Картина снята по мотивам пьесы английского драматурга Ричарда Б. Шеридана. Владимир сыграл роль дворянина Дона Джерома, который обаял советских женщин. В экранизации также снимались: Ирина Муравьева, Татьяна Васильева, Марина Либакова-Ливанова, Александр Сафронов, Семен Фарада, Любовь Полищук.

Через два года Зельдин предстал перед телезрителями в образе председателя сенатской комиссии – судьи Феллоуза в политической драме «Рафферти». Затем успешный и востребованный актер снялся в советско-германском проекте «Победа», рассказывающем историю журналистов-фронтовиков. Михаил Воронов и Чарли Брайт встретились через 30 лет после знакомства на Потсдамской конференции.

В 1990 году актерская копилка Зельдина пополнилась такими проектами, как: «Арабатский мотив», «Искушение Б.», «Канувшее время», «Последняя осень». Затем в карьере Владимира настало затишье, растянувшееся на семь лет. В 1997 году артист вернулся на экраны телевизоров в приключенческом мини-сериале «Вино из одуванчиков».

В 2007 году состоялась премьера комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», где Зельдину досталась роль камео. В современном ремейке картины появились такие актеры: Алена Бабенко, Сергей Безруков, Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Роман Мадянов, Дмитрий Певцов.

В том же году с участием Владимира вышли в прокат картины: «Парк советского периода», «Чертово колесо», «Бес в ребро, или великолепная четверка», «Андерсен. Жизнь без любви». Последними проектами Зельдина стали: комедийный сериал «Сваты» 4 и 5 часть, а также мелодрама «Убежать, догнать, влюбиться».

Столетие Владимир отмечал на сцене родного Театра армии, а следующий 101-й день рождения актер встретил, играя в спектакле «Танцы с учителем». 31 октября 2016 года сердце легендарного артиста театра и кино остановилось. Врачи диагностировали полиорганную недостаточность.

Театральная карьера

В 1942-1943 годах входил в труппу Алма-Атинского русского драматического театра Владимир Зельдин. Актер затем перешел на работу в Центральный театр Советской армии, где служит с 1945 года по сегодняшний день. Вокальное мастерство и исключительная сценическая пластика помогли ему получить главную роль в постановке «Учитель танцев» по произведению Лопе де Вега. В образе Альдемаро Владимир Михайлович выходил на сцену почти тридцать лет, вплоть до 1975 года! Это абсолютный рекорд, ведь актеру к тому времени исполнилось уже шестьдесят лет. Кроме того, актер задействован в спектакле «Приглашение в замок» и музыкальной постановке «Давным Давно». В Театре Модерн он играет в «Дядюшкином сне» роль Князя К., а его партнершей является Н. М. Тенякова. В общей сложности Владимир Зельдин сыграл на театральной сцене примерно шестьдесят пять ролей.

Награды и звания

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, 21 мая 2015 года

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени,23 февраля 2000 года

Почётные звания
  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Народный артист РСФСР ()
  • Народный артист СССР ()
  • Почётный гражданин Тамбовской области (2015)
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»

Государственные награды

  • Сталинская премия второй степени () — за исполнение роли Д. Н. Сенявина в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна
  • Премия Правительства Российской Федерации 2008 года в области культуры () — за спектакль «Человек из Ламанчи»
  • Премия Союзного Государства в области искусства и литературы (2014) — за роль Сервантеса — Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи».
  • Премия города Москвы 2006 года в области литературы и искусства (номинация «Театральное искусство») () — за исполнение роли Сервантеса — Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, Д. Дэриона на музыку М. Ли
  • Премия города Москвы «Легенда века» () — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени () — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени () — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
  • Орден Дружбы () — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Три ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1968, 17 марта 1980 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства)

первый — 17 марта 1980 года — за заслуги в развитии советского театрального искусства;
второй — 8 февраля 1985 года — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения;
  • Орден Красной Звезды
  • Крест святого Михаила Тверского () — за личный вклад в развитие культуры Тверской области
  • Медали, в том числе:
    • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» ()
    • Медаль «За оборону Москвы» ()
    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «Ветеран труда»
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» ()
    • Медаль «В память 850-летия Москвы» ()
    • Медаль «200 лет Министерству обороны» ()
    • Юбилейная медаль «75 лет Тамбовской области» (2012)
    • Медаль «За веру и добро» (Кемеровская область, )
    • Медаль Министерства обороны Российской Федерации «150 лет Западному военному округу» ()
    • Нагрудный знак «За заслуги перед Тамбовской областью» (2015)
Общественные награды
  • Орден «За заслуги в ветеранском движении» (, высшая награда Союза ветеранов России)
  • Премия ОРКФ «Кинотавр» в Сочи в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» ()
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1995)
  • Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот»
    • 2001 год — «За долголетнее и доблестное служение театру»
    • 2005 год — «Лучшая мужская роль» — Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», ЦАТРА
  • Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра»» (2006)
  • Национальная премия «Россиянин года» ()
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенды сцены» ()
  • Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» (2010).
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()

Любимые женщины легенды советского кинематографа

В 1939 году Владимир познакомился с Людмилой Мартыновой. Отношения молодых людей развивались стремительно. Вскоре после встречи с Людмилой Мартыновой, молодые люжи стали жить под одной крышей. Людмила родила Зельдину наследника, но мальчик умер, не дожив до года. Мартынова уехала из Москвы, поставив точку в отношениях с артистом.

Следующей избранницей Зельдина стала актриса Генриетта Островская, с которой он познакомился на съемочной площадке. Владимир вновь предложил девушке жить в гражданском браке, но любовь быстро прошла и пара рассталась. Мужчина с головой ушел в работу, чтобы отвлечься от личной драмы.

В 1964 году Владимир встретил настоящую, искреннюю любовь – Иветту Капралову. Девушка была младше актера на 20 лет, но это не мешало им строить счастливую семейную жизнь. Вскоре Зельдин и Капралова официально зарегистрировали брак, и вместе прожили до последнего дня легенды советского и российского кинематографа.

Детей от этого брака у супругов не было. Более подробно об отношениях актера можно почитать здесь.

Ненастоящий грузин

Специфика фактуры начинающего артиста Зельдина заключалась в том, что он был «ничего себе» не в распространенном рабоче-крестьянском стиле, а в довольно аристократическом и, что сыграло еще более важную роль в его актерской судьбе, не совсем в русском. Внешность молодого Зельдина, сочетающая южный знойный темперамент с хрупкой утонченностью, сама по себе словно переносит мгновенно влюблявшихся в актера зрительниц в Севилью или Верону. Но сначала, окончив мастерские и поступив в 1935-м году в Театр МОСПС, он нередко играл лиц кавказских и азиатских национальностей.

Так, в спектакле «Мятеж» по Д. Фурманову он являлся узбеком в крайне эффектной студенческой массовке:

Автор цитаты

К7

Владимир Зельдин в роли Фрэнка в спектакле «Профессия миссис Уоррен» по пьесе Бернарда Шоу

Фото: РИА Новости/Борис Рябинин

А в спектакле по пьесе Н. Погодина «Снег» группа геологов отправлялась в горы, где встречала аборигена в черкеске с газырями, исполняющего темпераментный танец картули, — это и был молодой артист Зельдин, физически ощущавший, как костюм и грим сразу дают актеру особую пластику и новую осанку.

Играл грузина он и тогда, когда на спектакль «Генеральный консул» в Театре транспорта попала ассистентка Ивана Пырьева, искавшего актера дагестанской наружности для фильма «Свинарка и пастух». Она заметила исполнителя роли захваченного кровожадными японцами в плен пограничника Гоглидзе. Сам Зельдин чувствовал себя в этой роли блистательно:

Автор цитаты

«Живой, легкий, весь искрится», — так описала ассистентка поразившего ее артиста Ивану Пырьеву, вызвавшему Зельдина на пробы, где большинство его конкурентов составляли настоящие кавказцы из тбилисского Театра им. Ш. Руставели. Бытует популярная байка, будто Пырьев долго не мог сделать окончательный выбор и опросил женскую часть группы, единогласно потребовавшую Зельдина. Как считал сам актер, не это обстоятельство оказалось решающим:

К2

Владимир Зельдин в роли Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух», 1941 год

Фото: Мосфильм

Автор цитаты

Но и относительно каких-то внутренних качеств, которые привлекли режиссера, у Зельдина тоже есть своя версия:

Автор цитаты

Биография Владимира Зельдина

Владимир Михайлович родился в семье музыканта, дирижера Михаила Евгеньевича и учительницы Анны Николаевны (в девичестве Поповой). Когда Владимиру было всего 14 лет, ушел из жизни отец, а в 17 лет  Володя лишился мамы.

Мальчику было 5 лет, когда семья с пятью детьми (у Владимира Михайловича был брат и три сестры) переехала из Козлова в Тверь, а уже в 1924 году – в Москву.

В детстве Владимир немножко играл на скрипке, рояле и трубе, но серьезно музыке не учился, о чем всегда сожалел.

Он обожал балет. И в 12 лет даже попытался поступить в хореографическое училище при Большом театре. Но так как отец все сделал для того, чтобы он не поступил, приемная комиссия сказала мальчику, что у него слабое сердце и танцевать он не сможет.

Владимир Зельдин с супругой Иветтой Капраловой

После школы Зельдин мечтал стать моряком, но подвело зрение и первое время пришлось идти работать на завод учеником слесаря.
В начале 1930-х годов набирался курс в мастерскую при Театре МОСПС, и Владимир поступил в эти мастерские. В это время он жил на попечении сестры Нины.

После окончания мастерских в 1935 году пошел служить в этот театр актером.

А в 1938 году перешел в Театр транспорта при Министерстве путей сообщения.

Здесь артиста в роли грузина Гоглидзе и увидел помощник по актерам режиссера Ивана Александровича Пырьева и позвал на пробы в картину «Свинарка и пастух» на роль знатного пастуха Мусаиба. Кстати, на эту роль пробовались несколько актеров. Пырьев собрал всех женщин из съемочной группы и показал пробы. Слабый пол не устоял перед обаянием Владимира Михайловича и выбрал его.

«Мой порок — это женщины»

«Женщина для меня — чудо природы», — уверял Владимир Михайлович, добавляя, что уважение к женскому полу в нем воспитали еще в детстве. Его необыкновенную галантность отмечали все. Актера, в которого чуть ли не половина женского населения страны влюбилась после выхода «Свинарки и пастуха», называли рыцарем — а сам он этим «званием» гордился и говорил, что хотел бы оставаться им как можно дольше. Свое рыцарское отношение к дамам Владимир Зельдин пронес через всю жизнь. «Мой порок — это женщины. Я так распознал этих нежных, слабых созданий, что могу размышлять о них часами», — вполушутку-полувсерьез признавался знаменитый актер в своей книге «Моя профессия: Дон Кихот».

Первой женой Владимира Зельдина стала актриса Людмила Мартынова, они познакомились в Театре транспорта, где актер служил в конце 30-х, ему тогда было 24 года, Люсе, как актер называл свою первую супругу, — немного больше. Прожили они вместе всего год, расставшись накануне войны — как вспоминал Владимир Михайлович, Люся «кем-то увлеклась» и ушла от него. Официально они свои отношения не регистрировали, но, несмотря на это, актер всегда называл Мартынову своей первой супругой.

У актерской четы был сын, однако мальчик прожил всего год и умер в 1941-м от пневмонии. Знаменитый артист, которого все привыкли считать неунывающим оптимистом и весельчаком, мало рассказывал об этой непростой странице его жизни. Только близкие люди знали, что боль от потери единственного сына с годами не утихла, даже много лет спустя актер очень переживал из-за этой потери, регулярно навещал могилу сына.

Генриетта Островская в роли Лисены в фильме-спектакле «Учитель танцев». Кадр из фильма

Со своей второй женой, актрисой Центрального театра Красной армии (сегодня Театр Российской армии) Генриеттой Островской, Владимир Зельдин также не расписывался, хотя вместе они прожили 15 лет. Красавица Гися (они вместе играли в спектакле «Учитель танцев») приехала в Москву из Одессы, первое время она с мамой и сыном от предыдущего брака жила в гостинице, которую ей снимал театр, а ее гражданский супруг, которому тоже негде было жить, — в театре. При расставании актер оставил супруге все, включая квартиру и дачу. Мысль о дележе совместно нажитого имущества ему даже в голову не приходила: не то воспитание. «Я считаю, что мужчина должен поступать именно так», — объяснял Зельдин.

Владимир Зельдин в фильме «Сказание о земле Сибирской», 1947 г. Кадр из фильма

Передачи

  • Academia
  • Big Opera – 2019
  • XX век
  • Абсолютный слух
  • Агора
  • Балетная энциклопедия
  • Белая студия
  • Библейский сюжет
  • Билет в Большой
  • Ближний круг
  • Большая опера – 2017 (пятый сезон)
  • Большая опера – 2019 (шестой сезон)
  • Большая опера (все сезоны)
  • Больше, чем любовь
  • Большие и маленькие
  • Большие Маленьким
  • Большой балет
  • БОЛЬШОЙ БАЛЕТ- 2018
  • Большой джаз
  • Власть факта
  • Война и мир. Читаем роман
  • Гении и злодеи
  • Гений
  • Главная роль
  • Документальная камера
  • Ехал Грека…
  • Жизнь замечательных идей
  • Завтра не умрет никогда
  • «Игра в бисер» с Игорем Волгиным
  • Искатели
  • Искусственный отбор
  • Картина мира с Михаилом Ковальчуком
  • Квартет 4×4. 1 сезон
  • Квартет 4×4. 2 сезон
  • Кинескоп с Петром Шепотинником
  • Кинопоэзия
  • Клуб «Шаболовка, 37»
  • Коллекция
  • Коллекция интервью
  • Кто мы?
  • Кто там…
  • Культ кино
  • Легенды балета XX века
  • Легенды мирового кино
  • Линия жизни
  • Любовь в искусстве
  • Магистр игры
  • Моя любовь – Россия!
  • МЫ – ГРАМОТЕИ!
  • Наблюдатель
  • Нано-Опера
  • Научный стенд-ап
  • Нефронтовые заметки
  • Новости культуры
  • Новости культуры с Владиславом Флярковским
  • Новости. Подробно
  • ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ НА САЙТЕ TVKULTURA.RU
  • Оркестр будущего
  • «Особый взгляд» с Сэмом Клебановым
  • Острова
  • Открытая книга
  • Открытый музей
  • Пешком…
  • Письма из провинции
  • Полиглот (все программы)
  • Послушайте!
  • Правила жизни
  • Пряничный домик
  • Пятое измерение
  • Романс – XXI век
  • Романтика романса
  • Рэгтайм, или Разорванное время
  • САС. Те, с которыми я…
  • Сати. Нескучная классика…
  • Синяя птица. Сезон 2017
  • Сита и Рама
  • Телескоп
  • «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским
  • Царская ложа
  • Черные дыры. Белые пятна
  • Что делать?
  • Шедевры мирового музыкального театра
  • Шедевры старого кино
  • Щелкунчик. International Television Contest for Young Musicians ‘The Nutcracker’
  • Щелкунчик. XIX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Щелкунчик. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Энигма
  • Эрмитаж
  • 2 ВЕРНИК 2
  • 21th International Television Contest for Young Musicians «The Nutcracker»

«Свинарка и пастух»

В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе, которого он играл в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на «Мосфильм» познакомиться с Пырьевым.

Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его – ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.

Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.

Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль «Стрекоза» о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «Свинарка и пастух».

Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки:

Работа проходила в очень тяжелых условиях — в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин:

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.

Между тем «Свинарка и пастух» уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина Ладынина и Николая Крючков. «Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков «звездной болезни» я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой», — вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.

А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.

Полвека с лишним вместе

Актер, которому больше так и не пришлось испытать счастья отцовства, всегда называл Иветту Евгеньевну своей самой большой отдушиной, главным счастьем в своей жизни. А она, в свою очередь, посвятила любимому мужу всю свою жизнь. Как признавалась супруга артиста, быть женой известного и талантливого человека, — невероятный труд, ко многому ей пришлось приспосабливаться, от многого отказываться, но она шла на подобные жертвы потому, что очень любила. Были и слезы — как Иветта Евгеньевна рассказала в одном из своих интервью, на людях Владимир Михайлович вел себя значительно «легче», чем дома, многочисленные поклонники обожали его за искрометность на сцене, но в обыденной жизни он часто бывал другим. Как и всякому человеку, ему были свойственны и сомнения, и минуты тоски и плохого настроения — все это отражалось на ней.

Владимир Зельдин и Иветта Капралова в гримерной Театра Российской армии, 2014 г. Фото: Анатолий Жданов/Архив «КП»

Зная страсть мужа к красивой одежде, Иветта Капралова прикладывала все усилия, чтобы он выглядел настоящим франтом. Привозила шикарные костюмы из зарубежных поездок, так как актер не любил ходить по магазинам, быстро научилась покупать все «на глаз». Знаменитый белый пиджак Зельдина, делавший актера просто неотразимым, его великолепные жилетки и галстуки-бабочки — ее идеи.

К тому, что у ее супруга даже на тот момент, когда он считался старейшим актером, выходившим на сцену в столь почтенном возрасте, всегда было множество молодых поклонниц, жена Владимира Зельдина относилась с пониманием. Народный артист любил общаться с молодежью. Как объясняла Иветта Евгеньевна, биологический возраст ее мужа совершенно не совпадает с паспортным, он обожает общаться с молодыми девушками — это дает ему энергию. Она рассуждала об этом спокойно, не обращая внимания на появлявшиеся порой в желтой прессе сплетни, как может рассуждать человек, проживший в счастливом браке полвека и прекрасно понимающий: они с мужем — единое целое, она — главная женщина в его жизни, а он для нее — главный мужчина.

Юбилейный творческий вечер в честь 100-летия Владимира Зельдина. Центральный театр Российской Армии. Фото: Лариса Кудрявцева/Архив «ЕГ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector