Театр оперы и балета екатеринбург

Это интересно

Как ни парадоксально, но именно в этой обители культуры в Екатеринбурге была провозглашена советская власть. Вот как вспоминает события тех дней В.П. Аничков в книге «Екатеринбург – Владивосток. 1917-1922»:

«…Театр был настолько переполнен, что мы с большим трудом пробрались на сцену.

Перед нашими глазами представилась никогда ещё не виданная картина… Театр был переполнен народом так, что становилось страшно. Казалось, не миновать катастрофы. Это было почти сплошное море солдатских шинелей с небольшими крапинками женского элемента и штатских граждан. Шум стоял невообразимый, все что-то кричали, и из общего гула многотысячной толпы явственно долетали слова: «Арестовать, арестовать, арестовать…»

Особенно запомнилась мне мощная фигура очень тучного лысого солдата, чей бас покрывал весь хор. И, как бы в пандан к нему, на барьере одной из лож бенуара стоял тоненький, маленького роста человек, судя по бритому лицу — актёр (что потом и выяснилось). Невероятно визгливым тенором, жестикулируя руками, с какой-то особой злобой и упоеньем он выкрикивал всё те же слова: «Арестовать, арестовать…»»

История Оперного театра

В 1910 году в Екатеринбурге работало два больших театра – Городской театр на 625 мест (ныне в этом здании кинотеатр «Колизей») и деревянный Верх-Исетский театр на 1100 мест. Однако они плохо подходили для оперных постановок. Городскими властями было решено строить новый — уже третий — театр (при том, что в городе в то время жило менее 80 тысяч человек). В объявленном городской думой конкурсе проектов театра победил архитектор Владимир Семенов из далекого Пятигорска с проектом «Светлана».

Торжественный молебен в честь закладки здания состоялся 20 июля 1910 года.

Рабочее проектирование театра возглавил архитектор Константин Бабыкин. Именно он придумал разместить на самой высокой точке фасада фигуры трех муз искусств: одна муза с нотной книгой, другая с лирой, а по центру – муза с горящим факелом в поднятой руке.

Строительными работами руководил Г.А. Голландский. Лепными работами занималась фирма Вейнберга. Строили здание театра по последнему слову техники, в том числе использовался еще только появлявшийся в то время на Урале железобетон.

Строительство театра

Театр был построен на Дровяной площади, как тогда она называлась, всего лишь за два года. Он обошелся казне в огромную по тому времени сумму — 300 тысяч рублей (треть годового бюджета!). Не все были довольны такими тратами, особенно если учесть, что Екатеринбург в ту пору был совершенно неблагоустроен: в городе не было ни водопровода, ни канализации, твердое покрытие имели лишь несколько улиц.

Долгое время после открытия горожане назвали его Новым городским театром (современное название «театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).

Богато декорированное здание сразу же превратилось в одну из главных достопримечательностей Екатеринбурга. Оно не утратило своей привлекательности и поныне — это самый красивый театр города. Здание театра оперы и балета непременно привлекает взгляды всех туристов и гостей города, оказывающихся в этой точке Екатеринбурга.

Новый городской театр. 1913 г.

Свой первый сезон театр открыл в 29 сентября 1912 года (по старому стилю) оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Открытие пришлось на субботу. РПЦ чудила уже тогда: епископ Митрофан требовал перенести дату торжественного открытия театра — мол негоже давать спектакли накануне воскресных и праздничных дней. Но организаторы не отступились, и театр был открыт, как и было запланировано. В тот день театр был полон людей, свободных мест не было.

Первым главным режиссером театра стал Александр Альтшуллер, а главным дирижером — известный итальянец Сильвио Барбини. К сожалению, через год — 18 октября 1913 года — Барбини умер от остановки сердца и был похоронен на екатеринбургском кладбище. Интересно, что свою трудовую деятельность на должности рассыльного оперного театра начинал 9-летний Григорий Александров — будущий режиссер известных советских музыкальных комедий. 

Первый театральный сезон продлился 5 месяцев. За это время поставлено 37 опер и дано 143 спектакля. При этом в репертуаре преобладали постановки по произведениям П.И. Чайковского. И если оперные постановки театра воспринимались зрителями на «ура», то балет в первые годы был не вполне удачен.

Театр с западной стороны у служебного входа. Впереди — Главный проспект (ныне — пр-т Ленина)

После бурь революции, затрагивавших театр, в советское время театр вновь стал выполнять свою культурную роль. В нем по-прежнему ставились оперы и балет. Дровяную площадь, на которой стоял театр, после установления советской власти переименовали в площадь Парижской Коммуны.

Театр не прекращал работу даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Часть коллектива ушла на фронт, а остальные работали без выходных. За пять военных лет они дали более 4 тысяч спектаклей: в городе, на фронтах, в госпиталях. На заработанные выступлениями деньги коллектив театра купил для фронта три танка, а также совершал перечисления в фонд обороны.

В 1966 году театр стал академическим. Стоит ли говорить, что сцена Оперного театра помнит выступления многих театральных знаменитостей: Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Бориса Штоколова и Ирины Архиповой и других.

В конце 1970-х была выполнена реконструкция театра. Он был значительно расширен за счет заднего пристроя.

Театр оперы и балета. Свердловск, 1970-е годы

Цитаты об открытии театра и его первых годах

М.Г. Ростовская:

«Когда мы подъезжали к Екатеринбургу, уже вечерело. На вокзале нас встретили и поместили в лучшей в городе «Американской гостинице» на Покровском проспекте. Мне не терпелось увидеть новый театр. Утром, раненько, я двинулась в центр города, где помещался «он». Идти было довольно далеко. Вот, наконец, большая площадь и посредине величественное здание светло-серебристого цвета. Новый театр! Гордо высится красавец и робко отступают от него небольшие особняки. Зачарованная, я рассматривала архитектурные детали здания, а в душе звучала музыка: «Привет тебе, чертог искусства!»…

Нас ждали приятные сюрпризы. Мы увидели то, чего не встречали в других провинциальных театрах (исключение составляли Киев, Одесса, Тифлис). Тут были новые, по последней технике, эффектные усовершенствования. Просто умиляли нас гардеробные комнаты для артистов – высокие, просторные, прекрасно обставленные. Это было совсем необычно для неизбалованного заботой провинциального артиста того далекого времени. Все говорило о том, что организаторы позаботились об удобствах артистов…

Зрительный зал был большой, вместительный, места для зрителей располагались так, что с каждого было видно и слышно…».

А.Н. Ульянов:

«Грязные, темные улицы наводили тоску… Мне казалось, что в театре будет мало народу… И каково же было мое удивление, когда я увидел большой поток людей, спешивших на спектакль. Вереница экипажей могла продвигаться только шагом. С большим трудом я пробрался в театр. В зале не было ни одного свободного места. Успех был огромный. Горячо принимала публика свой театр!»

Балетмейстер С.Н. Сергеев (1927 г.):

«Помню, как я волновался, пока не увидел здание театра, и как был обрадован, что оно совсем не похоже на те деревянные домики, которые сопровождали мою дорогу от вокзала. Я увидел великолепный четырехъярусный театр, с прекрасной сценой, удобной большой оркестровой ямой, комфортабельными артистическими уборными и подсобными помещениями…»

И.И. Келлер:

«В старом Екатеринбург театр окружали маленькие домишки, а на каменистом, неровном пустыре (где ныне весело зеленеют деревья) гулял ветер, наметая зимой снежные сугробы, а летом вздымая плотную завесу пыли. И здание театра выглядело поистине огромным, торжественным, не по масштабам деревянного города. Таким я увидел впервые театр, приехав в Екатеринбург в 1919 году!»

Музы на фасаде Оперного театра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector