Святая великомученица екатерина: житие, почитание, иконы, молитвы (+видео)
Содержание:
- Происхождение Екатерины
- Жизнь и деятельность великомученицы Екатерины
- Мученичество
- Обретение мощей и почитание
- Житие святой Екатерины
- Самое интересное
- Настоящее время
- Екатерина у царя
- Мазанковая церковь
- Обращение к христианству
- Народные традиции в день святой великомученицы Екатерины
- Храм совместят с торговым центром?
- Образ в культуре и науке
- Житие. Справка
- 1930-й: снос храма
- Откуда мы о ней знаем?
- Собор в XIX веке
Происхождение Екатерины
Екатерина родилась в конце третьего века в городе Александрии. Она была из царского рода. Девочка была очень умна, она выучилась многим наукам, в том числе медицине, философии. Но она не вкусила еще познание истинной веры. Это произошло чудесным образом.
Екатерина была очень красива, когда она достигла брачного возраста ( в то время замуж выходили уже начиная с двенадцати лет), многие женихи за нее сватались. Однако она не торопилась дать положительный ответ. Невеста оказалась весьма привередливой. Екатерина заявила матери, что желает иметь такого жениха, который бы сравнялся с ней по красоте, знатности рода, богатству, уму и образованности.
Мать, которая оказалась тайной христианкой, поступила мудро.
Она повела девушку к своему духовному отцу. Тот сказал, что знает Такого
Жениха, который равен Екатерине по уму, красоте, образованности и величию.
Конечно, он имел в виду Господа нашего Иисуса Христа, но девушка это еще не
понимала.
Жизнь и деятельность великомученицы Екатерины
Великомученица Екатерина родилась в 287 г. н.э. и жила в царствование Максимина, известного гонителя христиан. Катерина была дочь Констуса, наместника Александрии. Она была благородной и высокообразованной девушкой, чьей руки просили молодые люди из наиболее именитых родов империи. Катерина отличалась хорошим воспитанием, красотой и образованностью. Александрия в те времена была крупнейшим научным и культурным центром эллинистического мира. Под руководством лучших учителей и благодаря собственным стараниям дочь правителя (согласно ее мученичеству, составленному св. Симеоном Метафрастом) изучила творения древних стихотворцев и великих языческих писателей. Она интересовалась опусами знаменитых врачей: Асклепия, Галина, Гиппократа. При этом имела добрый и милосердный нрав.
Как гласит мученичество, Екатерина сказала отцу и матери, что выйдет замуж лишь за человека, который превзойдет ее саму в способностях, образованности и добродетелях. Мать Катерины, тайная христианка, решила отвести дочь к отшельнику. После разговора со святым человеком Катерина всем сердцем пожелала увидеть Небесного Жениха. На прощание отшельник подарил Екатерине образ Богоматери с Младенцем и сказал возносить молитвы Царице Небесной, чтобы она позволила увидеть своего Сын.
После собственного крещения будущей великомученице Екатерине было видение. В нем она снова узрела Божью Матерь с Сыном. Сам Господь взирал на девушку ласково и подарил ей перстень в знак их духовного обручения. Богородица соединила их руки. Когда Екатерина очнулась от видения, на ее руке сиял обручальный перстень, подарок Небесного Жениха.
Однажды сам император Максимин прибыл в Александрию. Екатерина пришла в храм, где по поводу одного из языческих праздников приносились жертвоприношения. Как было заведено, в жертву, наряду с животными, приносились и христиане. Это были мученики первых времен христианства, не отрекавшиеся от Небесного Отца и под самыми страшными пытками. Святая любовь к этим людям и сердечное желание смягчить их участь подвигли Екатерину обратиться к Максимину, который был к тому же верховным жрецом. Представившись, девушка призвала императора оставить языческих богов и обратить свою душу к учению Христа. Она смело исповедала свою веру и весьма искусно обличала языческие заблуждения прямо в присутствии императора. Ее ум и красота произвели впечатление на Максимина, и он поставил своей целью любой ценой заставить Екатерину отказаться от Христова учения.
Для начала император созвал в Александрию 50 выдающихся ученых мужей (витий), чтобы их мудрость восторжествовала над верой Екатерины. Но девушка в спорах и диспутах легко брала верх над витиями. В итоге они сами отвернулись от язычества и поверили в Христа. Максимин повелел сжечь их на костре.
Оставив попытки переубедить святую, император попытался ввести ее в соблазн. Он обещал ей невиданные богатства и славу, и получил отказ. После этого Максимин решил бросить Св. Екатерину в тюрьму и подвергнуть пыткам: ее раздели и несколько часов били скрученными воловьими жилами так, что кровь текла на землю ручьями.
На следующий день в судилище император повелел колесовать Екатерину, если она не согласится отречься от Христа и принести жертвы языческим божествам. Мученица без страха сама взошла на колеса. Но Ангел Господень не дал свершиться ужасной казни: орудие разлетелось на куски. При этом множество язычников погибло. А другие сказали: «Велик Бог христианский!» После этого военачальник Порфирий с двумястами воинов также исповедали перед императором свою веру в Христа. Все они были обезглавлены.
В последний раз император попытался прельстить деву богатствами, браком и троном. Но она была тверда и предпочла Небесного Жениха. Екатерина была казнена усекновением главы. Мощи ее хранятся в знаменитом монастыре ее имени на горе Синай.
Мученичество
Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.
Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.
Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.
Изображение святой Екатерины с колесом
После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.
Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.
С молитвой положила Екатерина голову на плаху, и из раны вместо крови потекло молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая.
Обретение мощей и почитание
Нетленные останки святой мученицы были обретены через три столетия после ее смерти. Монахи, проводившие раскопки, обнаружили голову и левую руку с драгоценным кольцом, которое ей даровал Иисус. Мощи были переданы египетскому монастырю вмч. Екатерины, где находятся по сей день. Там же можно поклониться знаменитой иконе «Святая Екатерина Александрийская». Днем почитания великомученицы, согласно церковному календарю, считается 7 декабря.
Рака со святыми мощами великомученицы Екатерины в монастыре на Синае
Иконы
Традиционная иконография изображает святую по пояс или в полный рост. Одежды на ней сине-красные, украшенные драгоценными камнями, а голова увенчана золотым венцом. Правой рукой она держит крест, а левой – свиток. Иногда вместо царской короны, иконописцы рисуют белый платок, как знак девственной чистоты.
Реже встречается образ «Моление вмч. Екатерины о народе», где страстотерпица предстает с предсмертной молитвой, а за ее спиной стоит палач. В некоторых вариациях композицию может дополнять пыточное колесо или стены Александрии. У ног Преподобной, как правило, изображают молящихся.
Храмы
Сегодня отстроено множество святынь во имя великомученицы. Самой известной является Новгородская церковь, датируемая XIV столетием. Нельзя также не упомянуть о московском храме, возведенном первой женой Ивана Грозного, Анастасией Романовной. Еще один древний собор св. Екатерины находится в Царицыно.
Кроме вышеупомянутых мест, существуют и другие:
- Петербургская армянская апостольная церковь св. Екатерины;
- Краснокамская церковь в честь святой;
- Феодосийский храм страстотерпицы;
- Киевский собор во имя великомученицы и др.
Собор в Феодосии
Храм в Киеве
Краснокамская церковь
Город-именинник
Екатеринбург – один из крупнейших городов России – был назван в честь Екатерины I, однако уже несколько лет отмечает свои именины по церковным традициям. Ежегодно 7 декабря верующие собираются на богослужение, чтобы почтить память великомученицы Александрийской, ставшей заступницей столицы горнозаводского края. Стоит отметить, что торжественное почитание объединяет не только православных верующих, но и старообрядцев, которые считают этот день вторым престолом.
Житие святой Екатерины
Рассказ о святой Екатерине стоит начать с того, что девушка принадлежала к царскому роду. Она славилась красотой и мудростью, получила прекрасное образование. Многие юноши просили ее руки. Однако Екатерина объявила, что замуж выйти согласится за того, кто выше ее в учении, красоте и богатстве. Мать отвела ее к святому старцу, он и описал ей образ Жениха Небесного.
Духовный отец вручил Екатерине икону Богородицы с Богомладенцем. Ночью девица увидела воочию Матерь Божию, но ее Сын отвернулся от нее, сказав, что она не омыта Святым Крещением. Екатерина пошла вновь к старцу. Он обучил ее тайнам веры и окрестил. В новом явлении Господь ласково посмотрел на девушку и дал перстень, обручив Екатерину Себе. Когда святая пробудилась, на руке ее сияло кольцо.
Тогда в Александрию прибыл император Максимиан на языческий праздник. Екатерина пошла к правителю, рассказала о Христе. Императора пленила красота девушки. Он пытался соблазнить ее славой и роскошью, но получил отказ. Девушке под страхом колесования предложили дать богам жертву. Святая Екатерина великомученица с именем Христа сама пришла к орудиям казни, и Ангел разрушил их. Узрев это чудо, 200 воинов уверовали в Иисуса и их обезглавили. Максимиан снова предложил супружество мученице и получил отказ. Екатерина, верная Небесному Жениху, с молитвой положила на плаху голову.
Мощи святой Екатерины
Нетленные мощи святой Екатерины ангелами были перемещены на гору Синайскую. В VI веке монахи по откровению нашли там главу и левую руку мученицы. Они опознали ее по кольцу, данному Екатерине Христом, и перенесли останки в обитель. Сейчас мощи великомученицы находятся в раке в алтаре центрального храма в монастыре святой Екатерины в Египте справа от престола. Сохранена еще одна часть останков (палец), которая находится внутри иконы «святая Екатерина Александрийская» и всегда доступна для поклонения верующим.
Самое интересное
- Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 123 607
- Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 80 596
- «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 59 283
- Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 55 786
- Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 52 464
- И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 49 265
- Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 41 768
- Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 41 663
- Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 33 422
- Инвалиды духовной войны — просмотров: 32 488
Настоящее время
Фонтан «Каменный цветок» и часовня святой Екатерины на площади Труда
18 августа 1991 года на месте, где располагался алтарь бывшего собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно проводится молебен в честь праздника святой Екатерины (7 декабря).
К 275-летию Екатеринбурга в 1998 году рядом с памятным крестом по проекту архитектора А.В. Долгова была построена каменная часовня с 5 куполами.
Вопрос о восстановлении
18 марта 2010 года Екатеринбургская епархия при поддержке губернатора Свердловской области А. С. Мишарина объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на площади Труда: часовню предполагается оставить как пристрой к зданию храма, при этом должны быть снесены фонтан и зеленые насаждения, и установлена каменная ограда по периметру храма, а под самим зданием организована подземная парковка. В этот же день стало известно, что главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев подал заявление об уходе в отставку. По неофициальным данным его уход мог быть связан с нежеланием подписывать проект строительства храма, однако на следующий день на заседании Градостроительного совета Мазаев заявил о своей поддержке восстановления Екатерининского собора.
19 марта 2010 года губернатор Свердловской области Александр Мишарин во время заседания оргкомитета по подготовке к визиту в Свердловскую область Патриарха Московского Кирилла (начался, как и намечалось, 16 апреля 2010 года) поручил организовать общественные слушания по поводу строительства в центре Екатеринбурга храма Святой Екатерины. Планы восстановления храма вызвали сильный общественный резонанс.
Также 19 марта в Администрации Екатеринбурга состоялось расширенное заседание градостроительного совета при мэрии Екатеринбурга по рассмотрению возможности воссоздания Екатерининского собора на площади Труда.
Участники заседания не пришли к единому мнению о целесообразности восстановления храма; вопрос должен быть решён на общественных слушаниях.
Вопрос о строительстве на площади Труда вызвал раскол в обществе — многие екатеринбургские деятели культуры, науки, политики и предприниматели высказались как «за» так и «против» строительства на данной площади. Как показывают результаты опросов, подавляющее большинство интернет-аудитории Екатеринбурга против строительства — по данным разных опросов число противников колеблется от 70% до 92%. Примерно такие же цифры (менее 15% выступает за строительство храма на том же месте) показал и опрос фонда «Социум» в конце 2010 года.
Недовольство части екатеринбуржцев вызвано тем, что решение о строительстве принимается без учёта общественного мнения, при этом под застройку берётся территория общего пользования — благоустроенный сквер, один из немногих «зелёных уголков» в плотно застроенном центре Екатеринбурга; помимо этого, в настоящее время в городе много церковных долгостроев. Также указывалось, что речь идет не о восстановлении храма, а, фактически, о постройке нового — сдвинутого в сторону, современными технологиями, по современным чертежам. Кроме того, за прошедшие десятилетия фонтан тоже уже стал частью истории города.
Сделанные накануне Пасхи заявления правящего епархиального архиерея Викентия (Мораря), воспринятые многими как публичные проклятия еще больше накалили обстановку.
10 апреля 2010 года на площади Труда прошёл митинг горожан, возражающих против строительства храма на площади Труда; на митинге, в котором участвовало, по оценкам организаторов и журналистов, от 4 до 6 тысяч человек, была собрана 3591 подпись против строительства.
В январе 2015 года появился проект восстановления собора в перестроенном виде. Архитектор Александр Долгов (построивший часовню св. Екатерины) предложил разнести собор и колокольню, а пространство между ними связать галереей с памятником святой Екатерине. По этому проекту фонтан на площади предполагается сохранить на прежнем месте.
В марте 2016 года в СМИ появилось сообщение о том, что епархия отказалась от планов восстановления собора на прежнем месте. Было предложено построить храм на Мельковской стрелке Городского пруда, причём этот проект внешне отличается от прежнего храма: новый собор предложено выстроить в русском стиле.
Екатерина у царя
Когда в Александрию приехал нечестивый царь и гонитель
христиан Максимин, он устроил жертвенник посреди города и велел всем жителям
принести жертву идолам. Екатерина пошла в это место, все удивлялись ее красоте.
Она просила передать царю, что имеет нечто сказать ему.
Когда царь повелел ей говорить, Екатерина стала обличать его
в беззакониях. Тот попросил ей позволить закончить начатое. После окончания
жертвоприношения царь позвал к себе Екатерину и попросил повторить то, что она
говорила ему.
Екатерина объявила ему, что она – царская дочь, многому
научена, и что приносить жертвы бездушным идолам – беззаконное дело, что надо
верить в Бога Истинного. Тот рассердился, повелел стеречь девицу, а своим
мудрецам приказал состязаться в учениях с Екатериной. Они были уверены, что
победят слабую девушку своим умом. Но оказалось вовсе не так.
Перед тем как Екатерину привели к мудрецам, ей явился Архангел Михаил и уверил ее, что она сможет победить их в состязании, и они обратятся ко Христу и примут мученичество. Перед собравшимся народом предстали пятьдесят мудрецов. Они собирались состязаться в разуме с Екатериной.
Когда они беседовали, девушка смогла победить их в разуме и
обратить мудрецов ко Христу. Царь повелел их сжечь посреди города. Она
перекрестила их и убедила не бояться мученической кончины, потому что за это
они получат Небесное воздаяние. Мудрецы с радостью пошли на костер.
Мазанковая церковь
1 октября 1723 года в новом заводе-крепости начала строиться первая мазанковая церковь, которая открылась для прихожан в 1726 году. Пока шло строительство, жители Екатеринбурга были приписаны к приходу Преображенской церкви на Уктусе, которая находилась в 6 верстах от Екатеринбурга. Мазанковое здание представляло собой бревенчатый каркас, промежутки между брёвнами которого были заложены глиной — это был один из вариантов техники фахверка, который появился в Екатеринбурге благодаря европейским мастерам, работавшим на строительстве завода. Крыша церкви была накрыта белой жестью и была увенчана маковкой и небольшой звонницей. 26 сентября 1747 года мазанковая церковь была уничтожена пожаром и вплоть до конца 1763 года Екатерининский приход был закрыт — всё это время предпринимались попытки получить в Тобольской консистории разрешение на строительство новой, каменной церкви, но строительство не могло начаться без благословения Синода.
Обращение к христианству
Несмотря на процветавшее в то время язычество, мать Доротеи была христианкой. Видя, что дочери никак не удается найти пару, она отправилась за советом к духовному отцу. Тот решил склонить девушку к учению Христа и пообещал познакомить ее с самым лучшим женихом на свете. Он кратко поведал об Иисусе, а когда Доротея захотела увидеть Его, дал ей икону Богородицы с Младенцем, наказав молить Божию Матерь показать Своего Сына.
Помолившись, девушка легла спать, а ночью увидела во сне Царицу Небесную с Богомладенцем. Однако маленький Иисус никак не хотел смотреть на Доротею, ибо та живет во грехе. Напоследок Спаситель велел ей отправляться к старцу, чтобы он научил ее истинной вере.
Долгие дни Доротея постигала христианское учение, выполняя все наставления духовного отца. Она досконально изучила Евангелие, познакомилась с историей Иисуса и стала настоящей праведницей. Наконец, девушка приняла крещение, а имя, данное при рождении, сменила на Екатерину.
Чудо обручения
Приняв христианскую веру, Екатерина вновь обратилась к Пресвятой Деве Марии. После горячих молитв сон повторился, однако теперь Иисус смотрел на девушку с нескрываемым восхищением. Признав обращенную христианку Своей невестой, Он надел на ее палец драгоценное кольцо и велел хранить Ему верность.
Утром, когда Екатерина проснулась, она вспомнила чудесный сон. Посмотрев на руку, девушка с изумлением увидела на ней обручальное украшение. С тех пор праведница отринула все мирское, посвятив себя целиком служению Господу.
Проповедница веры
Однажды в родном городе Екатерины император Максимин организовал великое празднество во имя римских богов с жертвоприношениями и кровавыми ритуалами. Видя такую вакханалию, юная проповедница отправилась к правителю, чтобы рассказать ему о Едином Боге, а также о том, что идолопоклонничество – это великое заблуждение. Максимин выслушал ее, а когда праздник закончился, велел пятидесяти мудрецам доказать девушке, что та неправа.
Мудрые мужи долго рассказывали о величии своих богов, однако Екатерина сумела склонить оппонентов на свою сторону, обратив их в христианство. Разгневанный император велел сжечь предателей на костре, чтобы показать, что чужой бог бессилен и не защитит своих рабов. Но произошло чудо – когда тела доставали из пепелища, чтобы предать земле, все они оказались нетронутыми огнем. Тогда взбешенный правитель приказал арестовать девушку, а после приговорил ее к жестоким мучениям.
Житие праведницы наполнено трагическими событиями
Народные традиции в день святой великомученицы Екатерины
Имя святой великомученицы Екатерины было весьма популярно среди прочих женских имен, особенно в наше время, поэтому день тезоименитства является весьма заметным событием в церковном календаре, по праву украшая скромную постную трапезу богатыми, праздничными пирогами.
Раньше в народе очень популярными были так называемые екатерининские гуляния. В этот день нельзя было сидеть дома, нужно было всей деревней веселиться и радоваться. На Руси молодые люди катались на санках с горок и на запряженных конных санях. Женихи старались присмотреть во время гуляний себе хорошую невесту, чтобы на зимний мясоед устроить свадьбу. Девушки, в свою очередь, просили святую, чтобы им попался хороший и достойный жених.
К святой великомученице обращаются также за помощью во время беременности и при тяжелых родах. На Западе она считается покровительницей студентов и всех учащихся, как в России святая Татьяна.
Храм совместят с торговым центром?
Проект храма предполагает цокольный и еще три этажа. Вот их планы.
Фото: официальная документация проекта |
---|
В подземных комнатах разместятся гардероб, вестибюль, склад для баков со святой водой, газовая котельная и технические помещения. |
Фото: официальная документация проекта |
---|
На первом этаже — церковный магазин, зал для патриарха и его гостей, гардеробные, кабинеты, комнаты отдыха, трапезная, кухня и келарские. |
Фото: официальная документация проекта |
---|
На втором этаже — зал для молитв на 800 человек и алтарь. |
Третий этаж, по сути, нужен только для того, чтобы закрепить осветительные приборы.
Таким образом, торговый центр в храме не предусматривается, ведь вряд ли церковную лавку можно считать оным. Правда, на этих планах нет и помещения для культурно-просветительского центра, который обещали инвесторы.
Архитектуру культового сооружения обсудили на градостроительном совете при губернаторе. Для СМИ открыли только вступительную часть. Когда начались выступления архитекторов, представителей СМИ вывели из зала.
Образ в культуре и науке
Геральдика
Екатерина и её атрибуты (особенно символы её мучений) присутствуют в ряде гербов. Обычно она изображается с мечом и колесом, целым (герб Кулдиги) или разбитым (герб Санкт-Катаринена), иногда присутствуют корона, меч и колесо (герб Мёмбриса, герб посёлка Мурино Всеволожского района Ленинградской области), меч и колесо (герб берлинского Вайсензе) или одно колесо (герб и флаг бельгийского города ).
Кинематограф
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
ф | Екатерина Александрийская | Katherine of Alexandria | Екатерина / Николь Кэнихарт / Nicole Keniheart |
Астрономия
В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Екатерины Александрийской кратеру на видимой стороне Луны.
Житие. Справка
Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 — 313). Живя в столице — центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем. Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной — Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.
Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дивный дар Небесного Жениха.
В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам — христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.
Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа.
Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу.
На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря.
1930-й: снос храма
С конца 20-х в городе массово снимались колокола и передавались «на нужды индустриализации». В январе 1930-го по городскому пруду прошел последний крестный ход из Екатерининского храма, а в Свердловске началось массовое закрытие церквей.
17 февраля председатель горсовета А. Н. Бычкова подписала распоряжение о сносе нескольких храмов, в том числе Екатерининского, Богоявленного, который был на площади 1905 года, и Большого Златоуста. Цель сноса — получение строительного материала. Весной церкви были взорваны.
Подробнее о сносе храма святой Екатерины IMC рассказал Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга.
— Тема сноса широко в газетах не освещалась. Были какие-то заметки, о том, что с кафедрального собора снимают кресты, но не про сам взрыв. Невозможно установить, когда точно все произошло. Известно, что в апреле 30-го, но когда, почему, сколько взрывов было — в публичном поле это не присутствовало.
Насчет сожаления народа факты также неизвестны. Я ни в каких воспоминаниях на эту тему ничего не читал. Да и откуда эти воспоминания могут появиться. Поэтому и не скажешь, что народ сопротивлялся.
Вообще, газета — идеологическое оружие коммунистической партии. Естественно, на тему противоборства и сохранения ничего не печаталось. В авангарде этого антирелигиозного движения была газета «На смену!». Там размещалось много заметок о том, что надо сносить церкви, велась антирелигиозная пропаганда. Например, в «Уральском рабочем» в гораздо меньшей степени это освещалось. В целом же документы о сносе церквей не публиковались.
Но известно, что в 1926 году Главнаука приняла и Горный собор, и собор на площади 1905 года под госохрану, как памятники старины, хоть это их и не спасло.
То есть мы можем говорить, что среди некоторых кругов советской власти кто-то понимал ценность этих памятников, даже в те страшные 20–30-е годы, и даже пытались их каким-то образом сохранить.
В 30-е годы город строился, и было необходимо расчищать зону. Екатерининская церковь попала под молотки, потому что рядом возводилось здание Облисполкома, как кафедральный собор из-за строительства Свердловского горсовета. Я видел выдержки о том, что храм мешает нормальному трамвайному движению и восприятию нового здания Облисполкома с архитектурной точки зрения.
Еще новые власти очень хотели получить много строительного материала. В то время был его жутчайший дефицит. Старые заводы и строящиеся новые не обеспечивали объем и делали очень плохой материал. Об этом пестрят заметки в газетах: как же можно делать такой отвратительный кирпич. Поэтому у властей была надежда, что кирпич из Екатерининской церкви и кафедрального собора поможет в новых стройках Свердловска.
Но, насколько я помню, они не смогли его использовать, только частично. Цементная связка между кирпичами была настолько крепкая, что камень просто крошился на ней. То есть основные причины сноса не столько идеологические, а административно-хозяйственно-архитектурно-строительные.
Откуда мы о ней знаем?
Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некоему Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание обручения Екатерины с Небесным Женихом появилось в ее житиях лишь в XIV в.).
Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некоего Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари Египта. Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».
Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.
Собор в XIX веке
Начиная с первой половины XIX века собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции, проводимой М.П. Малаховым, боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Но из-за этих пристроев собор утратил первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классицистические портики, что также нарушило единство его стиля.
После образования в 1833 году екатеринбургского викариатства кафедральным сделали Богоявленский собор, но Екатерининский от этого не стал менее чтимым горожанами; престольный праздник собора — день святой Екатерины продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днём вплоть до революции.
Екатерининский собор и дом Севастьянова на фоне Городского пруда
Увеличение числа прихожан поставило задачу сделать «тёплый» храм более вместительным. Для этого в 1848 году была предпринята попытка соединить пространство боковых приделов с центральными при помощи устроения трёх арок в стене. Однако это не помогло разрешить проблему из-за узости и малой высоты сделанных проёмов. Только в 1896 году, когда три арки слили в одну, все приделы образовали единый объём.
С начала существования храма здесь давали присягу горные инженеры, а в XIX веке к этой традиции добавились военнослужащие новобранцы — в 1869 году в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное императором Александром II. Знамя хранилось за правым клиросом главного храма.
В 1887 году при храме открылась церковно-приходская школа, в которой поначалу было отделение только для мальчиков, а с и для девочек.
Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского, которая хранилась в Симеоновском приделе в посеребренной раке, пожертвованной в 1893 году екатеринбургским купцом И.Ф. Чистяковым.
После всех достроек здание Екатерининского храма было самым вместительным в городе — площадь помещений составляла 325 квадратных саженей (около 1500 квадратных метров) — почти в два раза больше площади других крупных церквей. Здание имело 55,5 метров в длину и 40,5 метров в ширину. Колокольня Екатерининского храма, высотой около 58 метров, была третьей по высоте в дореволюционном Екатеринбурге — выше её были только Кафедральный собор и Большой Златоуст. Здание храма было выкрашено в серый цвет.