О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации (с изменениями на 27 декабря 2018 года)

Права лиц при рассмотрении заявлений

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан определен в Федеральном законе, а значит, их нарушение влечет установленную ответственность для виновных лиц. Более того, статья 5 этого закона определяет правомочия заявителей и подателей жалоб, которые возникают у них после того, как обращение направлено в требуемый орган государственной власти. Среди таких прав имеются следующие:

  1. Податель жалобы или заявления вправе в течение срока рассмотрения его обращения предоставить иные документы и информацию в орган, где это обращение рассматривается.
  2. Заявитель наделен правом просить и требовать от должностных лиц уполномоченного органа предоставлять ему документы, которые имеются в их распоряжении (если это не противоречит иным нормативным документам).
  3. Гражданин вправе требовать от государственных служащих оказания ему помощи в истребовании иных документов и доказательств, которые он сам получить не в состоянии.
  4. Податель заявления имеет право просматривать все материалы и документацию, которая была использована государственными работниками в связи с рассмотрением его заявления. В данном случае такие документы не должны содержать какую-либо тайну, которая охраняется законом.
  5. Самое главное и нужное заявителю право – право на получение ответа с обоснованием позиции государственного органа, со ссылками на нормы действующего законодательства, с рекомендациями по выходу из затруднительного положения. При этом заявитель наделен правом требовать, чтобы был соблюден так называемый срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы.
  6. Если гражданин ошибочно направил заявление не в тот орган, в компетенцию которого входит рассмотрение определенного вопроса, то этот орган обязан уведомить заявителя об этом и переслать его заявление в нужную организацию, которая сможет дать ответ на поставленный вопрос.
  7. При неудовлетворении требований заявителя, а также в случае если ему предоставлен ответ, которым он не доволен, гражданин вправе подать следующую жалобу либо в вышестоящий орган, либо непосредственному руководителю, либо в судебные инстанции.
  8. Заявитель может написать требование о прекращении рассмотрения его обращения.

Получение письма с ответом

Рассмотрение жалобы или предложения по существу поднятой проблемы логически завершается принятием конкретного решения или резолюции, о которых должно быть извещено лицо, подавшее обращение. Так в подпункте 4 части 1 ст. 10 ФЗ № 59 указывается на обязательство чиновника, муниципальной или государственной структуры дать ответ в письменной форме по сути проблемы.

Согласно указаниям ч. 3 ст. 10 этот документ должен быть подписан руководством структуры, ответственной за решение вопроса. Затем, как предполагает ч. 4 ст. 10 документ направляется:

  • по электронной почте – если запрос был подан в виде электронного документа;
  • через почтовое отделение – если запрос был подан на бумажном носителе;
  • для публикации на сайте структуры, если проблема касалась обжалования решения суда применительно к неопределенному кругу лиц.

Ответ не дается, если обращение подпадает под нормы ст. 11, а именно:

  • написано анонимом;
  • содержит попытку обжаловать решение суда;
  • присутствуют оскорбления и угрозы чиновника и его близких;
  • написано неразборчиво или нечетко;
  • не ясна суть жалобы, обращения или предложения;
  • многократно поднимается проблема, по которой был дан ответ ранее, а обстоятельства ситуации не изменились;
  • ответ на вопрос уже опубликован в средствах масс-медиа, включая интернет-портал структуры, компетентной в отношении обращения;
  • рассмотрение обращения раскрывает тайну государственного масштаба;
  • устранены прежние препятствия для рассмотрения вопроса.

Личный прием граждан

Личный прием предполагает непосредственное взаимодействие между должностным лицом и гражданином, имеющим определенные претензии или предложения. Прием таких людей осуществляется представителями тех или иных органов, а именно – представителями, обладающими соответствующими полномочиями. Данные о том, в какие дни и часы осуществляется прием граждан вывешивается в самих госорганах или на их официальных сайтах.

Прием граждан осуществляется в установленные часы

Личный прием имеет следующие особенности:

  • информация, излагаемая гражданином в процессе взаимодействия с должностным лицом, переносится в карту личного приема;
  • если проблема, с которой пришел гражданин легко решаема и не требует привлечения дополнительных сотрудников, ответ предоставляется обратившемуся сразу;
  • если проблема требует дополнительных разбирательств, гражданину впоследствии направляется ответ в письменной форме, где содержится краткий отчет о проделанной работе.

Гражданин может встретить отказ в рассмотрении обращения только при том условии, что ранее ему уже предоставлялась исчерпывающая информация по данному вопросу.

Сроки обработки обращений граждан

Срок предоставления информации на запросы граждан зависит от их тематики. Выделяют несколько групп запросов, которым соответствуют следующие сроки:

  1. Сообщение об аварийной ситуации, утечке газа, затоплении и т.д. – информация предоставляется незамедлительно;
  2. Запрос сведений, находящихся в общем доступе: на информационных стендах, в ГИС ЖКХ и т.д. – в течение суток после дня регистрации заявления;
  3. Запрос на выполнение перерасчёта за оказанные коммунальные услуги ненадлежащего качества – в течение 3 рабочих дней.
  4. Несогласие с претензией, обоснование отказа в выполнении перерасчёта — в течение 3 рабочих дней;
  5. Запрос информации по содержанию общего имущества МКД– в течение 5 рабочих дней с даты регистрации жалобы;
  6. Запрос информации по вопросам, не связанным с раскрытием информации – в течение 10 рабочих дней;
  7. Прочие запросы информации, поступившие не от собственников или жителей МКД, находящихся в Вашем управлении — в течение 30 рабочих дней.

Все обращения граждан, а также прочих лиц, копии ответов должны храниться в управляющей организации три года с даты регистрации. По истечении данного срока материалы подлежат утилизации.

Жители убеждены, что управляющий обязан разрешить спор соседей о курении на общем балконе. Эксперты журнала «Управление МКД» подготовили примеры ответов на это и другие нестандартные обращения жителей.

Сроки предоставления ответа на письменные и устные запросы информации гражданами регламентированы несколькими нормативным актами:

  1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года №59-ФЗ – это основной нормативный акт, согласно которому обращения граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней с даты регистрации;
  2. Пункты 34, 35, 36 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года №416 регламентируют сроки предоставления информации на запросы собственников помещений МКД;
  3. Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 устанавливает, что собственники имеют право запрашивать и получать любую информацию, связанную с содержанием и обслуживанием общего имущества МКД;
  4. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1;
  5. Жилищный кодекс РФ;
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23 сентября 2010 года №731;
  7. Пункт 31 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 года №354;
  8. Приказ Правительства РФ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйств» от 29 февраля 2016 года № 74/114/пр.

Терминология

Федеральный закон о сроках рассмотрения обращений граждан, прежде чем устанавливать их права и обязанности их контрагентов, возникающие на фоне обращений, определяет некоторую используемую в нем терминологию. Перечисленные в нем термины знакомы каждому человеку, но не все знают, как они трактуются именно законодателем.

Так, нормативный правовой акт определяет под понятием «обращение» действия гражданина или иного лица, который в письменной форме или путем применения электронно-цифровых носителей направил в государственный или иной орган жалобу, заявление, предложение и тому подобное. Другими словами, любой документ, требующий ответа, как бы он ни назывался, в рамках рассматриваемого закона будет считаться обращением.

Более того, под обращением понимаются и устные заявления, которые не выражены на каком-то носителе. Сроки рассмотрения обращений граждан Российской Федерации не зависят от того, в какой форме они направлены в государственный орган.

Другое понятие, вытекающее из первого и использующееся в названном нормативном документе, зачастую применяющееся в повседневной жизни, — это предложение. Под этим словом законодатель подразумевает рекомендацию, которую направил гражданин или юридическое лицо в государственный орган с целью побудить должностных лиц внести какие-либо поправки, корректировки или изменения в нормативно-правовые акты, а также с целью усовершенствования деятельности государственных органов и всего общества в целом.

Заявление как таковое с учетом понятий, определенных законодательным органом и перечисленных в законе, — это просьба гражданина или организации. Суть такой просьбы может заключаться в оказании содействия государственными или муниципальными органами в соблюдении и реализации его законных гражданских прав, конституционных прав. В заявлении может быть указано и о защите конституционных свобод других граждан, даже не являющихся родственниками заявителя

Помимо перечисленного к категории заявлений относятся обращения граждан, срок рассмотрения которых установлен законодательно, и в которых человек просит устранить какие-либо нарушения законов, обращает внимание на несовершенство государственных органов и некачественную работу должностных лиц

Последний вид обращения, указанный в глоссарии федерального закона, — жалоба. Это слово также известно многим и подразумевает просьбу и одновременно требование гражданина или юридического лица о защите их нарушенных прав, пресечении на них посягательств со стороны либо третьих лиц, либо государственных служащих.

Должностным лицом закон об обращениях называет работника государственного или муниципального органа, каковой исполняет хозяйственно-распорядительные, административно-организационные и иные полномочия. Последними этот человек наделен государственной властью, следовательно, он является представителем этой власти.

Основные сведения

Жалобу можно назвать одной из форм защиты гражданами своих прав. Практически каждый человек в течение своей жизни сталкивается либо с жалобами в свой адрес, либо сам выставляет претензии третьим лицам, выражая недовольство качеством услуг или товаров.

Во многих случаях жалобы остаются без ответа. Им не уделяется достаточного внимания. Но подобное легкомысленное отношение может со временем вылиться в настоящий конфликт между сторонами.

А ведь вежливый и грамотно составленный ответ способен своевременно погасить костер недовольства разгневанного гражданина.

Необходимые термины

Существует несколько видов документов, утвержденных федеральным законодательством, с помощью которых граждане могут выразить свое недовольство товарами, услугами или отношением третьих лиц:

Обращение Направляется в государственные или муниципальные органы, должностным лицам организации в письменной или электронной форме. Содержит просьбу исправить ошибку или рассмотреть вопрос
Предложение Позволяет гражданину высказать рекомендации по улучшению работы предприятий или совершенствованию законодательной базы
Заявление Дает возможность сообщить о нарушениях, недостатках в работе организаций или должностных лиц, или высказать просьбу посодействовать реализации прав недовольного гражданина
Жалоба Форма требования гражданина восстановить или защитить его нарушенные права и интересы

В современном делопроизводстве различают несколько видов жалоб, имеющих официальный статус и юридическую силу:

Судебная Этот документ подается в ответ на принятые судом решения. Существуют апелляционные, кассационные и частные жалобы. Для грамотного ее составления граждане чаще всего обращаются за помощью к юристу
В государственные органы Позволяет пожаловаться на организацию или предприятие в целом или на действия отдельных должностных лиц
В контролирующие организации В этом случае претензии граждан обрушиваются на торговые предприятия, магазины и места общественного питания

Каждое российское предприятие обязано иметь «Книгу отзывов и предложений». Любая претензия в этой книге обязывает должностное лицо составить соответствующий ответ на нее.

При этом должностным лицом признается специалист, на которого возложены функции распорядительного или административно-хозяйственного характера.

Назначение документа

Чаще всего недовольные граждане только грозятся пожаловаться в контролирующие органы или вышестоящую организацию. До реального составления претензии доходит лишь небольшой процент.

Но уж если человек сделал над собой усилие, посетил юриста или самостоятельно составил жалобу, можно предположить, что дело действительно серьезно.

Чем же в подобной ситуации может помочь ответ? Стоит ли уделять еему внимание, время и силы? Юристы утверждают, что правильно составленный с юридической точки зрения ответ может выполнить несколько функций:

  • стать настоящей защитой для того, кому адресована претензия;
  • являться одним из вариантов решения возникшего конфликта в досудебном порядке;
  • служить доказательством стремления к мирному урегулированию проблемы.

Законные основания

Обращение жалоб и ответов на них утверждается следующими законодательными актами:

  • 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г.;
  • 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

Кроме того, законность направления жалоб и порядок их рассмотрения регулируется положениями:

  • Гражданского кодекса РФ;
  • КоАП РФ;
  • кодексом административного судопроизводства РФ.

Меры ответственности

Чтобы гарантировать гражданам своевременное получение аргументированного ответа, законодатель ввел специальную норму в КоАП РФ. По ст. 5.59 КоАП РФ назначаются санкции по следующим правилам:

  • ответственность наступает не только за нарушение срока рассмотрения обращений, но и за иное несоблюдение порядка, в том числе направление отписок или необоснованного отказа в предоставлении информации;
  • наказание назначается должностным лицам ведомств и учреждений, наделенных публичными функциями;
  • за каждый факт нарушения штраф составит от 5 до 10 тыс. руб.

По указанной статье грозит наказание и за несвоевременный ответ на обращение, поданное объединением граждан, в том числе юридическими лицами.

Чтобы привлечь виновных лиц к ответственности, необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  • регламентированный срок на предоставление ответа отсчитывается с даты регистрации устного, письменного или электронного обращения, поэтому при просрочке даже на 1 день можно подавать жалобу на неправомерные действия чиновника;
  • пожаловаться на нарушение срока можно вышестоящему должностному лицу, однако для привлечения к административной ответственности необходимо обращаться в прокуратуру;
  • должностные лица прокуратуры должны провести проверку по существу, т.е. запросить официальные данные о дате регистрации обращения гражданина и сроке ответа;
  • если для соблюдения срока была направлена формальная отписка, т.е. без ответа по существу поставленных вопросов, ответственность также будет наступать по ст. 5.59 КоАП РФ;
  • если нарушение срока подтвердилось в ходе проверки, составляется административный протокол;
  • протокол и доказательства совершения проступка направляются в суд для разбирательства дела по существу.

Рассматривать дела, связанные с нарушением порядка рассмотрения обращений, вправе только суд. При этом, даже наложение административного штрафа не устраняет обязанности дать ответ на поставленные вопросы.
Читайте: Дисциплинарные взыскания, их виды и порядок применения

Принудительное исполнение санкции происходит через приставов, которые могут удержать сумму штрафа с заработка должностного лица.

Помимо административного наказания, виновным должностным лицам могут грозить и дисциплинарные меры воздействия. Так как надлежащая работа с обращениями граждан входит в должностные и функциональные обязанности чиновников, они могут получить замечание, выговор. При повторных нарушениях указанного порядка может применяться наиболее строгая мера дисциплинарного воздействия – увольнение по требованию работодателя. Также факты административных проступков могут стать препятствием для повышения по государственной или муниципальной службе.

Избежать наказания по ст. 5.59 КоАП РФ чиновник сможет только в следующих случаях:

  • если заблаговременно уведомил заявителя о продлении срока проверки еще на 30 дней (надлежащим уведомлением будет направление его по почте, либо через официальный онлайн-сервис);
  • если на учреждение, в котором работает должностное лицо, не возложены публичные функции;
  • если чиновник был не уполномочен на рассмотрение заявлений граждан по своим функциональным обязанностям (в этом случае наказание понесет руководитель, нарушивший порядок распределения обращений в своем учреждении).

В отдельных случаях заявления и обращения граждан могут оставаться без рассмотрения по существу (например, если запрашиваются сведения, охраняемые государственной или иной тайной). Однако и в этих ситуациях заявителю должно быть направлено уведомление с указанием причин, почему на его обращение не последует аргументированный ответ. Нарушение этого правила также повлечет администратвиные санкции по ст. 5.39 КоАП РФ.

Шаблоны и бланки

Довольно часто граждане РФ сталкиваются с тем, что представители власти или должностные лица превышают свои полномочия, ущемляют конституционные права населения, участвуют в коррупционных схемах и т. Нередко бездействие работников госаппарата против нарушителей закона также является преступлением. Не все россияне знают, что делать в таких ситуациях и куда жаловаться. Чтобы защитить свои интересы и свободы, необходимо написать заявление в администрацию города, района или области.

Письмо-просьба — один из наиболее распространенных вариантов деловой корреспонденции.

Например, частные предприниматели написали письмо с просьбой о снижении арендной платы, но не. В течение последующих 6 месяцев местная администрация мер к решению возникшей проблемы не предприняла, мы обратились с жалобой к главе администрации. Прошли сроки оплаты выполненных работ по госзакупкам.

Порядок подачи заявления в администрацию города в 2019 году

Главе заместителю главы администрации Муниципального образования город ирбит. Изложить суть вопроса, касающегося полномочий главы заместителя главы администрации Муниципального образования город Ирбит. Приложение: по желанию заявителя, в случае необходимости подтверждения своих доводов копии предыдущих обращений жалоб, заявок, ответов и т.

Письмо в администрацию района или конкретному должностному лицу администрации района излагается в произвольной форме. В случае, если обращение коллективное, то прикладываются подписи заявителей и указываются телефон и контактный адрес лица, на чьё имя необходимо направить ответ. Хоть вы и козел, воруете деньги и развлекаетесь недозволительно. Но, несмотря на все это, мы вас просим. Надо обязательно узнать, как правильно называется и пишется должность человека, к которому вы обращаетесь. Письма от граждан если это обращения пишутся в произвольной форме но желательно с соблюдением правил и норм официальных писем.

Нормы, подлежащие применению

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), в числе которых:
— Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее – Правила 354);
— Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416 (далее – Правила 416);
— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491);
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сколько времени составляет период ответа на заявление, жалобу или предложение?

Предельные сроки рассмотрения обращений, согласно ч.1. ст.12 ФЗ №59, не должны превышать 30 дней с момента его принятия в муниципальной или гос.структуре. При обращении на имя главы исполнительной власти, в случае нарушения закона о миграции, срок рассмотрения длится 20 дней (ч.1.1 ст.12).

Право на продление

Право продления предоставляется сроком не более, чем на 30 дней, по причинам:

  • Возникших сложностей, при выяснении обстоятельств;
  • Временного отсутствия специалистов, отвечающих за изучение данной проблемы;
  • Непредвиденной ситуации в регионе.

В каких случаях может быть отклонена

Если заявление не соответствует требованиям, прописанным в ст.7 ФЗ, то оно может быть отклонено. А именно:

  • Не указано наименование органа, которому отправлен документ;
  • Нет личных данных о заявителе;
  • Не указаны контакты для связи с заявителем;
  • Оформлено не на русском языке;
  • Присутствует ненормативная лексика;
  • Текст оскорбляет честь и достоинство другого человека.

В уведомлении об отказе должны быть указаны причины.

Получение письма с ответом

Ответ на рассмотрение жалобы направляется в письменном виде:

  1. Посредством интернет, в ответ на электронное письмо.
  2. С помощью почты, в ответ на заявление, оформленное на бумаге;
  3. Публикация на сайте структуры. В случае решения проблемы неопределенного круга лиц.

Ответ может не быть отправлен на жалобу, в случае:

  • Не указаны сведения заявителя;
  • Является жалобой на решение суда;
  • Содержит угрозы и оскорбления;
  • Нечитабельно;
  • Не выражена суть;
  • Ответ уже был опубликован в СМИ;
  • Раскрывает гос.тайну;
  • Препятствия уже устранены.

Выводы

Как видно из представленного перечня видов обращений, сроки рассмотрения подавляющей части обращений существенно ниже 30 дней. Именно перечисленные в настоящей статье сроки должны соблюдаться исполнителем при рассмотрении обращений (запросов) потребителей, а вовсе не тот срок, который установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Дополнительно стоит напомнить, что в соответствии с пунктом 38 Правил 416 управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны хранить запрос (обращение) и копию ответа на него в течение 3 лет со дня его регистрации.

Распечатать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector