Виды и классификация грузов

Классификация грузов по способу загрузки

Чтобы знать, как погрузить товар, надо знать его класс по способу загрузки.

По способу загрузки товар подразделяется на:

  • насыпной;
  • наливной;
  • штучный.

Насыпной

К насыпным грузам относятся такие, которые загружают без тары. К ним относятся уголь и злаки, снег и щебёнка, цемент, картофель. Особенности этого вида груза в больших трудозатратах по погрузке-выгрузке.

Чтобы предотвратить просыпание мелких фракций на дорогу, выдувание тонкодисперсных частиц, намокание, груз накрывают пологом.

Наливной

Для перевозки наливных грузов используют цистерны и танк-контейнеры. В свою очередь жидкие грузы классифицируются

  • по вязкости: вода, масло, битум;
  • по классу опасности: нефть, кислота;
  • по температурным режимам доставки: асфальт, молоко.

Для транспортировки каждого вида используют свою ёмкость. Перевозка пищевых продуктов требует строгого выполнения санитарных правил и температурного режима. Ёмкости с взрывоопасными жидкостями требуют заземления.

При транспортировке жидкостей, перевозимых автомобильным транспортом, следует соблюдать нормы заполнения цистерны. Резкое торможение при частично заполненной емкости вызывает снижение устойчивости и управляемости автомобилем.

Штучный

Штучные грузы делятся на тарные и бестарные. Бестарные — не требующие специальной упаковки – трубы, бревна. Упаковка перевозимых товаров предотвращает их порчу. Большинство штучных товаров перевозят в таре.

По прочности тара делится на:

  • жесткую;
  • полужесткую;
  • и мягкую.

Жесткая тара – это ящики, контейнеры, коробки, бочки. Обычно они изготовлены из дерева, фанеры, прочной пластмассы, и усилены в местах стыков и по дну металлическими накладками. Полужесткая тара – это картонные коробки, корзины, рулоны. Мягкой тарой являются мешки, тюки.

К штучным грузам относятся трактора и катера, станки и оборудование – всё, что можно грузить отдельными единицами. Перевозка штучных грузов отличается тем, что в одну машину или вагон можно загружать различные виды товаров.

Укрупненная грузовая единица тоже является штучным грузом. Такие грузовые единицы формируются из штучных грузов с применением поддонов, строп, обвязок, стяжек и прочих приспособлений. Использование укрупненных грузовых единиц значительно сокращает время загрузки и выгрузки.

Основные правила транспортировки сыпучих грузов

Подобные вопросы регулируются «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно третьей статье, перевозка сыпучих грузов должна осуществляться на основании следующих правил:

  • Поверхность сыпучего материала не должна быть выше уровня бортов кузова того автомобильного транспорта, который осуществляет перевозку. В противном случае, существует риск высыпания на дорогу.
  • Недопущение высыпания является главной задачей той стороны, которая осуществляет транспортировку. Для предотвращения этого используется специальное покрытие (полог), с помощью которого он накрывается.
  • Транспортировка сыпучих веществ в контейнере без тары строго запрещена.
  • Перевозимый груз должен обладать массой, не превышающей грузоподъемность самого транспорта.

Соблюдение данных правил позволяет избежать множества проблем в процессе доставки. В первую очередь, компания не несет убытки, ведь она доставляет полный объем в целости и сохранности. Кроме того, высыпание может стать следствием не только убытков, но и создания аварийной ситуации на дороге, а также повреждению дорожного покрытия.

Навалочные грузы

Они состоят из большого количества мелких частиц. По своему составу в большинстве случаев они бывают однородными, а иногда могут быть неоднородными (отличаться размерами). Относятся к насыпным, но из-за определенных физических свойств являются отдельной подгруппой.

Если насыпные грузы состоят из однородных частиц (гранул, кусков), то навалочные представляют собой неоднородную массу мелких частиц, обладающих огромной подвижностью. Возникает так называемый сдвиг, который образуется из-за сопротивления трению мелких частичек по поверхности скольжения.

Перевозка навалочной продукции сопряжена с рядом опасностей:

  • возможность «сухого смещения» или подвижки;
  • угроза разжижения или перетекания;
  • наличие вероятности самовозгорание;
  • появление ядовитых газов и газов, способных взорваться в трюмном помещении;
  • ускоренная коррозия металла;
  • нарушение прочности судна.

Насыпные грузы не представляют опасности при фасовке их в бочки или контейнеры, чего нельзя сказать о навалочных. Доставка их навалом, одной партией, осуществляется специальным транспортом.

Навалочную продукцию не всегда можно расфасовать. Большие массы зерна при хранении в мешках имеют свойство самосогреваться и в дальнейшем могут воспламениться. Открытая перевозка зерна навалом предотвращает эту опасность, так как зерно на воздухе проветривается и не подвергается прению.

Некоторые грузы следует перевозить открытым образом, без тары

Что такое сыпучие грузы?

Сыпучие вещества представляют собой однородную субстанцию, которая характеризуется определенной степенью сыпучести. Такие грузы делятся на два типа:

  • Насыпные, которые высыпаются без посторонней помощи.
  • Навалочные. Для разгрузки используются специальные механизмы.

Вообще, к сыпучим грузам можно отнести следующие материалы:

  • соль;
  • сахар;
  • керамзит;
  • уголь;
  • грунт;
  • зерно;
  • различные удобрения;
  • щебень;
  • песок и т.д.

Виды сыпучих грузов

Процесс транспортировки подобного рода материалов представляет собой не просто доставку из пункта A в пункт B. Существуют определенные правила перевозки, о которых мы поговорим чуть подробнее.

Стоимость транспортных услуг

Общая стоимость таких распространенных услуг, как автоперевозки грузов, зависит от большого количества факторов. Специалисты расчетного центра транспортных компаний определяют цены на услуги, основываясь на следующие важные факторы:

  1. Категория используемого транспорта.
  2. Затраченное на разгрузку и погрузку время.
  3. Общее расстояние выбранного маршрута.
  4. Расценки на километраж, которые индивидуальны в каждой компании.
  5. Общее состояние трассы — есть ли риск нарушение ПДД.
  6. Габариты и вес транспортируемого груза.

Стоимостные расценки могут определяться общей спецификой перевозимого товара. Часто требуется перевезти товары, которые относятся к категории скоропортящихся, которые требуют соблюдения определенного температурного режима. Для их транспортировки используются объемные рефрижераторы, а это автоматически влечет дополнительные денежные траты, что сказывается на стоимости оказываемых услуг. Кроме того, цена на грузовые автомобильные перевозки зависит от оказания разного плана дополнительных услуг, среди которых можно отметить сопровождение товара при его перевозке, охрану, ответственное хранение на пути следования и так далее.

Самые выгодные условия сотрудничества и высокий уровень профессионального обслуживания при оказании услуг, связанных с таким процессом, как грузовые автомобильные перевозки, предлагают компании с высоким уровнем рентабельности. Они устанавливают относительно невысокие стоимостные расценки на транспортировку, при этом их транспорт находится в идеальном техническом состоянии и предоставляется высокий уровень сервисного обслуживания.

Грузоведение

6.1. Принципы классификации насыпных и навалочных грузов

Насыпные и навалочные грузы составляют более 70 % общего объема перевозок железнодорожного транспорта. В «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» приводится перечень грузов, которые могут перевозиться насыпью и навалом на вагонах. К таким грузам относятся около 500 групповых наименований с указанием рекомендуемых типов подвижного состава.

Насыпные и навалочные грузы составляют одну группу по условиям приема их к перевозке железнодорожным транспортом, а именно без счета мест по массе груза в вагоне. Основой для деления на насыпные и навалочные грузы служит гранулометрический (фракционный) состав.

Насыпными грузами считаются грузы, размеры отдельных частиц которых меняются в пределах от 0,05 до 13,0 мм, а также грузы с размерами частиц от 0,05 до 100 мм, если доля частиц с размерами до 13 мм превосходит 50 % общего объема груза. Грузы с размером частиц менее 0,05 мм составляют отдельную группу — пылевидные (см. табл. 6.1).

Насыпные грузы включают следующие подгруппы:

• промышленные грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков (уголь, руда, песок и др.); эти грузы перевозятся на открытом подвижном составе или в специализированных вагонах; особенностью этой группы является необходимость предупреждения потерь от выдувания и просыпания грузов в пути следования из вагонов и профилактики смерзаемости в холодное время года;

 • промышленные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (цемент, известь, минеральные удобрения и др.); для перевозки таких грузов используется закрытый подвижной состав: хопперы, специальные цистерны, специализированные крытые вагоны;

 • продовольственные грузы (зерно, отруби, семена, мука и др.) тре­буют защиты от атмосферных осадков, перевозятся в специализирован­ных крытых вагонах-хопперах.

Навалочные грузы и грузы, которые по гранулометрическому составу не могут быть отнесены к насыпным представляются к погрузке и пере­возке без счета мест (штук) повагонными отправками в непакетированном виде. Если количество мест груза, предъявляемого к перевозке навалом в одном вагоне не превышает 1000 штук и грузовые места не могут быть сформированы в транспортные пакеты, то такие грузы по желанию отправителя могут предъявляться к перевозке с указанием количества мест.

Навалочные грузы в зависимости от транспортной характеристики и специфических свойств делятся на две подгруппы:

 • промышленные грузы не требующие защиты от атмосферных осадков и не относящиеся по своему фракционному составу к насыпным грузам (бой и лом камней, кирпича, огнеупоров, брикеты буроугольные, торфяные, из стальной стружки и др.) перевозятся в цельнометаллических полувагонах с люками, на платформах, в полувагонах с глухим дном, если у получателя имеются соответствующие средства выгрузки;

 • сельскохозяйственные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (бахчевые культуры, овощные культуры), перевозятся в крытых вагонах; сахарная свекла — в полувагонах.

По ряду наиболее общих свойств насыпные и навалочные грузы в зависимости от своих физико-химических свойств, объемно-массовых характеристик, а также от способов добычи, переработки, перевозки, хранения можно объединить в следующие укрупненные группы грузов:

 • топливо твердое минеральное;

 • руды и рудные концентраты;

 • минерально-строительные материалы;

 • минеральные удобрения и минеральное сырье;

 сзерновые грузы и продукты их переработки, овощные и бахчевые культуры;

 • продукция лесной и лесоперерабатывающей промышленности;

 • металлы в чушках и в других формах непакетированные; металлолом мелких фракций и брикетированный.

Потери при транспортировке

Ответственность за потери при транспортировке полностью ложится на логистическую фирму, которая перевозит продукт. При погрузке фиксируют объемы продукции, а по прибытии всё взвешивают и перепроверяют заново. Если что-то не сошлось, то компания-перевозчик должна будет возместить убытки. Эта неприятность может случиться из-за:

  • плохого состояния прицепа или кузова (в нём есть зазоры и щели, сквозь которые груз просыпается);
  • тары, в которую был упакован груз, когда она не отвечает типу продукта, и он портится в дороге;
  • возгорания груза при несоблюдении правил перевозки (в зоне риска такие продукты, как торф, уголь, некоторые виды удобрений);
  • сильного ветра, который выдувает часть груза;
  • аварии на дороге в результате неаккуратного маневра водителя или если он самовольно изменил маршрут.

Стоит также учитывать качества перевозимого материала: некоторые виды сыпучих грузов могут менять вес в процессе высыхания, дозревания и т. п. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно не только соблюдать вышеописанные правила и обязательно страховать груз, но и привлекать к наблюдению за погрузкой обе стороны – отправителя и представителя транспортной компании. Это позволит исключить различного рода манипуляции, связанные с физическими свойствами материала.

Например, влажный песок кажется тяжелее, чем сухой, поэтому после доставки перевозчика может ждать неприятная неожиданность при сверке реального веса с заявленным в накладной. Для контроля над сохранностью груза в дороге можно отправить с водителем торгового представителя или экспедитора.

Разделение грузов на обычные и специфические

Разделение грузов на обычные и специфические определяет методы их хранения и транспортировки.

Обычные

Обычные грузы не требуют специальных условий. Ни при перевозке, ни при хранении. Доставлять их можно обыкновенным транспортом.

Специфические

К специфическим грузам относятся следующие виды:

  • негабаритные;
  • тяжеловесные;
  • опасные;
  • скоропортящиеся;
  • живые;
  • антисанитарные.

Негабаритные

Негабаритными называются такие грузы, которые из-за нестандартных размеров невозможно перевозить типовыми видами транспорта.

Если объект перевозки длиннее 14 м, шире 3,25 м и выше 5,3 м, то он считается негабаритным при перевозках железнодорожным транспортом. При перевозке автотранспортом размеры негабарита начинаются при превышении измерений объекта в длину 20 м, в ширину 2,55 м, в высоту 4 м.

Тяжеловесные

Тяжеловесными грузами считаются объекты, имеющие массу более 500 кг. Остальные делятся на обычные – массой до 80 кг, и большой массы – до 250 кг штучные, и до 500 кг катно-бочковые.

Опасные

Опасными грузами являются вещества, которые в состоянии покоя или при транспортировке могут взорваться, самовоспламениться, протечь и поставить под угрозу существование живых организмов, и безопасность всей природы.

По системе, определённой ГОСТ 19433–88, их делят на 9 классов :

  1. — класс взрывчатых веществ, имеющих склонность к самопроизвольному взрыву и возгоранию с разным уровнем опасности – тротил, порох, аммонал, боеприпасы и их составляющие, пиротехника и пр. – всего 6 категорий.
  2.  — класс газов, сжатых и сжиженных — легковоспламеняющихся, невоспламеняющихся, отравляющих — кислород, пропан, азот, иприт, аммиак, – 6 подгрупп.
  3.  — класс легковоспламеняющихся жидкостей — растворители, топливо, лаки, эмали, масляные краски, парфюмерия – 3 категории.
  4.  — класс твердые легковоспламеняющихся веществ (за исключением взрывчатых) – самовозгорающиеся при соединении с воздухом, самонагревающиеся и самовозгорающиеся в крупных объемах и спустя продолжительное время: алюминиевая пудра, бытовые спички, модификации фосфора, мука зерновая и рыбная россыпью, хлопок в тюках, каменный и активированный уголь, напалм; выделяющие кислород газы при реакции с водой – карбиды, металлический натрий. Всего 3 категории.
  5.  — класс окисляющих веществ и органических пероксидов – усиливающие горение выделением кислорода: селитры, гидроперит, хлорные отбеливатели, — 2 категории.
  6.  — класс токсинов и инфекционных веществ – вызывающие интоксикацию, заражение или гибель — синильная кислота, дезинфицирующие препараты – 4 категории.
  7.  — класс радиоактивных веществ — врачебные препараты, детали дефектоскопов, приборы.
  8.  — класс коррозионных и едких веществ – вызывающие травмирование кожных покровов, коррозию металлических механизмов. Сюда относятся кислоты, щелочи, едкие вещества – 3 категории.
  9.  — класс объединяет все прочие опасные вещества, не вошедшие в первые 8 классов, а также представляющие опасность только при доставке водным транспортом методом навала-сухой лёд, асбест, вещества с сильным запахом, спасательные средства, автомобили, моторы, магниты и пр.

Перевозка некоторых грузов производится с сопровождающим. Транспортировка на одной транспортной единице опасных грузов различающихся классов опасности установлена правилами по перевозке опасных грузов.

Скоропортящиеся

Скоропортящиеся грузы. Требующие перевозки в замороженном или охлажденном состоянии.

Перевозку осуществляют рефрижераторами с температурным режимом от -20 до +15 градусов по Цельсию. Скоропортящиеся грузы делятся на 4 подкласса: замороженные, охлажденные, охлаждаемые, вентилируемые.

Для перевозки вентилируемых грузов не требуется охлаждение в рефрижераторе, но необходим постоянный приток свежего воздуха. Товарное соседство скоропортящихся продуктов регулируют правила перевозки продовольственных товаров.

Живые

Живые грузы транспортируются в специально приспособленном для этого транспорте. Коров, лошадей, овец чаще доставляют автотранспортом. Птиц перевозят в клетках, пчел — в ульях. Живую рыбу транспортируют в ёмкостях с постоянной подачей воздуха.

Для сопровождения живого груза предоставляется специально подготовленный экспедитор. Животные перевозятся при наличии ветеринарных документов.

Антисанитарные

Антисанитарные грузы – отходы, продукты ассенизации, пылящие вещества. Перевозка должна осуществляться на специальном транспорте. При отсутствии такового необходима плотная упаковка для предотвращения загрязнения окружающей среды перевозимым грузом.

Маркировка груза

Маркировка груза соответственно с классом принадлежности даёт полное представление о его качествах. Согласно с нанесенными данными производят все манипуляции: погрузку, перевозку, складирование, хранение.

Перевозимые товары маркируют согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», от 01.01.1998 г.

Информационные надписи и пиктограммы наносят на видимых местах. Маркировка должна информировать о массе нетто и брутто, способах погрузки и установки, отправителе и получателе.

Маркировку наносят в удобных для обзора местах на тару или на груз при отсутствии упаковки. Манипуляционные знаки информируют о способах подъема, закрепления, перевозки. Насыпной и наливной груз не маркируют.

Насыпные, навалочные и наливные грузы

Существуют грузы, транспортировка которых имеет свою определенную специфику. К ним, в частности, относятся насыпные, навалочные и наливные грузы. Грамотную погрузку, перевозку и разгрузку могут правильно организовать и осуществить только квалифицированные специалисты с использованием специализированного транспорта.

Насыпные грузы

Отличаются однородностью и сыпучестью, и предназначены для перевозки в кузовах грузовых автомобилей. К ним относятся сахар, соль, мелкие зерновые, песок, мелкий гравий, щебень и пр. Транспортировка таких грузов имеет некоторые особенности – их желательно накрывать сверху от ветра, рассыпания на дорогу и попадания мелкого мусора

При движении автомобиля, загруженного сыпучим материалом, водителю надо проявлять осторожность, особенно при выполнении маневров, чтобы не допустить смещения груза и его высыпания. Для перевозки чистых сыпучих грузов наша компания часто использует специальные контейнеры, что гарантирует сохранность и чистоту груза

Навалочные грузы

Это грузы, которые перевозятся без применения тары, потому что это невозможно. Эти материалы состоят из мелких, часто подвижных фракций, однородных или неоднородных по составу. Навалочные грузы делятся на две основные группы:

— зерновые – пшено, рожь, овес и др.;- незерновые – промышленные (руда, уголь, концентраты), строительные и продовольственные товары.

Перевозят навалочные грузы специальными бортовыми автомобилями (самосвалами), которые разгружаются при помощи разгрузочных элементов

При транспортировке навалочных грузов существует несколько обязательных предосторожностей: осторожность при движении, чтобы часть груза не выпала из автомобиля, предотвращение само нагревания и самовозгорания горючих веществ, недопущение выступания навалочных материалов за границу бортов кузова автомобиля (при перевозке строительной или сельскохозяйственной техники, некоторых материалов)

Осуществлять перевозку навалочных грузов могут только специально обученные водители. Существует ряд правил безопасной транспортировки навалочных и сыпучих грузов:

— равномерное распределение груза в кузове. Не допускается возвышение даже части груза над бортом;- малогабаритный и тяжелый груз надо укладывать только у переднего борта кузова автомобиля;- общая высота загруженного автомобиля не может превышать 3,8 метров;- при погрузке груза, который упакован в коробки или ящики, то следует строго следить за их размещением, исключая свободное пространство между ними, чтобы не допустить перемещения груза во время движения.

Что относится к сыпучим грузам

Всё, что транспортируется насыпом, без упаковки: зёрна, щебень, песок, комбикорм, металлические руды, уголь, минералы и многое другое. Для успешной транспортировки нужно учитывать индивидуальные характеристики сыпучих грузов:

  • физические – взаимодействие частиц друг с другом (склеиваются ли они между собой, как, например, песок, или легко рассыпаются, как пшеница), способность нагреваться и отдавать тепло, возможность усадки (грунт);
  • химические – может ли перевозимый продукт внезапно воспламениться или взорваться (такие виды грузов требуют специального разрешения на перевозку и особых обозначений на упаковке и иногда на самом транспорте их перевозки), способен ли он к окислению или подвержен ему;
  • биологические – связанные с дыханием, гниением, питанием, прорастанием и другими процессами, присущими живым организмам.

Кроме того, заслуживает внимания агрегатное состояние продукта: некоторые руды легкоплавких металлов, например, могут превращаться из твердых монолитов в жидкости и требуют особого подхода к транспортировке.

Какой транспорт используется?

Согласно уставу, особых требований к типу транспорта, осуществляющего перевозку, нет. Это может быть грузовик, самосвал и прочие виды автомобилей, чья грузоподъемность позволяет перевозить товары большого объема. Однако, для перевозки сыпучих веществ используется только тот автотранспорт, который соответствует основным требованиям, т.е. его кузов достаточно герметичен, чтобы перевозить подобного рода товар.

Правила перевозки сыпучих грузов самосвалами по дорогам общего пользования включают в себя несколько требований. Так, самосвал должен быть оборудован специальным натягивающимся тентом, изготовленным из плотного материала. Задачей этого тента является полная изоляция перевозимого имущества, поэтому оно должно быть очень надежно прикреплено к кузову.

В некоторых случаях допускается отсутствие тента, если поверхность не превышает уровень бортов кузова. Но и в этом случае товар должен быть укрыт специальным пологом из плотной прорезиненной ткани или брезентом

Все эти меры предосторожности необходимы для того, чтобы избежать высыпания на дорогу. Речь в данном случае идет не только о возможной порче дорожного покрытия, но и опасности для человека и животных, ведь некоторые сыпучие грузы включают в себя токсичные элементы

Перевозка сыпучих грузов на самосвале с тентом

Естественно, если перевозка грузов автомобильным транспортом производится не по правилам, то это влечет определенную ответственность. При этом, штрафуется не только сам водитель самосвала, но и его непосредственный начальник. Кроме того, наказана будет и сама компания, осуществляющая перевозку, как юридическое лицо.

Правила перевозки сыпучих грузов автотранспортом по дорогам промышленных предприятий допускает отсутствие тента и полога. Но и здесь уровень перевозимого груза должен быть ниже уровня бортов кузова из элементарных соображений экономии. Если же транспорту придется пересекать дорогу населенного пункта, что характерно для размещения подразделений предприятия в разных местах, то автомобиль должен уже соответствовать требованиям для дорог общего пользования.

Организация безопасности движения

Перевозка различных сыпучих материалов требует от водителя фуры особого мастерства и внимания, так как этот груз отличается высокой подвижностью. В пути существуют некоторые риски:

  • кладь может просыпаться на дорогу или крыши легковых автомобилей, проезжающих рядом, создавая тем самым аварийную ситуацию;
  • тяжёлый вес и смещение материалов в одну сторону на поворотах, подъёмах и спусках затрудняет управление машиной;
  • некоторые грузы подвержены нагреванию и могут загореться.

Чтобы минимизировать возможность возникновения таких ситуаций, нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Груз надо равномерно распределить по кузову с таким расчётом, чтобы он не высыпался за борты.
  2. Мелкие сыпучие материалы накрывают тентом, чтоб их не вынесло на дорогу ветром.
  3. Если кладь везут в прицепе-контейнере (насыпные гранулированные продукты), ее сначала нужно упаковать.
  4. Разумеется, следует соблюдать все правила дорожного движения, которым подчиняются грузовые автомобили.
  5. Маршрут планируется заранее, он должен проходить только по тем дорогам, где разрешён проезд грузовых машин.
  6. При себе у водителя должны быть документы на перевозимые материалы (если с ним нет экспедитора-перевозчика или торгового представителя):
    • договор между грузоотправителем и получателем;
    • договор с транспортной компанией;
    • договор об аренде машины (если она не принадлежит логистической фирме, которая перевозит груз);
    • товарно-транспортная накладная, где указаны сведения о продукции.

Виды сыпучих грузов

К сыпучим грузам по определению относятся:

  • Разные виды песка.
  • Строительный щебень и камень, получаемые от дробления скальных пород. Среди них наиболее известен гранит.
  • Цемент.
  • Гравийная масса, которая представляет собой обломки пород и минералов, размеры которых от 5 до 10 мм.
  • Минеральные удобрения (гранулы).
  • Торф, образование которого произошло благодаря скоплению мхов, разложившихся в болотах. Содержание углерода составляет 60%. Является отличным топливом и удобрением.

По виду сыпучие грузы бывают: кусковыми, пылеобразными и гранулированными. В их определении важную роль играют такие данные, как размер частиц. Он должен находиться в пределах от 0,1 до 10 мм.

Песок — один из самых распространенных сыпучих грузов

Классификация и особенности транспортировки опасных грузов

Опасными грузами считаются материалы и вещества, которые во время наземной транспортировки, будь то международные перевозки автомобильным транспортом или доставка по ж/д, могут причинить вред окружающей среде. Они могут стать причиной разрушений объектов или являются угрозой живым организмам.

Чтобы перевозить такие грузы, необходимо подобрать подходящую тару и создать определённые условия.

Прежде чем приступить к транспортировке, следует определить номер ООН груза, его класс, отгрузочное наименование, группу упаковки и классификационный код. Неправильные сведения могут стать причиной серьёзных последствий из-за неправильной упаковки веществ или материалов.

Классы опасности опасных грузов по ДОПОГ

правилам

  • Класс 1 – вещества, которые могут взорваться или стать причиной возгорания. К этой же категории относятся изделия, предназначенные для организации пиротехнических эффектов. Особо чувствительные материалы из перечня опасных грузов 1 класса, реакция которых может возникнуть спонтанно, запрещены к перевозке.
  • Класс 2 – газы, находящиеся в любой из доступных форм. Это могут быть невоспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся или химически неустойчивые вещества, в том числе и ядовитые.
  • Класс 3 – жидкая среда и смеси, испарения которых способны с лёгкостью воспламениться при определённых условиях. Подобные вещества необходимо транспортировать, учитывая температуру вспышки.
  • Класс 4 – к этому классу относятся твёрдые материалы, способные возгораться самопроизвольно или при взаимодействии с посторонними предметами, а также вещества, выделяющие при попадании воды легковоспламеняющийся газ.
  • Класс 5 – пероксиды органического происхождения и вещества, способные к окислению. Подобные компоненты могут выделять кислород, поддерживать возникшее пламя или стать причиной возгорания.
  • Класс 6 – яды и зараженные инфекцией вещества, которые могут стать причиной смерти при попадании на поверхность тела, слизистую или внутрь организма людей или животных.
  • Класс 7 – материалы и вещества, представляющие собой радиоактивную опасность;
  • Класс 8 – едкие вещества, способные стать причиной коррозии или вызвать повреждение живой ткани при случайном соприкосновении. Чаще всего к этому классу относятся разнообразные щёлочи, кислоты и растворы.
  • Класс 9 – к этому типу относятся материалы, не обладающие высоким уровнем опасности, но требующие соблюдения особых условий при транспортировке.

Классификация

Классификация грузов зависит от многих параметров, среди которых выделяют следующие:

различие в способах погрузки и выгрузки: наливные, штучные (в упаковке) и навалочные;
отличие по способам доставки: универсальные (для их перевозки требуется обычный бортовой транспорт), наливные, навалочные сыпучие (погрузка осуществляется навалом, перевозят самосвалами), специальные (специфические, требуют особых мер предосторожности), навалочные прочие (осуществляется перевозка на обыкновенных бортовых машинах);
по весовым характеристикам;
по степени опасности;
по условиям хранения.

Продукцию транспортируют, использую различные виды тары: ящики, мешки, контейнеры и разные упаковки. Но бывают варианты, при которых товар можно перевезти только насыпью. Это так называемые нетарные грузы, которые бывают двух видов:

  • Сыпучие, характеризующиеся однородным составом и небольшой фракцией. Такому определению соответствуют: зерно, пески, гравий, цемент и ряд грузов, аналогичных по составу.
  • Навалочные, или насыпные грузы, не требующие специальной тары для транспортировки и хранения. Они не являются частью насыпных. Отличие заключается в наличии таких специфических физических свойств, как величина сопротивления сдвигу.

Гравий и цемент относятся к сыпучим грузам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector