Возрастная классификация всемирной организации здравоохранения

Биологический возраст[править]

Биологический возраст или возраст развития — это фактическая степень старения (для детей — степень созревания), определяемая при помощи специальных тестов. По сути, биологический возраст — это уровень физического развития. Биологический возраст зависит от окружающей среда, ещё в большей степени от образа жизни и, главным образом, от наследственности.

К числу наиболее распространенных морфологических критериев биологического возраста относятся: скелетный (костный) возраст, зубной возраст, возраст полового развития, уровень общего соматического развития и т.д

Скелетная зрелость — совокупность характеристик, позволяющих оценить биологический (скелетный) возраст при анализе костной ткани (синостозы, точки окостенения и тому подобное). В нормально развивающемся организме между костным возрастом и реальным возрастом человека существуют прямые соответствия.

Биологический возраст, главным образом, оценивают педиатры, врачи, работающие в области спортивной медицины, геронтологи и судебные медики.

Методы, которыми изучается физическое развитие детей, включают: измерение размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), динамометрию, исследование физической работоспособности с помощью степ-теста или велоэргометрии, некоторые физиометрические показатели (жизненная емкость легких, данные ЭКГ и т.д.

Судебно–медицинские исследования связаны с установлением биологического, чаще костного возраста, и с анализом расхождения между паспортным и биологическим возрастом.

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализаФрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы).

В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализаФрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы).

В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell).

Собери их все

В 2001 году появился первый «индекс хрупкости», один из самых простых маркеров старения. Исследователи проверили большую выборку людей на пять признаков хрупкости: ненамеренную потерю веса, слабую силу хвата рукой, медленную ходьбу, ощущение усталости и низкую физическую активность. Тех, кто подходил хотя бы по трем признакам, авторы критерия сочли хрупкими. У них действительно был выше риск ухудшения здоровья, госпитализации и смерти. Тем же, кто соответствовал только одному-двум признакам, присвоили промежуточный статус хрупкости. Этот первый в своем роде критерий еще не позволял оценить точный риск для каждого из испытуемых, но с его помощью уже можно было измерить риски для популяции в целом и отдельных ее групп.

Позже на основе этой идеи вырос целый лес индексов хрупкости. Количество признаков с тех пор стало существенно больше и может достигать сотни, а принцип остался тем же. Каждый признак — это параметр, который:

а) является дефектом здоровья (а не свойством образа жизни, как, например, курение);

б) чаще возникает с возрастом;

в) встречается не реже, чем у 1% людей в популяции.

Сумма признаков должна охватывать разные области работы организма, то есть не только физическое состояние, но также психическое и психологическое здоровье человека. Фактически эти индексы измеряют количество недостатков / повреждений в организме человека, поэтому их иногда называют индексами дефектов. Каждый из десятков или сотен признаков оценивают по шкале от 0 до 1, и испытуемый получает свой «балл хрупкости», который растет по мере старения организма.

Оптимальная разница в возрасте

Семейные психологи считают, что наилучшей разницей для отношений является 5-6 лет. Данный возраст считается оптимальным при условии, что мужчина старше своей женщины.

Обычно у таких пар даже родственники лучше общаются друг с другом. Если молодому человеку 25-27 лет, то в большинстве случаев, он уже является обеспеченным и может содержать свою семью самостоятельно. Девушка тогда должна быть возрастом 20-23 года, что является наилучшим временем для зачатия и рождения первенца

Отец ребенка уже осознает важность события и будет всячески принимать участие в воспитании, и оказывать помощь своей супруге

Также гармоничной разницей в возрасте считается 1 год. К сожалению, статистика играет в пользу небольшого возрастного разрыва между партнерами, так как при большем разрыве зафиксированы наиболее частые разводы пар.

Художественно-эстетическое воспитание

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Развитие художественно-эстетических навыков ребенка проходит через привитие любви к искусству (музыка, рисование, лепка, аппликационные работы) и окружающему миру, способствование собственному творческому направлению у детей, любовь к литературным произведениям (чтение сказок с помощью которых ребенок учится сопереживать), привитие любви к прекрасному.

Например, занятие по рисованию во второй младшей группе «Любимая сказка» развивает сразу творческую натуру ребенка и прививает любовь к фольклору и литературе.

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Неполноценное питание в центре внимания

FAO
Фермерская семья в Кыргызстане за столом во время обеда

Каждый третий страдает от той или иной формы неполноценного питания — колоссальное социальное и экономическое бремя – Цель международной встречи – изыскать пути улучшения продовольственных систем для обеспечения здорового рациона1 декабря 2016 | Рим — Ответные меры на возрастающее воздействие неполноценного питания на здоровье населения и экономическое развитие посредством перехода на более здоровый рацион питания и продовольственные системы станут основной темой для обсуждения на симпозиуме высокого уровня, который стартовал сегодня. По оценкам, экономический ущерб от неполноценного питания составляет 3,5 трлн долл. США в год.

Периодизация развития психики в жизни человека

Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:

  • Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
  • Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
  • Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.

Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное. Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное. Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность

Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Плюсы и минусы, когда мужчина старше

Большинство сходятся именно в такой манере. Пару можно назвать «классической», когда парень старше, а девушка моложе.

Положительные стороны

  • Супруг, старший по возрасту, более опытен в интимной жизни и сможет доставить своей девушке больше удовольствия в постели.
  • Мужчина будет чувствовать себя снова молодым парнем в присутствии своей молодой девушки.
  • На такой брачный союз приходится наименьшее число разводов, и он более благоприятный для жизни обоих партнеров.
  • Жена чувствует себя более молодой и красивой в таком союзе.
  • Мужчина, который более взрослый, будет хорошим отцом.

Отрицательные стороны

  • К сожалению, большая часть мужчин взрослого возраста разведены. Некоторые еще и детей имеют.
  • Чаще всего берут на себя главенство в семье и устраивают патриархат, но бывают и исключения.
  • Мужчины часто могут испытывать чувство ревности к более молодым парням из-за духа соперничества и чувства собственности.
  • Маловероятно, что получится изменить взрослого человека. Он уже сформировавшаяся личность с определенным устоем по жизни.
  • Из-за разницы в возрасте возможны ощутимые различия во взглядах на определенные ситуации.

Паспортный возраст[править]

Хронологический, календарный возраст, число прожитых лет на текущий момент. Исчисляется со дня рождения, обычно выражается в количестве полных лет.

С календарным возрастом связаны такие юридические понятия, как пенсинонный возраст, призывной возраст, совершенноле́тие, возраст вступления в брак, школьный возраст, допустимый возраст для продажи алкоголя, минимальный возраст Президента , возраст наступления уголовной ответственности и др.

Паспортный возраст используется для расчета целого ряда статистических показателей, таких как средняя продолжительность жизни, возраст вступления в брак, численность экономически активного населения, занятость населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector