Программа «перспектива»

Особенности программы

Особенность УМК – прямое участие в воспитании личности и духовно-нравственном развитии. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности.

Другая особенность заключается в диалектическом принципе построения учебных материалов проекта. Он создан таким образом, чтобы врожденное любопытство ребенка трансформировалось в потребность в изучении нового. Теоретические задания дополнены творческими, практическими и исследовательскими упражнениями, что помогает использовать приобретенные школьником навыки для самостоятельного решения задач.

Для программы «Перспектива» разработана особая система навигации. С ее помощью учащийся начальной школы может свободно ориентироваться как в материалах самой программы, так и вне ее.

Сущность новых требований

Нелёгким комплексом знаний представлена для детей программа «Перспектива». Отзывы многих родителей говорят о том, что в учебниках сосредоточено много той информации, которая, по их мнению, не нужна ребёнку. А сущность таких высоких требований комплекса обучения второго поколения заключается в следующем.

Во-первых, как говорилось ранее, теоретические знания должны постоянно совершенствоваться и обновляться, создавая при этом мощный фундамент. Современный мир диктует суровые условия. Вполне возможно, что бывшим школьникам понадобятся специфические знания в области психологии, социальной жизни, а также профессиональной сфере. Комплекс обучения учит детей самостоятельному поиску необходимых знаний. Таким образом, личность будет подготовлена к различным изменениям, в том числе и неблагоприятным, например, увольнение и поиск новой работы, с которой человек никогда не сталкивался. Вы спросите, зачем это нужно ребёнку? Ответ прост! Именно в детстве формируются все важнейшие жизненные навыки. Так, ребёнок с самых ранних лет готовится продуктивно мыслить и открывать миру свою талантливую личность.

Новые факторы личности открывает программа «Перспектива». Отзывы о комплексе обучения говорят об изменении смысла системы обучения в целом. Несколькими десятилетиями ранее упор делался исключительно на усвоение теоретических знаний. Сейчас данная позиция делит пьедестал с развитием творческих и умственных способностей. Сейчас наблюдается яркая парадигма перехода от теории к развитию личности. Цель качественно новой системы обучения заключается в активизации социально значимых навыков и качеств наравне с приобретением знаний и социального опыта

Важно не просто учить, важно уметь учиться!

Сходства и отличия программы Школа России от программы Перспективная начальная школа

Критерий Перспективная начальная школа Школа России
Общая характеристика УМК «ПНШ» разработан на базе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б Эльконина – В.В.Давыдова. Руководитель данного УМК – А.А.Плешаков, кандидат педагогических наук. В настоящее время это один из известнейших и популярнейших комплектов для 1-4 классов общеобразовательной школы.
Основное содержание Учебная программа по каждому предмету основывается на интегрированной основе, что отражает единство и полноту научной картины мира. Эта программа предполагает проблемно-поисковый подход: создание проблемы, поиски доказательства, формулировка вывода, сравнение результатов с эталоном, выдвижение предположений. Это должно вызвать у ребенка мотивацию к учению.
Основная идея программы Программа направлена на полноценное развитие каждого школьника с учетом его возраста, способностей, склонностей, развития, интересов. Учебная деятельность организована так, что школьник «примеряет» на себя разные роли: учителя, ученика, организатора. Главное по мнению авторов программы – развитие личности обучающегося, а также формирование его творческих способностей. Необходимо сформировать у ребенка не только желание, но и умение учиться. Программа направлена на максимальное духовно-нравственное развитие школьника. Авторы учебников говорят о необходимости развивать чувство патриотизма, уважать свой народ, другие народы России, их язык, культуру, традиции и обычаи, символику. Ребенок должен быть целостной личностью, поэтому воспитание и обучение должны быть равнозначны.
Типические свойства программы Выделяются следующие свойства программы:

1. Комплектность – формирование умения работать с учебником и другими источниками; демонстрация разных точек зрения при изучении нового материала.

2. Инструментальность – обучение умению пользоваться словарями.

3. Интерактивность – наличие интернет-адресов в учебниках.

4. Интеграция – в учебных курсах органично сочетаются понятия из различных образовательных областей.

Свойства программы:

1. Воспитание является приоритетным.

2. Характер обучения – деятельностный, личностно-ориентированный.

3. Традиционный и инновационные подходы умело сочетаются.

Программа рассчитана на ребенка, имеющего стандартные способности, учитываются его возрастные особенности. Учебники содержат материал, который понятен и доступен и родителям, и детям.

Особенности УМК Имеется не только учебник, но и рабочая тетрадь для самостоятельной работы и хрестоматия. Яркие, красочные учебники, хороший шрифт, интересные иллюстрации.

Таким образом, программа ПНШ более сложная и непонятная для школьников и их родителей, чем «Школа России», так как направлена на творческое развитие ребенка. Она предусматривает создание проектов практически на каждом уроке, что может быть достаточно трудно для ребенка с невысокими учебными возможностями. Учебники «Школы России» содержать задания, которые по силам учащимся с низкими способностями.

На наш взгляд являющаяся традиционной «Школа России» более приемлема для школьников и их родителей, так как со многими заданиями ребята вполне могут справиться самостоятельно.

Основная масса педагогов, преподающих в начальной школе, единодушны в ответе на вопрос о том, какая программа лучше. Они считают «Школу России» наиболее доступной и понятной.

Перспективные цели, или как и чему учит программа

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:

  • «Хочу учиться!» — основано на первоначальном интересе ребёнка ко всему новому и помогает сохранить и подогреть эту познавательную функцию заданиями планировать свои действия и доводить их до конечного результата, оценивать и исправлять недочёты, без чужой помощи находить ответы на поставленные вопросы.
  • «В здоровом теле здоровый дух!» — должно обеспечить сохранение здоровья учеников, научить их личной гигиене и правилам безопасности, включает в себя формирование моральных ценностей: способности переживать, заботиться не только о себе, но и об окружающих, беречь то, что создано природой и человеком.
  • «Я в мире, мир во мне!» — помогает строить собственное «я», включая возможность саморазвиваться, познавать себя через восприятие нравственных ценностей и культурных приоритетов, умение оценивать и критиковать свои действия и поступки.
  • «Я общаюсь – значит, я учусь!» — прививает коммуникативные навыки, так необходимые для образовательного процесса: умение вести свободный диалог, слышать и слушать, определять нужные источники информации, работать с печатными изданиями, в первую очередь, с книгой.

Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».

Плюсы и минусы программы «Перспектива»

Программа «Перспектива» включает в себя не только учебники. Каждый курс дополнен хрестоматиями, словарями, тетрадями для самостоятельных, контрольных и проверочных работ. Для учителей предложен теоретический материал и алгоритмы проведения уроков. Получить консультацию или изучить программу подробнее можно на интернет-ресурсах. Большое количество информационных материалов для педагогов, учащихся и их родителей – достоинство современной системы учебников «Перспектива».

Еще один плюс – подготовка школьника к самостоятельному обучению. Ребенок не слепо заучивает алгоритмы решения, а учится создавать свои. Полученные знания и универсальные действия помогут применять их в разных ситуациях дальнейшей жизни.

Здесь есть отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать. Для улучшения качества работы придумана своя система повышения квалификации.

Когда возникла программа «Перспектива»

Программа была разработана в 2006 году. Она основана на системно-деятельном подходе. При таком подходе ребенок самостоятельно приходит к решению задач.

В создании учебных материалов приняла участие Людмила Петерсон и другие педагоги и методисты. Специально для программы было разработано новое методическое сопровождение – «технологические карты», в которых указаны задачи, ожидаемые результаты, структура уроков, промежуточные и итоговые работы.

Учебники по математике Петерсон входили в программу, но в 2009 году они не прошли экспертизу по причине «недостаточной патриотичности» и были исключены из списка допускаемой литературы. Сейчас вместо них используются учебники по математике авторства Г.В. Дорофеева.

Что лучше Школа России или Перспектива?

Педагоги неоднозначны в ответе на вопрос, какая программа лучше. Так, к учебникам программы «Перспектива» имеются хорошие методические пособия, что является большим подспорьем любому учителю. Некоторые считают, что программа «Школа России» является самой доступной и наиболее понятной для учеников, имеющих разный уровень учебных возможностей. Вот что говорят учителя начальных классов об обеих этих программах: «Если вы хотите получить оптимальный результат, то делать уроки с ребенком придется по любой программе», «Считаю, именно в ШР наиболее грамотные и адаптивные учебники, в программе «Перспектива» наблюдаются достаточно серьезные психолого-педагогические нестыковки по требованиям к учебникам», «Программа хороши обе, есть задания разных уровней, но мало. В «Школе России» хорошая работа по развитию речи, неплохие печатные рабочие тетради. Учебники достаточно адаптриованные, поэтому учителю ничего не надо выдумывать», «Школа России» заточена под ОГЭ и ЕГЭ», «Какую программу выбрать, от ребенка зависит: кому-то лучше одно, кому-то – другое», «Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене».

Выбор родителей также неоднозначен: «Мы учимся по Школе России. Материал в учебниках практически «разжевывается». Большинство заданий ребенок в состоянии выполнить самостоятельно», «Ничего сложного в «Перспективе». То, что ребенок не понял, могут объяснить родители», «Моя дочка учится по «Школе России», мы всем довольны», «Перспектива» полностью готовит к ВПР». Но существуют резко негативные отзывы родителей о программе «Перспектива»: «Программа ужасная. Некоторые задания в учебниках сформулированы отвратительно, тексты для чтения странные», «Бедные дети, обучающиеся по этой программе!».

Как мы поняли, «Перспектива» предполагает большее участие родителей в подготовке и выполнении многих заданий, чем «Школа России». Педагоги и родители отдают предпочтение проверенной традиционной программе. Но, в конечном счете, уважаемые родители, помните о том, что вы должны самостоятельно определиться, что же более подходит вашему малышу. Ответственность за будущее ребенка несете именно вы!

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

 ВНИМАНИЕ!Актуальная статья Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС НОО 2009г.)

Система  развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:- Обучение грамоте и чтению (2 линии).Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.- Русский язык (2 линии).Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.    Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. — Литературное чтение (2 линии).Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.     Автор Матвеева Е.И. — Математика (2 линии).Авторы:  Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.Автор Александрова Э.И.  — Окружающий мир. Авторы:  Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Все учебники ( кроме окружающего мира ) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком. В настоящее время выпущены учебно-методические комплекты для средней школы (5-6 класс) по русскому языку, литературе и математике. Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова уже в младшем школьном возрасте: — формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения. Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

                     Отзывы о системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова

По материалам сайтов:  www.centr-ro.ru , www.vita-press.ru

Читать по теме:

Ещё один традиционный проект

Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления Федерального образовательного госстандарта для первой ступени образования.

Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.

Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:

  • азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
  • математику Г.Дорофеева;
  • литературу В.Горецкого;
  • информатику Т.Рудниченко;
  • «окружайку» А.Плешакова;
  • технологию Н.Роговцевой;
  • физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
  • ИЗО Т.Шпикаловой;
  • музыку Е.Критской;
  • основы религии и этики по направлениям разных культур.

«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:

  • английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
  • испанского и немецкого по классической программе;
  • французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».

Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.

В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.

Рекомендации старшего поколения

Учебная программа «Перспектива» (начальная) отзывы имеет, как мы выяснили, в основном, положительные. Вышеуказанные принципы и задачи реализуются каждым преподавателем учебного заведения, на которого возложена ответственность за обучение подрастающего поколения.

Все особенности обучения раскрываются в дополнительных материалах: приложениях и пояснительных записках, которые носят рекомендательный характер. Первое поколение ребят младшей школы уже прошло обучение по УМК и, стоит отметить, подарило первые плоды. Дети успешно сдают переводные экзамены, а также определились с будущей профессией, стали лучше ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Учитывая то, что каждому ребёнку в будущем необходимо сдать ни один десяток экзаменов, не только учебных, но и жизненных, то «Перспектива» ориентирована на воспитание смышлёного поколения.

Программа «Планета знаний»

ВНИМАНИЕ! Актуальная статья Программа «Планета знаний» (ФГОС НОО 2009г.)

«Планета знаний» — это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским.  Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.

Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью. Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению –  это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.

Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для   развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов.

Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Читать по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector