Невыносимые ощущения: зачем ребенку с аутизмом сенсорная интеграция

Содержание:

Терапия сенсорной интеграции

Терапия сенсорной интеграции приобрела свою популярность в нашей стране благодаря трудам Джин Айрес и Уллы Кислинг.

Сенсорная интеграция — это бессознательный процесс в головном мозге, который организует и фильтрует сенсорную информацию (полученную от органов чувств), и позволяет осознанно и адаптивно реагировать на эту информацию.

Успешная интеграция сенсорной информации формирует базу для социального поведения и овладения учебными навыками. Процесс сенсорной интеграции активно развивается с пренатального периода до конца дошкольного возраста.

По определенным причинам происходит нарушение обработки сенсорной информации. Такими причинами могут быть: особенности морфологического строения и функционирования мозговых структур.

Нарушение обработки сенсорной информации может проявляться в виде гипочувствительности или гиперчувствительности к определенным стимулам.

Проблемы обработки одной сенсорной информации часто связаны с другими системами, так, например, клиенты, у которых наблюдаются проблемы с работой вестибулярной системы, хуже обрабатывают проприоцептивную и тактильную информацию.

Сенсорная интеграция — предназначена улучшить способность клиента к упорядочению и модуляции сенсорных сигналов, способствует формированию адаптивных ответов, развитию моторного планирования и, как следствие, в дальнейшем улучшить функционирование клиента в повседневных ситуациях.

Кому рекомендуется терапия сенсорной интеграции:

Терапия сенсорной интеграции рекомендована детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно детям с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации.

Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с новыми стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.

Для занятий используют различное оборудование: роликовые доски, различные качели, балансиры, сенсорные чулки, утяжеленные сенсорные жилеты и тому подобное.

Благодаря терапии сенсорной интеграции человек способен создавать комфортные, для себя, условия, которые помогут ему в борьбе с проблемной ситуацией. Также терапия может способствовать преодолению нарушений сенсорного восприятия. Терапия проходит на основе сенсорной диагностики. Зачастую используют комплексный подход, для улучшения работы всех видов восприятия. Среде них:

  • Упражнения для тактильной стимуляции: разработка стоп, кистей рук, поверхности тела, лица.
  • Упражнения для зрительной стимуляции: упражнения с яркими предметами, либо наоборот, сеансы с приглушенным светом.
  • Стимуляция обоняния: происходит данный вид терапии с помощью раздражителей разной силы, в зависимости от индивидуальных особенностей.
  • Стимуляция вестибулярного аппарата:  для такого вида терапии необходимо поместить пациента в движение, это могут быть кувырки, повороты, прыжки.
  • Вкусовое – техника на основе различных вкусовых раздражителей, в зависимости от необходимости.

Стимуляционные занятия проходят несколько раз в день, в большинстве случаев 2-3 раза. Системные занятия происходят на протяжении одного сезона, после чего пересматриваются, возможны поправки в силу результативности методики.

Упражнения могут усложнять, могут вводить элементы тренингов для улучшения моторики и телесной координации, все в зависимости от индивидуального результата. Особенно хорошо методика работает для коррекции синдрома Дауна.

А именно, помогает ребенку постепенно интерпретировать свои сенсорные ощущения и адаптироваться к новым. Также эта методика обязательно применяется в лечении детей с ДЦП.

Важно помнить, что развитие сенсорики позволяет ребенку научиться лучше познавать мир и ощущать его, а именно с помощью этой методики мы формируем у ребенка необходимые для этого механизмы. Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода

Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова
Авторская программа
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

Участвовать

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Когда стоит ожидать эффекта

Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.

При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.

Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.

Вы здесь

сенсорная интеграция

«Сенсорные стратегии, рассматриваемые ниже, подходят ВСЕМ детям, но имеют первостепенное значение для сенсорно-чувствительных детей.

После долгого и насыщенного дня в школе, последнее, что нужно детям – это домашние задания…но, поскольку с этим я ничего не могу поделать, я буду делать, что могу из того, что предоставляют мне сенсорные решения!»

«Целенаправленно создавайте радостную обстановку в школе: счастливый ребенок лучше обучается и больше старается. Посмотрите, как ребенок занимается и участвует во всех областях: музыка, физкультура, обед, перемены. Каким он приезжает на автобусе или на автомобиле к началу занятий, и уезжает обратно из школы в конце дня? Есть ли сложности с другими переходами? Что можно задействовать, чтобы поддержать ребенка в сложных академических и социальных ситуациях?»

Перевод частей книги Фиби Колдуелл и Джейн Норвуд ‘Intensive Interaction and Sensory Integration’

Индивидуальное взаимодействие аутичного ребенка с его окружающим миром характеризуется существенной индифферентностью к нему, собственной «авторской» аутистической деятельностью и особым поведением, которое отражается не только внешнюю среду, но и сложный многомерный, обычно непонятный для окружающих, внутренний мир ребенка.

А.Л. Битова, И.С. Константинова,

РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва

Наглядное объяснение того, что такое эрготерапия на основе сенсорной интеграции, и как она может помочь детям с аутизмом

Обучение в России

Обучение сенсорной интеграции в нашей стране возможно в центрах, специализирующихся на этой методике, также курсы повышения квалификации и различные семинары организовывают центры дополнительного образования. Помимо этого Ассоциация Специалистов Сенсорной Интеграции (АССИ) регулярно помогают в организации семинаров и краткосрочных программах с участием западных экспертов.

Базовое обучение

Австрийская ассоциация СИ совместно с московским учебным центром «Территория международных знаний» проводят оригинальный курс (SI Original). Преимущество его в том, что для соотечественников это практически единственный способ без выезда за границу получить сертификат международного образца. Занятия ведут западные специалисты, прошедшие обучение в Калифорнии и имеющие многолетний практический опыт. В программе придерживаются классической школы Айрес Э.Д.. Значительный недостаток в том, что курсы проходят крайне редко и нерегулярно.

Наиболее известные в России сертифицированные эрготерапевты Каширина С.И и Голубева Ю.В стали основателями сети центров социального развития детей «Мир ощущений». На базе центра постоянно проходят наборы на курсы сенсорной интеграции для специалистов.

По сути, курсы сенсорной интеграции, которые проводятся в Центре, имеют более широкий спектр применения и ненамного, но отличаются от классической методики. Рабочая программа по сенсорной интеграции, которую предлагают для изучения, — это переработанный комплекс идей Айрес Э. Д., Кислинг У., Томатиса А. и других западных последователей методики. Тем не менее, структура обучения, принципы работы остались без изменений.


Курсы для специалистов по сенсорной интеграции состоят из трех модулей, каждый из которых последовательно раскрывает методику. Занятия по сенсорной интеграции в центре затрагивают не только теоретические аспекты методики, но и много времени уделяется практическим занятиям. Продолжительность всего обучения — 144 часа. Между модулями делается перерыв, это необходимо для анализа и проработки изученного.

Модуль Вопросы, которые раскрываются
1 Обучение теоретическим основам. Изучаются следующие вопросы:

  • история разработки и развития методики,
  • терминология,
  • особенности физиологии различных систем, роль каждой из них в восприятии мира,
  • классификация систем, определение основных и базовых из них,
  • классификация и характеристика
2 Основное направление — обучение способам диагностики нарушений. Работа с опросниками и тестами. Разработка профиля на основе полученных данных
3 Способы вмешательства и коррекции профиля ребенка. Определение необходимой степени и интенсивности работы, выбор материалов и оборудования, исходя из поставленных задач

Курс ориентирован на логопедов, психологов, дефектологов и всех, кто интересуется данной методикой.

Дополнительные курсы и семинары

Специалист по сенсорной интеграции, желающий развиваться и совершенствоваться в этой сфере в первую очередь должен отслеживать новости от АССИ. Ассоциация Специалистов Сенсорной Интеграции — это некоммерческое объединение врачей, педагогов, дефектологов и всех, кто изучает и практикует эту методику. По стране есть представительства в четырех городах.

Функции АССИ:

  • организовывает мероприятия, конференции, научные семинары;
  • проводит выездные тренинги, обучение, семинары по сенсорной интеграции;
  • проводит оценку сотрудников, работающих по методике;
  • оказывает консультативную помощь;
  • выполняет информационную и просветительскую работу (на сайте ассоциации выложена большая подборка теоретического и практического материала).

АССИ регулярно организовывает курсы от ведущих мировых экспертов. Одним из последних был семинар в октябре с Уллой Кислинг в Таллине. Известный немецкий эрготерапевт, автор программы «Сенсорная интеграция в Диалоге», провела трехдневный курс по своей методике.

Обучение сенсорной интеграции

Профессиональная терапия сенсорной интеграции (сенсорно-интегративная терапия) способна оказывать благотворное влияние на нервную систему людей с ДСИ. Для удобства восприятия данный вид терапии также называют сенсорной коррекцией или просто сенсорной интеграцией.

Так, регулярно применяемая сенсорная коррекция для детей с аутизмом постепенно приводит к появлению положительной динамики в развитии ребенка, включая:

  • обогащение сенсорного опыта;
  • корректирование сенсомоторных (чувственно-двигательных) нарушений;
  • более успешная адаптация к жизни в социуме и т. д.

Сенсорная интеграция для детей и взрослых как обучающая и терапевтическая методика состоит в оказании максимальной помощи по правильной обработке информации людям с различными расстройствами СИ. Существуют очные и заочные программы по ознакомлению с базовыми понятиями и методами сенсорной коррекции для специалистов и родителей детей с особенностями развития.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

Плюсы метода:

  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.

Для развития тактильного восприятия можно использовать:

  • бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
  • баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
  • тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
  • тактильные мешочки и дорожки;
  • сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
  • крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
  • материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
  • природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
  • сортеры с различными наполнителями.

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но внешне. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

— обработка практических и методических материалов, обобщение материалов проекта, анализ проведенной работы.

                                  План реализации проекта

Этапы Сроки
1 этап:

Организационный

1.Определение темы проекта.

2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

3.Разработка плана реализации проекта.

Сентябрь
1.Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративные материалы, дидактические игры.  

2.Подготовка развивающей предметно-пространственной среды.

3. Разработка перспективного плана рабы с детьми.

Октябрь
2 этап:

Практический

1. Проведение логопедических занятий с использование элементов сенсорной интеграции.

2.  Консультация для педагогов «Значение метода сенсорная интеграция в речевом развитии детей».

3. Консультация для родителей «Что такое сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика?

Ноябрь
1. Проведение логопедических занятий с использование элементов сенсорной интеграции.

2. Оформление информационного — стенда «Сухой бассейн» как средство формирования у дошкольников речевых навыков и умений».

3. Консультация для родителей «Логосенсорная интеграция при развитие речевого дыхания» 

Декабрь
1. Проведение логопедических занятий с использование элементов сенсорной интеграции.

2. Оформление информационного — стенда «Сухой бассейн» как средство формирования у дошкольников речевых навыков и умений»

3. Консультация для родителей «Развитие активного и пассивного словаря посредством использования элементов сенсорной интеграции» 

Январь
1. Проведение логопедических занятий с использование элементов сенсорной интеграции.

2. Консультация для родителей «Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх»

Февраль
1. Проведение логопедических занятий с использование элементов сенсорной интеграции.

2. Консультация для родителей «Использование логосенсорной интеграции при формировании навыков грамматического оформления высказывания 

Март
1. Проведение логопедических занятий с использование элементов сенсорной интеграции.

2. Оформление информационного – стенда «Использование логосенсорной интеграции при формировании и развитии связной речи от фразы до развернутого высказывания»

Апрель
3 этап:

Заключительный

1. Диагностика детей.

2. Анализ результатов проектной деятельности.

3. Отчет о реализации проекта на педсовете.

Май

Реализация проекта осуществляется через:

— непосредственную образовательную деятельность;

— совместную деятельность педагогов и детей;

— работу учителя-логопеда с родителями;

— создание предметно-развивающей среды;

— совместную свободную деятельность детей и родителей.

Трансляция проекта:

— на педсовете в ДОУ; 

— на родительском собрании;

— выступление на заседании РМО логопедов;

— интернет сайтах (например «maam.ru»,» Грамотейно», «Рассударики»);

— на сайте МАДОУ № 3. 

Для реализации проекта понадобятся следующие ресурсы: 

  1. Кадровые: старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, родители, педагог-психолог.
  2. Нормативно-правовые: ФГОС ДО, конвенция о правах ребенка ООН, Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. Материально-техническое обеспечение: различные стимульные материалы, направленные на развитие основных видов восприятия: тактильного, зрительного, слухового, обонятельного и вкусового.  
  4. Информационные: программы и технологии, материалы из интернета.

Игры сенсорной интеграции при аутизме

Игра «Цирковые слоники»

Набор разноцветных и разноразмерных элементов (слоников). Элементы можно укладывать в различных вариациях, что позволяет ребенку:

  • освоить понятия размера, цвета, симметрии, равновесия;
  • улучшить моторику;
  • получить базовые навыки устного счета.

Игра отлично стимулирует зрительные и тактильные ощущения, а количество ее вариаций безгранично и зависит лишь от фантазии учителя и целей занятий.

Шнуровка-кубики «Веселые картинки»

Игра для развития мелкой моторики, прекрасно подходящая малышам с гиперчувствительностью. Деревянные элементы имеют нейтральную расцветку и неярко выраженную текстуру. «Веселые картинки» относятся к наиболее эффективным играм для улучшения когнитивной функции у детей-аутистов. При помощи игры у ребенка развивается способность к ориентированию в пространстве, навыки шнурования, улучшается глазомер, возрастает концентрация внимания.

Определение

Изучением сенсорного развития детей занимались многие ученые-исследователи такие, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. П. Вайзман, У. Кислинг и другие известные личности. Все они пришли к выводу, что органы чувств необходимы для нормального взаимодействия с окружающим миром, речевого развития и моторной сферы.

Автор данной концепции, Джин Айрес, характеризовал его как анализ полученных ощущений от органов чувств для дальнейшего их применения. Если процесс протекает нормально, то мозг может использовать полученную информацию для формирования модели поведения и восприятия окружающего мира.

Л. С. Выготский можно считать одним из основоположников использования интеграции в обучении. Он полагал, что необходимо задействовать сохранные процессы и активировать компенсаторные возможности.

У. Кислинг считает, что делать акцент на развитии одного только вида чувствительности нельзя. Терапия должна быть комплексной, чтобы человек мог реагировать на внешние и внутренние раздражители адекватно.

Сенсорная интеграция – это основа для дальнейшего успешного овладения более сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.

В психологии данное понятие рассматривают в двух аспектах:

  • первый связан с ее значением в жизнедеятельности человека. Это важный неврологический процесс, позволяющий правильно ощущать свое тело в пространстве и дает возможность управлять действиями. Сенсорная интеграция способствует целостному восприятию;
  • второй аспект связан с терапией, цель которой обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.

Поэтому специалист должен знать не только закономерности психологического развития, но и особенности работы сенсорной и нервной систем. Только тогда можно составить эффективную программу для комплексной терапии.

Оборудование для сенсорной интеграции при аутизме

Цветная панель для развития

Всемирно известное коррекционное оборудование, рекомендуемое психологами, специализирующимися на коррекции аутизма. Принцип действия панели основан на стимулировании зрительной и слуховой систем. Программа состоит из игр, основанных на поиске соответствий. Игры сопровождаются умиротворяющей музыкой, а экран панели покрыт матовым стеклом без раздражающих бликов.

Утяжеленное сенсорное одеяло

Одеяло, утяжеленное мешочками с пластиковыми гранулами, рекомендовано детям и взрослым с сенсорной гипореактивностью (сниженной чувствительностью). Благодаря утяжелению, одеяло обеспечивает ощущение защищенности и комфорта, способствуя быстрому засыпанию и крепкому сну. Некоторые утяжеленные одеяла состоят из нескольких фрагментов, которые можно носить в качестве поясов, шарфов, накидок, наколенников.

Успокаивающий вибрирующий карандаш

Карандаш, оснащенный вибрационным механизмом, помогающим удержать внимание ребенка на занятии по рисованию или правописанию. Прекрасно подходит для гипочувствительных аутистов

Использование карандаша способствует улучшению концентрации мышечной памяти и способности сосредотачиваться, повышает скорость письма и гибкость кисти руки, тренирует силу нажима.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

Комментарий эксперта

Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.

Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Как проходит занятие?

Прежде чем приступить к занятиям, специалист оценивает готовность ребенка к школе и проводит диагностику в рамках установленного диагноза.

На занятии ребенок овладевает следующими навыками:

  • мелкая и крупная моторика;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие особых свойств предметов — развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
  • развитие слухового восприятия;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Мелкая и крупная моторика — это броски в цель, развитие и координация движений кисти рук и пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание бус, завязывание узелков, обводка, штриховка по трафарету.

Тактильно-двигательное восприятие — дети на ощупь определяют объемные фигуры и предметы, занимаются с пластилином, тестом. Играют с крупной мозаикой. Используются контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Ребенок различает и сравнивает предметы по весу (тяжелый — легкий).

Кинестетическое и кинетическое развитие — формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.

Восприятие формы, величины, цвета — ребенок учится различать форму, узнавать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и их изображения по форме по показу, сравнивать два предмета контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Малыша учат различать основные цвета и составлять целое из частей на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия — это обследование предметов, дифференцированное зрительное восприятие двух объектов: ребенка учат находить отличительные и общие признаки. В предъявленном ряду предметов нужно определять изменения, находить лишнюю игрушку, картинку.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) — работа с контрастными температурными ощущениями (холодный — горячий), различением вкусов (кислый, сладкий, горький, соленый), запахов (приятный и неприятный). Ребенок учится различать и сравнивать предметы по весу (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия — малыша учат различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальные звуки. Специалист дает задание на различение речевых и неречевых звуков и подражание им.

Восприятие пространства — это ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) части тела; определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Малыш должен научиться двигаться в пространстве в заданном направлении (вперед, назад, в стороны), ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Есть задания на пространственную ориентировку на листе бумаги.

Восприятие времени — специалист проговаривает с ребенком такие следующие понятия: сутки, части суток, последовательность событий (смена времени суток); вчера, сегодня, завтра; дни недели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector