Почему буддизм

Доступность для всех

Будда, такой же человек, как и мы, увидел, как всё существует на самом деле, поборол все свои недостатки и раскрыл свой подлинный потенциал. В буддизме это называется просветлением . Будда не мог просто устранить все наши проблемы взмахом руки. Он показал путь, которому можно следовать, если мы хотим освободиться от проблем и развить благие качества своего ума – любовь, сострадание, щедрость, мудрость и многие другие.

Инструкции о развитии этих качеств доступны всем, вне зависимости от культуры или религии. Буддизм не подразумевает веры в Бога или богов: он лишь просит нас изучать наставления, как если бы мы покупали действительно ценный предмет. Так мы подходим к сути учения Будды – этике, состраданию и мудрости. Мы осознанно воздерживаемся от вредных действий и активно совершаем позитивные, которые приносят пользу и нам самим, и окружающим. Это приводит только к одному результату, равно желанному для всех нас, – к счастью и благополучию.

Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Зачем изучать буддизм?» 
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Будда — учитель

Другими знаменитыми учениками, занимающими большое место в ранних летописях буддизма, были: Упали, читавший текст Винайи на первом соборе после смерти Будды; Кашьяпа, председатель собора, влиятельный буддист того времени (рассказывают, что сожжение тела Будды было отсрочено до его прихода), и Ананда, двоюродный брат Будды и любимый ученик, который нежно любил Будду, заботился о нем и был ближе всех к нему в момент его смерти.

Тысячами вступали люди в ученики Будды. Целый ряд учителей-брахманов обратился в буддизм. Когда Будда посетил двор отца через двенадцать лет после того, как он его оставил, он сделал это только для того, чтобы обратить в свое учение отца и мать, жену и сына. Многие стали его мирскими учениками; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.

Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, он понял, что приближается время для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны, он потратил последние часы жизни на советы и наставления Ананде и собравшимся монахам.

Субхандра, странствующий аскет, слушал его учение в последние мгновения и был последним учеником, обращенным самим Буддой. Будда попросил учеников высказать свои сомнения и затруднения, с тем чтобы он мог устранить их. Они хранили молчание. Тогда Благословенный обратился к братиям: «А ныне, братья, я прощаюсь с вами — все составные части бытия преходящи; прилежно трудитесь ради вашего спасения». Передают, что он умер в возрасте восьмидесяти лет. Великий Будда навсегда олицетворяет душу Востока с ее напряженным спокойствием, мечтательным благородством, тихим покоем и глубокой любовью. Будда известен под несколькими именами, в том числе Шакьямуни — мудрец из Шакьев и Татхагата — достигший истины.

Если нирваны достигают и пользуются ею при жизни, то паринирвана могла быть достигнута только после смерти, с распадом телесной жизни.

Согласно «Федону» Платона, философия есть размышление о смерти. Ср. у Марка Аврелия: «Все в конечном счете превращается в зловоние и отбросы… Все вещи одинаковы — близкие, уходящие, сгнившие… Вдруг нас всех покроет земля; потом, в свою очередь, и земля переменится; потом переменится то, что вышло в результате изменения, потом результат результата, и так до бесконечности. Волны перемен и изменений катятся медленно, и тот, кто подумает о них, почувствует презрение ко всему смертному».

Упоминаемые здесь факты могут считаться достоверными. В «Лалитавистаре» и в джатаках имеются другие, в большей или меньшей степени легендарные события. Если мы вспомним, что буддистские сочинения, рассказывающие о жизни Будды, написаны спустя 200 лет после событий, о которых они повествуют, нас не удивит, что в них содержится много легендарного в сочетании с рассказами, в значительной мере достоверными. Богатое воображение его последователей украсило историю его жизни бесчисленными легендами. Эти последние говорят не столько о подлинной жизни учителя, сколько о том, как он трогал сердца и поражал воображение людей.

Хотя мы готовы допустить, что значительная часть народных рассказов о Будде носит легендарный характер, мы с меньшей готовностью можем принять новейшую точку зрения, что они все представляют собой легенду. Мы имеем в виду теорию, выдвинутую Сенаром и развиваемую рядом других ученых, утверждающих, что вся история Будды — простой миф, добавленный уже впоследствии к религии, развивавшейся естественным путем. Сенар утверждает, что рассказ о Будде — солнечный миф, переплетенный со многими другими разнородными тенденциями. Мы не можем принять эту гипотезу. События, излагаемые в рассказе о Будде, естественны и принадлежат подлинной традиции. У нас есть данные относительно раннего существования буддистских книг. Буддистскую религию нельзя понять, если не смотреть на нее как на произведение подлинного гения, духовный пыл которого оказывал на людей непреодолимое обаяние. Даже Сенар признает Будду как проповедника, но полагает, что в его биографию вплетен солнечный миф. Однако главные события жизни Будды не могут быть мифическими.

31 июля 2020 в 12:22

Чаттопадхьяя Дебипрасад

Мужское и женское просветление

В общем Дакиня – это элемент, который воодушевляет мир. У различных типов девушек разные виды мудрости. В этой религии определено 5 разновидностей:

  1. Женщина, показывающая все богатство мира.
  2. Девушка способная сделать разум мужчины ясным как зеркало.
  3. Делает мужчину проницательным.
  4. Может дать опыт.
  5. Дающая мужчине способность видеть все по отдельности.

Херука – это мужское просветление. Это радость, появляющаяся вследствие овладения пространством, а именно – девушкой. Это активность, выступающая обратной стороной медали мудрости. Херука – человек, который «пьет кровь», название злых божеств, которые просветлены в буддизме. По внешнему виду Херуку описывают так:

  • 3 головы;
  • фиолетовое тело;
  • 4 ноги;
  • 6 рук;
  • зубы как медь;
  • волосы желто-красные.

Соединение мужчины и женщины в Просветлении также подразумевает сексуальные взаимоотношение. Секс подчиняется принципам кармы. Если люди используют свое тело, чтобы приносить удовольствие остальным, они создают для себя хорошую карму. Сексуальные отношения – способ выражения любви к другому, а тело является инструментом, чтобы принести счастье. Сексуальное влечение в этом случае рассмотрено в качестве энергии. Можно подавлять чувства и этим с насилием обращаться с собственной энергией.

Есть только одно, что Будда запрещает – заниматься сексом со своими родными, поскольку это может разрушить генофонд. Но секс рассмотрен только как ступенька к поиску любви. Он требуется чтобы сделать себя и остальных счастливыми. Только лишь секса недостаточно. Нужно чтобы люди полюбили друг друга.

Упадок буддизма в Индии

Популярность раннего буддизма основывалась на поддержке со стороны местных буддистских правителей Магадхи, Косалы, кушанских императоров и императоров Палы. Как только правители перестали симпатизировать буддистам, начался упадок этого учения. Некоторые индийские правители использовали буддизм для оправдания своих военных замыслов, что также скомпрометировало учение.

После падения в XII веке последнего поддерживавшего буддизм императора из династии Пала состояние ещё более ухудшилось. Продолжился упадок с приходом мусульманских завоевателей, уничтожавших монастыри и попыток распространения ислама в данном регионе.

Влияние индуизма

Индуизм оказался более «понятным и приемлемым путём для простых верующих» Индии, чем буддизм.

В период между до н. э. и н. э. видно увеличение количества индуистов за счёт буддистов.

Вторжение белых гуннов

Китайские учителя, отправлявшиеся в Индию в V—VIII веках — Фасянь, Сюаньцзан, Ицзин, Хуйшэнь, Сун Юнь, — пишут об упадке буддийской сангхи, особенно во времена вторжения белых гуннов.

Тюркские мусульманские завоеватели

Мусульманские завоеватели на Индийском полуострове были первыми великими иконоборцами, вторгшимися в Южную Азию. В результате случайных единичных нападений на индуистские храмы, они нанесли незначительный урон индуистским святыням, но буддисты пострадали, так как набеги разрушили ступы почти по всей территории Северной Индии. Нужно также отметить, что буддистские храмы в Индии были бедны и полагались на покровительство правителей и торговцев.

В XII веке, когда мусульмане начали вторжение в Индию боем под Гуридом, многие монастыри переживали суровые времена. Считается, что монастыри со временем отошли от повседневной жизни Индии и что индийский буддизм не имел ритуалов и священников. Рядовые индийцы же для отправления ритуалов обращались к брахманам.

Примечания

  1. . Дата обращения 22 ноября 2011.
  2. K. Ramakrishna Rao. // Consciousness Studies: Cross-Cultural Perspectives. — reprint. — McFarland, 2005. — P. 232-256. — 376 p. — ISBN 978-0786422784.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 ноября 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 ноября 2011.
  5. Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2000). A Comprehensive Manual of Abhidhamma: The Abhidhammattha Sangaha of Ācariya Anuruddha. Seattle, WA: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9. pp. 3-4.
  6. Begley, Sharon (2007). Train Your Mind, Change Your Brain: How a New Science Reveals Our Extraordinary Potential to Transform Ourselves. Ballantine Books. ISBN 978-1-4000-6390-1.
  7. Davidson, Richard J. & Anne Harrington (eds.) (2002). Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. NY: Oxford University Press. ISBN 0-19-513043-X.
  8. Goleman, Daniel (ed.) (1997). Healing Emotions: Conversations With the Dalai Lama on Mindfulness, Emotions, and Health. Boston: Shambhala Publications. ISBN 1-57062-212-4.
  9. Harrington, Anne & Arthur Zajonc (2006). The Dalai Lama at MIT. Harvard University Press. ISBN 0674023196.
  10. Hayward, Jeremy W. & Francisco J. Varela (eds.) (1992, 2001). Gentle Bridges: Conversations with the Dalai Lama on the Sciences of Mind. Boston: Shambhala Publications. ISBN 1-57062-893-9.
  11. Houshmand, Zara, Robert B. Livingston & B. Alan Wallace (eds.) (1999). Consciousness at the Crossroads: Conversations with the Dalai Lama on Brain Science and Buddhism. Ithica: Snow Lion Publications. ISBN 1-55939-127-8.
  12. Varela, Francisco J. (ed.) (1997). Sleeping, Dreaming, and Dying: An Exploration of Consciousness with the Dalai Lama. Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-123-8.
  13. Zajonc, Arthur (ed.) with Zara Houshmand (2004). The New Physics and Cosmology: Dialogues with the Dalai Lama. NY: Oxford University Press. ISBN 0-19-515994-2.

Особенности кухни

Прием пищи четко не определяется — каждый человек употребляет еду в силу уровня развития, отношения к окружающему миру и особенностей взаимоотношения с ним. Как таковых пищевых запретов нет. Что относительно наставлений непосредственно Гаутамы касательно питания, то точного мнения также не существует.

Определенные ученики убеждены, он порицал мясоедение. Иные люди, наоборот, считают, что он каких-то точных наставлений касательно мяса не давал. Будда оставил это на личное убеждение каждого человека. Также существует мнение, что он предупреждал последователей, что через время могут прийти лжеучителя, они будут проповедовать о том, что Будда оправдывал мясоедение, однако в действительности прием употребления в пищу мяса он не поддерживает.

Потому утверждать о каких-то ограничениях в этой религии невозможно, так как различные организации придерживаются разных мнений. Например, существуют последователи, считающие поедание мяса нормальным, и даже заверяют, что это является формой служения живым существам, поскольку поедая этот продукт, а затем, совершая разные обряды, они помогают животным перевоплотиться.

Это странная позиция, но невозможно утверждать что эти приверженцы религии по-своему неправы. Если буддист употребляет мясо животных, то с учетом утверждения Будды погибший зверь должен в дальнейшей жизни переродиться человеком и также начать верить в буддизм.

Однако сторонники этих принципов умалчивают об одном незначительном нюансе: в кого затем переродится ученик, съевший мясо животного? Естественно, этот человек поменяется в этого животного. Про это сторонники этого принципа предпочитают молчать.

Символы буддизма

Цветок лотоса

Один из символов буддизма, он означает духовную чистоту и связан с появлением Будды. Легенда гласит, что за каждым из первых шагов маленького Будды распустились цветы лотоса.

Толстый Будда

Другим распространённым символом буддизма в России является образ толстого Будды, всего в золоте, чтобы указать на процветание. Этот образ не соответствует фигуре Сиддхартхи, который не был толстым. Для происхождения этого изображения нет ни единой подтверждённой версии, но самая знаменитая, примерно такова: что это был один из монахов, учеников Будды, который в конечном итоге, стал прообразом изобилию.

Усиление буддизма в Индии

Ашока и Империя Маурьев

Северные ворота в великую ступу в Санчи.

Империя Маурьев достигла пика своего процветания во времена правления императора Ашоки, который обратился в буддизм после битвы при Калинге. Император-буддист обеспечил долгий период стабильности в своём государстве. Империя посылала монахов в другие страны для пропаганды буддизма. Посол Греции Мегастенес описывал богатство столицы империи Маурьев. Ступы, колонны и другие памятники той эпохи остались в Санчи, Сарнатхе и Матуре.

Император Ашока Великий (304 г до н. э. — 232 г до н. э.) был правителем империи Маурьев с 273 г до н. э. до 232 г до н. э.

Новообращённый мир во времена Ашоки (260—218 г до н. э.), в соответствии с его приказом

Ашока стал править наибольшим по территории индийским государством после ряда удачных военных кампаний. Царство императора Ашоки простиралось от Южной Азии и дальше, от современного Афганистана и части Ирана на западе, до Бенгала и Ассама на востоке, а на юге до Мисоре.

Если верить легендам, то император Ашока чудом победил в Калингском сражении, после которого и принял буддизм. Его наставниками были Радхасвами и Манджушри. Ашока возвёл памятники, посвящённые разным событиям жизни Сиддхартхи Гаутамы, и способствовал не только сохранению, но и распространению буддизма. Он пользовался своим положением для распространения относительно новой философии буддизма во многих странах, даже таких далеких как Рим и Египет.

Бактриана, племена саков и Индийская парфия

Столицей Менандера I, одного из известных императоров-буддистов, сначала была Таксила, а затем Сагала (Сиалкот). В книге Милинда Панха описаны его беседы с великими буддистскими философами того времени.

Буддистские божества Панчала (слева) и Харити (справа), III век до н. э., Такт-и-Вахи, Гандхара, Британский музей

В 90 г. до н. э. парфяне захватили восточный Иран и около 50 г. до н. э. взяли территории Афганистана под полный контроль Греции. Около 7 г. н. э. была захвачена Гандхара. Парфяне привнесли в Гандхару греческие традиции. Первые элементы гандхарского греко-буддистского искусства датируются 50 г. до н. э. — 75 г. н. э.

Кушанское царство

Кушанское царство в правление императора Канишки было известно как Гандхара. Канишка поощрял буддизм. Буддистское искусство распространялось за пределы Гандхары в другие части Азии. Во время правления этого императора Будду впервые стали изображать как человека. В Гандхаре расцвёл махаянский буддизм.

Памятование в течение дня

В течение дня мы стараемся поддерживать осознанность в отношении своих действий, слов, мыслей и чувств. В частности, мы замечаем, не закрадываются ли в наше сердце беспокоящие эмоции, такие как гнев, жадность, зависть, ревность, высокомерие и другие. Если мы действуем эгоистично, нечутко, с жалостью к себе или исходя из предвзятых суждений, то отслеживаем это. На более тонком уровне мы стремимся осознавать, не сочиняем ли мы нелепых историй – про себя, про других, о ситуациях в целом. Мы внимательны к тем моментам, когда начинаем воображать, будто длинная очередь никогда не закончится или что никто не сможет нас полюбить, – когда мы чувствуем себя бедными и несчастными.

Заметив, что под влиянием этих проблематичных эмоций мы импульсивно действуем, говорим или у нас появляются навязчивые мысли, мы практикуем другой уровень осознанности. Прежде всего, мы стараемся остановиться ещё перед тем, как сделать или сказать то, о чём мы потом пожалеем. Если мы уже что-то сделали, то немедленно останавливаемся, пока не сделали или не сказали чего-нибудь похуже. То же самое и когда мы обнаруживаем себя в круговороте негативного мышления. Мы вспоминаем о «противоядиях», помогающих успокоить ум и устранить этот ментальный и эмоциональный дисбаланс, и применяем эти техники, пока к нам не вернётся эмоциональное равновесие.

Пример, который будет понятен почти каждому: на работе или дома кто-нибудь критикует нас или делает то, что нас действительно раздражает.

  1. Мы вспоминаем, что, если накричим на него, это не поможет, и стараемся успокоиться, сосредотачиваясь на дыхании, как во время утренней медитации.
  2. Вспоминаем, что каждый хочет быть счастливым и не хочет быть несчастным, но большинство людей, заблуждаясь, совершают действия, которые только приносят больше проблем.
  3. Желаем человеку, который вывел нас из себя, быть счастливым и обладать причинами счастья.
  4. Если человек восприимчив к нашему совету, указываем на нежелательные последствия его действий.
  5. Если другой человек невосприимчив, мы молчим, относясь к произошедшему как к уроку терпения. Тем не менее, если мы в состоянии разрешить подобный конфликт, не нужно бездеятельно оставаться в стороне.

Если другие критикуют нас или пытаются с нами спорить, мы стараемся не следовать защитному инстинкту, критикуя в ответ, а сохраняем спокойствие. Лучше промолчать, а затем честно и объективно проверить, прав ли критикующий. Если критика справедлива, мы просим прощения и исправляем ошибку. Если человек сказал ерунду, мы просто забываем об этом как о чём-то несущественном

Однако когда это касается важного вопроса, можно сказать человеку, что его оценка была неверна, но только без малейшего намёка на агрессию

Каноны для семьи

Религиозные традиции помогают людям отыскать для себя главные направления для развития в большинстве аспектах жизни. Основными из них считаются взаимоотношения с противоположным полом. Объединение мужчины и девушки является взаимным дополнением. Главная задача такого соединения – открыть себя, усовершенствовать личные возможности.

На наивысшем уровне развития союза у людей появляется настоящая свобода, ее смысл заключается в наслаждении и богатстве любви. Именно в семье, в которой присутствует доверие, возникает любовь. В этом союзе у девушки появляется мудрость Будды. У молодого человека – активность Гаутама, которая выражается через тело мужчины.

Самое главное – открыться двум людям, позволить мудрости дать активность, чтобы дополнить друг друга. Только в этом случае может быть просветление. Это состояние абсолютного понимания сущности человека, это выход за пределы разума, во время которого эго растворяется, человек больше не чувствует себя исполнителем, пропадает иллюзия свободного изъявления воли. Что приводит к объединению с окружающим миром. Мозг становится свободным от отождествлений, теперь он чист.

Просветление, как утверждает Гаутама – это познание Единственного Пути, которое ведет к освобождению от страданий. Любые положительные эмоции, в частности любовь, это средство, чтобы обрести просветление. Дакини является женским принципом просветления, его факторами считаются мудрость, интуиция и пространство.

Базовое буддийское учение – четыре благородных истины

Самое базовое учение Будды известно как четыре благородных истины. Это четыре факта, истинность которых видят существа с высокой реализацией.

Первая благородная истина: истинные проблемы

Хотя в жизни много радостей, каждое существо, будь то крошечное насекомое, бездомный или миллиардер, сталкивается с проблемами. От рождения до самой смерти мы стареем, болеем и теряем близких. Мы испытываем разочарование и неудовлетворённость, не получаем желаемого и сталкиваемся с тем, чего не хотим.

Вторая благородная истина: истинные причины проблем

Наши проблемы возникают из сложного комплекса причин и следствий. Но Будда сказал, что конечная причина страданий – наше собственное неведение относительно реальности. Оно заключается в том, что наш ум проецирует то, что невозможно, на нас самих, на всех и всё вокруг.

Третья благородная истина: истинное прекращение проблем

Будда увидел, что от всех проблем можно избавиться, устранив их причину – наше неведение, и больше никогда не сталкиваться с ними снова.

Четвёртая благородная истина: истинный путь ума

Проблемы прекращаются, когда мы устраняем неведение с помощью правильного понимания реальности. Для этого нужно в полной мере осознать, что все мы взаимосвязаны и зависим друг от друга. На основе этого мы развиваем равную любовь ко всем живым существам. Устранив заблуждения о том, как существуем мы сами и другие, мы способны приносить пользу и себе, и другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector