Благовест, а не благовест. как на самом деле нужно произносить церковные термины

От двух до пяти

«Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис».

Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки.

Нужно так: «ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис».

Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского. А все потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение.

Монахи, и не только

Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап — послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения — О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше еще интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких-либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы — помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля.

Это может показаться невероятным, но такое ударение — факт. На каких-либо лояльных интернет-ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьезных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения — пОслушник (пОслушница). Слово дается как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать — работник, наследовать — наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас.

Церковнославянский язык современности: от революции до наших дней (Видео+текст)

Вероятно, ударение на О еще связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что-то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по-, не- (в словаре Даля также — пОслушничество).

Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр — слово «инок». Инок — монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos — одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ- — один.

Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением — инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет все-таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня.

А теперь о других церковнослужителях. Духовник — священник, принимающий исповедь, обязанный хранить ее тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог — духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п.). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».

Всех благ!

Благо, благой — это ключевые слова в христианстве, именно на них основываются многие религиозные термины, через них объясняется большинство церковных понятий. В самом слове «благо» уже очень часто встречается неправильное ударение: когда оно стоит во множественном числе, часто говорят «благА», «благАми», «благАх». На самом деле ударение здесь неподвижное, и во всех падежах и числах ударной сохраняется А в корне: блАга, блАге, блАгам, блАгах.

В христианской терминологии корень -благ- входит в состав некоторых сложных слов, и при этом иногда сохраняет ударение на А, а иногда теряет его.

БлАговест — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения, — означает «благая весть». Ключевой частью этого определения является слово «благая», именно поэтому ударение и падает на первый слог — блАговест, а не благовЕст, как говорят многие. БлАговест — звон особенный — начинается тремя редкими, медленными и протяжными ударами, после которых следуют более короткие мерные удары.

День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой блАговест широко
И всю Россию им одень!
(Ф. Тютчев)

Именно таким образом колокол блАговестит (ударение в глаголе тоже падает на первую А), и за это его прозвали — внимание! — благовЕстником, а в этом слове ударение уже перемещается на второй корень -вест-. Такое же ударение сохраняется и в названии праздника БлаговЕщение

Церковнославянский язык: слова для смыслов

Еще в одном слове с корнем -благ- с ударением часто возникают трудности — благостыня. Благостыня — милосердие, подарок, подаяние бедным, щедрость, благосклонность. Здесь как раз хочется «ударить» первую А, но делать этого не следует — ударение падает на Ы — благостЫня. Дело в том, что суффикс -ын-, с помощью которого образовано это слово, очень сильный, и он почти всегда берет ударение на себя: святыня, пустыня, гордыня, твердыня. И здесь он тоже проявил свою силу — благостЫня.

А теперь разберем проблему, уже не связанную с ударением: часто говорят «получить благословЛение», а не благословение. И, в принципе, понятно, почему хочется добавить эту Л: ведь слово образовано от глагола «благословить», который в несовершенном виде имеет форму «благословлять». Но «благословение» пишем и говорим без Л!

С «благими» словами есть множество пословиц, поговорок и популярных устойчивых выражений, которые тоже могут помочь запомнить сложные ударения:

БлАга цивилизации.

То и блАго, у кого есть кисель да брага.

Собственное блАго и дурак поймет.

На БлаговЕщенье дождь — родится рожь.

За неблагодарных Бог благодарит.

Тишь, да гладь, да Божья благодать.

Всех благ!

Предложения со словом благо

  • Она не играет в жизни, ничего не выигрывает и не проигрывает, никогда не выгадывает для себя, ни с кем не тягается, не борется за власть или за свое положение рядом с мужчиной, не завидует, не ревнует (хотя и имеет случай), просто боится потерять то благо любви, то духовное благосостояние, которое несет в себе ее душа.
  • Благо жизни такого человека в любви, как благо растения в свете, и потому, как ничем незакрытое, растение не может спрашивать и не спрашивает, в какую сторону ему расти, и хорош ли свет, не подождать ли ему другого, лучшего, а берет тот единый свет, который есть в мире, и тянется к нему, – так и отрекшийся от блага личности человек не рассуждает о том, что ему отдать из отнятого от других людей и каким любимым существам, и нет ли какой еще лучшей любви, чем та, которая заявляет требования, – а отдает себя, свое существование той любви, которая доступна ему и есть перед ним.
  • Так как Господь-солнце есть Божественная любовь и она есть само Божественное благо, то Божественное начало, исходящее от Господа и составляющее на небесах Его Божественность (divinum in coelo), называется для отличия Божественной истиной, хотя (в сущности) оно есть Божественное благо в соединении с Божественной истиной.
  • Так как Господь-солнце есть Божественная любовь и она есть самое Божественное благо, то Божественное начало, исходящее от Господа и составляющее на небесах его Божественность (divinuin in сoelо), называется для отличия Божественной истиной, хотя (в сущности) оно есть Божественное благо в соединении с Божественной истиной.

Церковная жизнь

Распорядок церковной жизни для непосвященных кажется чем-то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В Церкви существует свой режим питания, и называются приемы пищи трапезами. Основных трапез две — обеденная и вечерняя, причем вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза — единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин — вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.

Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает — он там есть точно. Но это не просфора — вот и подобрались к еще одному интересному слову.

ПросфорА — освященный хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения.

ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие!) имеет множество вариантов названий — просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня — женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание.

Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни — вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной

ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) — имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь

Заунывным каркомВ тишину болотЧерная глухаркаК всЕнощной зовет.(С. Есенин)

А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная — существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение. ВсенОщный — эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный.

Таким образом, мы получаем полный взрыв мозга: всЕнощная (существительное) = всенОщное (прилагательное) бдение — отказ ото сна в пользу молитвы в ночное время суток.

А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) — место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.

Вера + исповедь

Слово «вера» восходит к древнему корню, означающему «истинный, правдоподобный», но более близкое к современному пониманию определение дал Владимир Даль: вера — это отсутствие сомнения.

Слово «исповедь» произошло от греческого корня со значением «покаяние, признание». В современном понимании исповеди как церковного термина заложено раскрытие своих грехов перед Богом через священнослужителя. В родственных словах ударение разноместное, оно может оказаться где угодно: Исповедь, исповЕдовать, исповедАльня.

Нас больше всего интересует глагол «исповедать». Мы сложим два слова и посмотрим, что получится: вера + исповедать = вероисповедание.

И вот здесь как раз и кроется подвох — многие не могут правильно поставить ударение в получившемся слове. Очень популярная ошибка — вероисповедАние! Но делая ударение в этом слове, вспоминаем о глаголе и его ударении «без веры», и тогда все встает на свои места — вероисповЕдание (веру исповЕдать).

«Благо» (имя прилагательное)

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I Часть речи: имя прилагательное;
  • IIНачальная форма: благой — единственное число, мужской род, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:

    • А. Постоянные признаки:

      Разряд по значению: качественное

    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

именная часть сказуемого

Склонение имени прилагательного по падежам

Именительный падеж Какой?благой Какое?благое Какая?благая Какие?благие
Родительный падеж Какого?благого Какого?благого Какой?благой Каких?благих
Дательный падеж Какому?благому Какому?благому Какой?благой Каким?благим
Винительный падеж Какого? Какой?благой, благого Какого? Какое?благое Какую?благую Каких? Какие?благие, благих
Творительный падеж Каким?благим Каким?благим Какой?благою, благой Какими?благими
Предложный падеж О каком?благом О каком?благом О какой?благой О каких?благих

Краткая форма

Каков?благ Каково?благо Какова?блага Каковы?благи

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений, которые не являются живыми существами:

камень, земля, аквариум, стена и т. д.

Такие существительные отвечают на вопрос «что?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного.

К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:

море, трава, стол, красота, обучение и т. д.

Такие существительные пишутся со строчной буквы.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:

пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.

Отвечает на вопросы «кто? что?»

Отвечает на вопросы «кого? что?»

Качественными называются прилагательные, которые обозначают:

  • признаки предмета, воспринимаемые органами чувств (запах, вкус, цвет, звук, тактильные свойства, температура): ароматный, сладкий, сиреневый, громкий, шершавый, холодный;
  • внешние, возрастные, физиологические, интеллектуальные признаки людей и животных, а также черты характера: престарелый, молодой, хромой, добрый, хитрый, умный, заботливый;
  • размер, форму, вес, место расположения предметов: высокий, длинный, прямой, круглый, просторный, тяжёлый;
  • оценку говорящего: удобный, обидный, приятный.

Качественные прилагательные могут:

  • образовывать пары синонимов и антонимов: молодой — юный, длинный — короткий;
  • образовывать сравнительные степени: умный — умнее — умнейший;
  • образовывать краткие формы: заботливый — заботлив, приятный — приятен;
  • сочетаться с наречиями меры и степени: очень тесный, весьма умный, довольно молодой;
  • образовывать наречия с окончаниями на -о/-е/-и: красиво, обидно, блестяще, зверски.

Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и могут склоняться только по родам и числам, а по падежам не могут.

благо II

бла́го

Союз; неизменяемое.

Корень: -благо-.

МФА:

(файл)

  1. (указывает на благоприятствующую причину для чего-либо) тем более что; благодаря тому что ◆ Пускай вам не видно моей головы — // Я, благо, живу без изъяна! А. К. Толстой, «Канут» ◆ Гуляй, благо погода хорошая. ◆ Грибов насушили — благо лес рядом.
  1. раз, коль скоро, слава богу

См. благо I.

См. благо I.

Список переводов

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Болгарский

Ед. благо
Ед. об. благо
Ед. суб. благото
Мн. блага
Мн. сов. благата
Числ.
Зв.

бла́-го

Существительное, средний род, склонение 54.

Корень: —.

  1. благо (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

  • существительные: благовест, благодетел, благожелател, благородник, благослов, благотворител, благовидност, благовъзпитаност, благодарност, благодат, благодетелка, благодетелност, благозвучност, благонадеждност, благопристойност, благоприятност, благоразположеност, благородница, благородничка, благосклонност, благословия, благост, благотворителка, благотворителност, благоуханност, благочинност, благовещение, благоволение, благоволяване, благовоние, благовъзпитание, благоговеене, благоговение, благоденствие, благоденствуване, благодеяние, благодушие, благожелание, благозвучие, благонравие, благопожелаване, благопожелание, благополучие, благоприличие, благоприятствуване, благоразположане, благоразположение, благоразумие, благородие, благородничество, благородство, благославяне, благословение, благосъстояние, благоусмотрение, благоустройване, благоустройство, благоустрояване, благоутробие, благоухание, благочестие, блаженство, блаженствуване
  • прилагательные: благ, благоверен, благовиден, благовонен, благовременен, благовъзпитан, благоговеен, благодарен, благодарствен, благодатен, благодетелен, благодушен, благожелателен, благозвучен, благонадежден, благонамерен, благонравен, благообразен, благоомаен, благополучен, благоприличен, благопристоен, благоприятен, благоразположен, благоразумен, благороден, благороднически, благосклонен, благословен, благотворен, благотворителен, благоустроен, благоухаен, благоуханен, благочестив, благочинен, блажен, блаженопочиващ
  • глаголы: благоволя, благоволявам, благоговея, благодаря, благоденствувам, благопожелавам, благоприятствам, благоприятствувам, благославям, благословя, благоустройвам, благоустроя, благоустроявам, благоухая, блажа, блаженствам, блаженствувам
  • наречия: благовъзпитано, благоговейно, благодарение, благодатно, благодушно, благожелателно, благозвучно, благообразно, благополучно, благоприлично, благоприятно, благоразумно, благородно, благотворно, блажено

Евангелие от…

Одно из главных слов христианской тематики — Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но все-таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А — ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть».

Еще одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) — единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение». Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении — конец света.

Над этим островом какие выси,Какой туман!И АпокАлипсис был здесь написан,И умер Пан.(Н. Гумилев, «Стансы»)

Цитаты со словом благо

  • Едва ли есть на земле такое благо, которому не сопутствовало бы зло.Генри Филдинг, «История Тома Джонса»
  • Если знаешь, что для другого человека есть благо, а он не видит этого, надо попытаться открыть ему глаза. Последнее слово должно остаться за ним, но надо с ним говорить, с ним самим, а не за его спиной с кем-то другим.Бернхард Шлинк, «Чтец»
  • Обладай волны сознанием, они решили бы, что не стоят на месте, что у них есть цель, что они движутся вперед, работают на благо Моря, и наверняка развели бы философию, столь же недалекую, как их усердие.Эмиль Мишель Чоран, «Попытки забыться»
  • Только женщина — существо другого пола — может вызвать в душе высокий поэтический восторг, только женщина способна подарить самому закоренелому грешнику благо всепрощения, пусть минутное, но ни с чем не сравнимое благо.Ясунари Кавабата, «Тысячекрылый журавль»
  • Что за дикая эпоха: на благо человека стремится усовершенствовать анестезирующие средства для облегчения физических страданий, но параллельно с этим делает все возможное для усиления страданий моральных!Жорис-Карл Гюисманс, «Наоборот»

ПОЗИЦИОННЫЕ БЛАГА

Смотреть что такое «ПОЗИЦИОННЫЕ БЛАГА» в других словарях:

  • Экономические блага — В экономическо социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное… … Википедия

  • Общественные блага — Общественные блага блага, обладающие следующими признаками: признак неисключения практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага признак неконкурентности в потреблении потребление блага одним… … Википедия

  • Неполноценные блага — Неполноценные, малоценные или низшие блага в теории потребления товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода. С ростом дохода кривая спроса на такое благо сдвигается влево. Эластичность спроса по доходу неполноценных благ… … Википедия

  • Нормальные блага — блага, потребление которых возрастает или падает пропорционально к доходу потребителя. Эластичность спроса по доходу у нормального блага является положительной. Смотри также Эластичность спроса Типы экономических благ … Википедия

  • Даровые блага — Даровые или свободные блага блага, необходимость производства и распределения которых не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю. Примером даровых благ являются солнечный свет, воздух и т.п. Товар … Википедия

  • Комплементарные блага — (комплементы) это несколько товаров, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло. Товары считаются… … Википедия

  • Взаимозаменяемые блага — Субституты (от лат. substitutio замена) взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Товары считаются субститутами, если значение перекрестной эластичности больше нуля.… … Википедия

  • Взаимозаменяющие блага — Субституты (от лат. substitutio замена) взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Товары считаются субститутами, если значение перекрестной эластичности больше нуля.… … Википедия

  • Благо (экономика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Благо. Благо все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо социальном отношении под благом разумеется… … Википедия

  • Общественное благо — Общественные блага блага, обладающие следующими признаками: признак неисключения практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага признак неконкурентности в потреблении потребление блага одним человеком не… … Википедия

По образу и подобию

Образ, или икона, считается одним из главных феноменов православной культуры. Слово «икона» пришло из греческого языка, где означало картину, подобие, образ, изображение, а на Руси уже получило более конкретное значение — изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. А ряд однокоренных слов получается такой: иконостАс, икОнный, иконопИсец, иконопИсный, но Иконопись

Обратите внимание! В последнем слове ударение на первую И, и больше нигде эта И не «ударяется». Если раньше вы говорили икОнопись, срочно переучиваемся на Иконопись

Одной из самых древних икон на Руси является образ Божьей Матери «ЗнАмение». Эта новгородская икона написана в середине XII века. Отмечается день этой иконы 27 ноября (10 декабря по новому стилю), и, похоже, праздновать стали еще до явления ею чуда новгородцам в феврале 1170 года. А про чудо рассказывается следующее. При осаде города новгородцы решили принести на крепостную стену образ Богоматери, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из ее глаз заструились слезы, а на врагов напали ужас и смятение, из-за чего они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы не упустили момент, бросились в атаку и одержали победу. После этого икону стали называть «ЗнАмение».

Вы наверняка обратили внимание, что ударение в этом слове ставится на первый слог. Этимология «знАмения» изначально напрямую связана с глаголом «знать», и это может являться шпаргалкой для запоминания

А уже по Далю слово «знАмение» трактуется как знак, признак, примета, явление природы или чудо для знаменования, доказательства или предвещения чего-либо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector