Вопрос

Ответ

Нет, не вправе. Действие федеральных законов и иных норм права, а также обязанности физических и юридических лиц, органов публичной власти их исполнять не могут быть обусловлены достаточностью или недостаточностью финансовых ресурсов у субъектов права.

В случае недофинансирования или задержки финансирования органов местного самоуправления на исполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, понесшие ущерб в результате этого, а также прокуроры вправе оспорить действия (бездействие) органов государственной власти, ответственных за обеспечение органов местного самоуправления финансовыми средствами в установленном порядке.

В случае несоответствия объема субвенций местным бюджетам предусмотренных для финансирования исполнения отдельных государственных полномочий, реальным потребностям, ведущего к нарушениям прав конкретных граждан на получение гарантированных законом платежей, компенсаций, социальной помощи, медицинских услуг, бесплатных лекарств или иных видов льготного обслуживания, указанные граждане могут обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти в соответствии с положениями гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в ином судебном порядке. К настоящему моменту накоплена достаточно обширная, устоявшаяся судебная практика об удовлетворении исков органов местного самоуправления о возмещении им убытков в связи исполнением государственных полномочий, не обеспеченных достаточным финансированием (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № ВАС-10712/13 по делу № А28-9467/2012). При этом следует иметь в виду, что согласно отдельным правовым позициям, орган местного самоуправления должен сначала обратиться в соответствующий финансовый орган, и только в случае отказа в предоставлении недостающих средств обжаловать эти действия (бездействия) и требовать возмещения убытков (см., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2018 г. № Ф01-6054/2017 по делу № А79-10351/2015).

Норма ч. 3 ст. 20 Федерального закона 131-ФЗ не может быть основанием для неисполнения или отказа от исполнения закона, которым органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, поскольку она не освобождает органы местного самоуправления от гражданской ответственности, а должностных лиц органов местного самоуправления от административной, уголовной или гражданской ответственности в случае ее наступления в связи с неисполнением полномочий возложенных на них законом. Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ основанием для отказа от исполнения государственных полномочий является только признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 данного Федерального закона. В случае обращения граждан с жалобами на действия (бездействие) органов местного самоуправления по предоставлению каких-либо льгот (оказанию услуг), которые подлежат исполнению ими, но за счет средств вышестоящего бюджета, суды последовательно удовлетворяют такие иски.

Ответственность в указанной норме, по своей юридической природе скорее относится к позитивной ответственности (означающей оценку объема и качества исполнения полномочий в зависимости от наличных финансовых средств), чем к негативной ответственности, которая предполагает санкции в случае ее наступления.

Вместе с тем следует отметить, что правовое регулирование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями финансового обеспечения исполнения указанных полномочий нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействующими или недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества).

В практике еще очень мало судебных дел, возбужденных в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин этого — недостаточная осведомленность граждан и организаций — субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты своих нарушенных прав.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ГК РФ. Данная статья говорит о незаконных действиях (бездействии), под которыми понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Это могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению.

Признание актов органов местного самоуправления незаконными и недействительными осуществляется как общими, так и арбитражными судами.

Ответственность местных администраций по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу.

Если вред причиняется не в сфере муниципально-управленческих отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина местной администрации причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) или специальных (ст. 1079 ГК РФ) основаниях.

По ст. 1069 ГК РФ квалифицируются действия не любого работника органа местного самоуправления, а лишь его должностных лиц. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст. 1069 к ним предъявляться не могут. Должностные лица местного самоуправления несут в этих случаях уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность. При незаконных действиях в сфере гражданского оборота за причиненные ими убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст. 16 ГК РФ).

В ГК РФ определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в таких случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работниками при исполнении ими служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В отношении как муниципальных служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием незаконных действий (решений), суд определяет меру дисциплинарной ответственности, вплоть до представления об увольнении.

Если при рассмотрении гражданского дела либо жалобы на неправомерные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан или законные права и интересы юридических лиц, суд обнаружит в действиях должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору либо возбуждает уголовное дело.

Органы местного самоуправления

Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются:

  • Совет депутатов муниципального округа/городского округа/поселения — представительный орган местного самоуправления (до 1 июля 2012 года — Муниципальное собрание),
  • Администрация муниципального округа/городского округа/поселения — исполнительно-распорядительный орган (до 1 июля 2012 года — Муниципалитет),
  • другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Руководитель муниципального образования — глава муниципального округа, городского округа или поселения.

Структура органов местного самоуправления, а также наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Уставом города Москвы, законом «Об организации местного самоуправления…» и другими законами города Москвы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 г. : (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» : // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Жуковский А.И., Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ Учебник – М.: «ДИАЛОГ», 2006. – 175с.
  4. Латыпов, Р. Ф., Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе / Р. Ф. Латыпов, Л. Латыпова // Экономика и управление. – 2012. – №5. – с.14–19.
  5. Ханнанова, Т.Р. Государственные целевые программы в области развития государственных услуг в сфере здравоохранения в республике Башкортостан / Т. Р. Ханнанова, К.Т. Сагидуллина // Экономика и социум. – 2014. — № 2-4 (11). – с. 957 — 959.

Ответ

Федеральным законом № 131-ФЗ установлена обязанность главы муниципального образования, главы местной администрации, работающего по контракту, ежегодно отчитываться перед представительным органом муниципального образования (по аналогии с федеральным уровнем), предусматривается удаление главы муниципального образования в отставку.

В связи с этим одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета, данная два раза подряд (п. 3 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Возникновение просроченной задолженности муниципального образования по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, нецелевое использование субвенций, также могут служить основанием для удаления главы муниципального образования в отставку (п. 1 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ). При этом, как и в случае с оценкой ежегодного отчета, удаление главы муниципального образования в отставку по данному основанию предполагает содержательную оценку его деятельности, даваемую представительным органом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования должен установить наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ.

В отличие от перечисленных выше оснований, удаление главы муниципального образования в отставку за неисполнение обязанностей и полномочий (п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ) такой содержательной оценки не предусматривает. Для удаления главы муниципального образования в отставку по данному основанию значение имеет сам факт неисполнения им своих обязанностей. Ответственность главы муниципального образования по данному основанию возможна только при полном неисполнении им обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Поскольку, как отмечено выше, правовое значение имеет только полное неисполнение главой муниципального образования обязанностей и (или) полномочий, нет оснований говорить о каких-либо критериях такого неисполнения. Исчислять указанный период следует с момента, когда глава муниципального образования фактически прекратил исполнять свои полномочия (обязанности). При этом для наступления ответственности уклонение от исполнения обязанностей (полномочий) должно продолжаться не менее трех месяцев подряд. Факт неисполнения может быть зафиксирован обычными средствами, предусмотренными, например, ГПК РФ: показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами, аудио- и видеозаписями и т.п.

Возникновение оснований для удаления главы муниципального образования в отставку возможно только при наличии в решениях, действиях (бездействии) главы муниципального образования вины – умысла, легкомыслия или небрежности. Применительно к решению вопроса об удалении в отставку за неисполнение обязанностей (полномочий) это означает, что если глава муниципального образования временно (в том числе, и свыше трех месяцев) не исполняет свои полномочия по объективной, уважительной причине (например, по состоянию здоровья, в связи с временным отстранение от должности по решению суда), ответственность такого главы наступать не должна.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ » Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Российская газета от 8 октября 2003
  2. Часть первая Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М., 2010. С. 407.
  4. Гражданское право / под ред. М. М. Агаркова, Д. М. Генкина. М., 1999. Т. 1. С. 328.
  5. Поляков И. Н. Ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда. М., 2004. С. 9.
  6. Часть вторая Гражданского Кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14–ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. С. 410.

юридические науки

  • ,
  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ЗАКОН

В настоящее время Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением муниципального образования, и перед государством. Так же в ст. 76 этого же Федерального закона предусматривается ответственность, наступающая перед физическими и юридическими лицами. Как правило, возникновение подобного вида ответственности связывается с причинением ущерба имущественного или неимущественного характера, и носит характер гражданско-правовой ответственности.

8.1. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

В новой редакции
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами
местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и
ответственность этих органов за их неисполнение.

Юридическая
ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В
теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической
ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая,
дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды
ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду
отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и
т.п.

Согласно ст. 70
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» органы и должностные лица местного самоуправления в
соответствии с федеральными законами несут ответственность перед:

а)    населением
муниципального образования;

б)   государством;

в)   физическими и
юридическими лицами.

Такая иерархия
закрепления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность
ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как
формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской
Федерации. Население является основным субъектом прав местного самоуправления.
Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Виды
ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных
органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой
ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе
основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного
самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных
должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных
образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Население
муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных
органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации».

Предыдущая
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector