Оружие вестернов: из чего палили на диком западе
Содержание:
- 7.
- 1.
- 4.
- Немного истории[править]
- Шериф — гроза бандитов
- Каждый ковбой всегда на лошади
- Малыш Билли (1859–1881)
- Бутч Кэссиди (1866–1908) и Сандэнс Кид (1867–1908)
- Револьвер Smith & Wesson Second Model Schofield
- Непрощенный
- За пригоршню долларов
- Индейцы всегда снимают скальпы
- Типичные локации[править]
- Мода: джинсы и широкополые шляпы
- Револьвер Colt Single Action Army
- Ковбой — рубаха-парень, вооруженный до зубов
- Правосудие на Диком Западе
- Стой! Или моя мама будет стрелять
7.
Peacemaker
Наконец, в 1873 году компания Colt выпустила едва ли не свой самый успешный револьвер под названием M1873 Single Action Army. Куда чаще его узнают за «ироничным» прозвищем Peacemaker. Данное оружие смогло стать культовым еще при жизни. В наши дни у этого револьвера целые армии поклонников. Производились «Миротворцы» для гражданского рынка оружия вплоть до 1940 года. На вооружении армии США они стояли вплоть до 1892 года.
Первоначально револьвер был рассчитал под патрон .45 Long Colt. Весит оружие 1.048 кг. Длина – 318 мм. Энергия пули составляет 710-750 Дж.
Оружие и армия
17 июня, 2019
492 просмотра
1.
Colt Paterson
Один из последних пятизарядных револьверов «Кольт», производство которого началось в 1834 году. Оружие впускалось под калибр .28 дюйма. Первые образцы револьвера отличались низкой надежностью, а потому часто заклинивали и даже полностью выходили из строя. Процесс заряжания был малоудобным и откровенно небезопасным. Особого интереса к этому оружию со стороны армии США не было по понятным причинам. В итоге, мануфактура, которая выпускала Colt Paterson, разорилась из-за низкого спроса.
Интересный факт: револьвер Colt Paterson «принял активное участие» в грандиозном сражении на перевале Бандер, где столкнулись техасские рейнджеры и мексиканская армия.
Револьвер весил 1.2 кг и имел длину в 350 мм. Начальная скорость пули калибра .36 дюймов достигала 270 м/с.
4.
Colt Navy 1851
Данный револьвер примечателен в первую очередь тем, что в свое время был разработан специально для вооружения офицеров армии США. Выпускался револьвер с 1961 по 1973 год. В отличие от многих других моделей компании, данный револьвер активно шел на экспорт, в первую очередь в Великобританию
Современные эксперты считают Colt Navy одним из самых совершенных и что не менее важно – стильных капсульных револьверов своей эпохи
Интересный факт: в XIX веке можно было увидеть Colt Navy 1851 на вооружении не только США, но также Австро-Венгрии, Пруссии, Великобритании и даже Российской Империи.
Весил револьвер 1.2-1.3 кг. Полная длина составляла 330 мм. Основной калибр .36. Начальная скорость пули достигала 230 м/с.
Немного истории[править]
Вначале было слово был один из первых удачных самозарядных пистолетов, Colt M1900. Ну как удачных… Концептуально он однозначно опередил своё время, но, как и любой из пионеров, был откровенно сырым. Надёжность узла запирания с подвешенным на двух серьгах стволом однозначно оставляла желать лучшего. Ещё больше вопросов появилось по итогам испано-американской войны 1899—1902 годов, а точнее, боёв на Филиппинах. Регулярные испанские силы были довольно быстро разбиты, а вот партизанщина создала проблемы. В ходе столкновений на коротких дистанциях выяснилось, что вооруженный баронгом абориген в состоянии амока успевает добежать и рубануть янки, даже получив несколько пуль калибра .38 (9 мм). В 1904 г. была создана комиссия под председательством Томпсона и Ле Гарда, проведшая масштабные исследования опыта применения короткоствольного оружия. Довольно быстро пришли к выводу, что пули калибром менее .40 (10 мм) не гарантируют быстрой остановки противника. Калибр .45 (11,43 мм) был признан оптимальным для армейского короткоствола. В итоге в 1910 был проведён конкурс — пистолеты фирм «Кольт» (именно браунинговская конструкция) и «Сэведж». Как нетрудно догадаться, победил в конкурсе герой этой статьи. Браунинг вместо запирания снижением ствола на двух серьгах применил перекос ствола, оставив лишь одну серьгу. Решение оказалось настолько удачным, что столетие спустя применяется в большинстве современных пистолетов.
По итогам ПМВ М1911 был слегка модернизирован (с 1927 г. выпускается как М1911А1). В таком виде пистолет прошёл Вторую мировую, Корею, Вьетнам, кучу конфликтов в Латинской Америке и дотянул аж до «Бури в пустыне». Официально М1911А1 с 1985 г. заменён на М9 (пистолет «Беретта-92»), но в ряде подразделений корпуса морской пехоты стоит на вооружении до сих пор. Также до сих пор используется SWAT.
Оружейная компания Cabot Guns создала пистолеты из метеоритного железа!
Эксплуатантыправить
Проще сказать, кто этот пистолет в каком-либо виде не эксплуатировал, ибо круто и практично.
В США пистолет до сих пор состоит на вооружении некоторых силовых структур и остаётся одним из самых популярных на гражданском рынке. Ещё во время Первой мировой Кольт был принят на вооружение в Великобритании (как в родном калибре, так и в варианте под английский патрон .455 Webley Automatic), Норвегии (налажен выпуск по лицензии), Франции (как личное оружие танкистов), Российской Империи, Китае. Вторая мировая добавила в число активных эксплуатантов Канаду, СССР, Мексику, Польшу, Германию (про производство в Норвегии не забыли?), Японию (сперва использовали трофеи, а после поражения — закупали у американцев вплоть до конца 80-х). В любом из конфликтов послевоенного времени союзники США неизменно получали M1911 в качестве «братской помощи», а противники — пользовались трофеями, а то и налаживали выпуск нелицензионных копий.
Что до нашей страны: начиная с 1916 Кольты приобретались для вооружения РИА, причём пользовался популярностью и «английский» вариант в калибре .455; в ходе Гражданской войны ещё несколько тысяч пистолетов попали в страну, будучи приобретёнными представителями белого движения (плюс трофеи от английских и американских интервентов). В Красной армии пистолет пользовался заслуженным уважением и стал прототипом для советского ТТ. Во время Великой Отечественной войны по программе ленд-лиза в СССР было поставлено около 13 тысяч пистолетов — чаще всего они применялись в качестве личного оружия пилотами ВВС. Наиболее известным советским обладателем M1911 стала Людмила Павличенко — Кольт ей был подарен во время визита в США.
Шериф — гроза бандитов
Мы привыкли, что в каждом вестерне шерифа всегда изображают по-разному. То он продавшийся кому-то со стороны не очень доблестный законник, а бывает, что он становится единственной надеждой города на светлое будущее. И почему-то всегда считается главой города. Вообще, порядки в небольших городках устанавливали не власти, а частные охранные фирмы. Похоже на что-то вроде предшественника рэкета. Поэтому в таких населенных пунктах бандитов обитало больше, чем в крупных городах. И почти никогда шериф не вступал с ними в споры и борьбу, занимаясь регулированием и исполнением установленных законов среди горожан. «Глава» города боялся прений с опасными ребятами, так как те обычно угрожали в случае неповиновения убить не только блюстителя закона, но и всю его семью. И многие свои обещания исполняли. Потому-то беззаконие в дальних уголках Дикого Запада процветало.
Каждый ковбой всегда на лошади
И этот факт не соответствует реальности. Дело в том, что лошади-то особо им были не нужны. По большей части пастбища, где ковбой проводил почти все свое время, располагались в пешей доступности от ранчо, где он служил. Во-вторых, сами городки Дикого Запада были не особо большие — обойти их пешком, чтобы добраться до ближайшего бара, тоже не доставляло особых трудностей. И, опять же, вернемся к вопросу денег. Их у ковбоя не хватало, чтобы купить собственную лошадь. Поэтому он пользовался хозяйской, которая предоставлялась ему на время работы. Также мужчина мог взять ее в аренду у своего начальника, который только был рад заработать немного на своем же работнике. Ох уж эти нравы того времени…
Малыш Билли (1859–1881)
Настоящее имя Билли Кида — Генри Маккарти. Он рано потерял родителей и жил один, изредка появляясь у отчима и доставляя ему неприятности. После первого побега из тюрьмы, где Билли оказался за кражу, неродной отец выпроводил пасынка из дома. Маккарти при этом украл оружие и одежду. В возрасте 18 лет он стал убийцей, застрелив в потасовке кузнеца, который над ним потешался. Маккарти не зря называли Малышом, он был невысоким и субтильным, но внешность была обманчива — решительности и дерзости ему было не занимать. Тем более что в конфликтах Билли Кид всегда полагался на оружие. В 1877 году он стал ковбоем на ранчо английского предпринимателя Джона Танстелла. В 1878 году началась так называемая война в округе Линкольн — кровавый передел сфер экономического влияния в штате Нью-Мексико. Билли был активным участником конфликта, и слава о его «подвигах» докатилась до Нью-Йорка. Война закончилась в 1880 году, но Билли со своей бандой продолжали терроризировать Нью-Мексико. В конце того же года Шериф Пэт Гаррет поймал Маккарти и приговорил к повешению. За несколько дней до казни Малышу Билли удалось сбежать, убив двоих помощников шерифа. В июле 1881 года его застрелил все тот же Гарретт. Шериф стал виновником посмертной популярности Малыша Билли, так как написал его биографию. После смерти Маккарти пошли слухи о его сговоре с Гарреттом и о том, что Малыш жив и скрывается под очередным псевдонимом.
Бутч Кэссиди (1866–1908) и Сандэнс Кид (1867–1908)
Эти налетчики прославились на огромной территории — от Канады до Боливии. Настоящее имя Санденса Кида — Гарри Лонгбау, Бутча Кэссиди — Роберт Паркер. Оба получили первые сроки за конокрадство и после освобождения из тюрьмы сколотили банду, которая совершила больше всего ограблений банков и поездов. В 1901 году, когда на территории США невозможно было находиться из-за угрозы поимки, бандиты вместе с женой Кида — Эттой — отправились в Аргентину. До возвращения женщины в США в 1905 году бывшие налетчики вели мирную жизнь на ферме, но после ее отъезда взялись за старое, зарабатывая на жизнь грабежами. Теперь за их головами шла охота и в Южной Америке.
В 1908 году Кэссиди и Кид бежали через Чили в Боливию, где, по основной версии, их поймали и застрелили. Ходили слухи, что неуловимые преступники остались живы и сбежали. Проведенный в 1993 году ДНК-тест их останков только укрепил сомнения в официальной версии. Анализ установил, что на боливийском кладбище похоронены не Кэссиди и Кид. Образ налетчиков был романтизирован в кино. В 1969 году вышел самый кассовый в истории Голливуда вестерн «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид». Роль Кэссиди исполнил Пол Ньюман, Кида сыграл Роберт Рэтфорд. Фильм взял четыре «Оскара», «Золотой глобус», девять премий «Бафта», «Грэмми» и другие награды.
Револьвер Smith & Wesson Second Model Schofield
Армия США, в поисках замены устаревающих капсюльных револьверов времён Гражданской войны, конверсионных образцов и даже ранних шестизарядников Smith & Wesson выбрала улучшенную конструкцию с шарнирным механизмом, запущенную в обращение полковником Джорджем Шофилдом и выпускаемую компанией Smith & Wesson.
Короткий патрон .45 калибра, используемый в этой модели, также можно было применять в револьверах одинарного действия Кольта, а вот более длинный патрон Кольта к револьверу Шофилда уже не подходил. После снятия с вооружения армией, многие револьверы были проданы курьерским компаниям, среди которых была и фирма Wells Fargo.
Непрощенный
В конце 1970-х — начале 1980-х полумертвый жанр мог оживить Майкл Чимино со своими «Вратами рая». После успеха «Охотника на оленей» у режиссера был в Голливуде карт-бланш. Он снял эпичный вестерн, который ждали все. Фильм вчистую разорил студию и вошел в историю как один из самых провальных проектов в мире. Со временем его полностью переоценят, но в год выпуска он казался последним выстрелом в голову жанра.
И все-таки вестерн оказался способным выбраться из любой могилы. В 1987 году Кэтрин Бигелоу в своем дебютном фильме «Почти стемнело» на пару со сценаристом «Попутчика» Эриком Редом произвела эксперимент по скрещиванию жанров.
Но в основе оригинального и местами очень неприятного фильма — столкновение с бандитами и спасение девушки, то есть стигматы жанра. Финал предвещает счастливую семейную жизнь на ранчо. Вестерн менялся, оставаясь самим собой. Возможно, благодаря этому он и выжил.
Подоспели 1990-е с новым рождением и новым консерватизмом. В «Танцующих с волками» Кевина Костнера воскрешены тропы жанра: опять есть «хорошие» и «плохие», только индейцы стали «хорошими». Даже великий «Непрощенный» Клинта Иствуда продолжает традиции спагетти-вестернов с беспощадным антигероем, который кажется «хорошим» лишь на фоне тех, кто еще хуже:
В том самом аду должны встретиться почти все парни с оружием, бутылкой, покалеченной психикой и своим моральным кодексом: Раст Коул из «Настоящего детектива», Росомаха из «Логана», Пес из «Игры престолов»…
Герой ревизионистского вестерна стал главным культурным героем XXI века.
Не имеет значения, Техас ли вокруг, настоящее, прошлое или будущее, и видел ли персонаж хоть раз в жизни лошадь. Корабль капитана «Светлячка» в сериале Джосса Уидона летает в дальнем космосе, но говорящий на всеобщем китайском языке герой межгалактических войн — персонаж вестерна. Не потому, что стреляет, и каждая планета напоминает фронтир. Просто лишь персонаж вестерна может произнести на любом языке:
И еще одна вещь совершенно не важна — какого пола этот герой, пытающийся нести хоть какой-то человеческий закон туда, где танцуют волки.
За пригоршню долларов
Вышедшая в 1960-м «Великолепная семерка», где сверкал лысиной Юл Бриннер, еще продолжала традиции старого вестерна, но уже отличалась от него. Финал фильма ознаменован горой трупов всех мастей: стрелков, крестьян и бандитов, и хеппи-энд в нем ощутимо горчит.
«Человека, который застрелил Либерти Вэланса» снял Джон Форд в 1962 году. Идеалистичный законник (Джеймс Стюарт в одной из своих сильнейших ролей) прибывает в город, стонущий под подошвой бандита-отморозка (Ли Марвин во всей мощи отрицательной харизмы). В конце концов негодяя убивает местный фермер, которого сыграл Джон Уэйн, но вся слава по ошибке достается юристу. Он делает политическую карьеру, а ковбой умирает в безвестности. Конец. Где обязательная для вестерна справедливость? Умерла.
Эпитафию пропел золотой голос Америки — Джин Питни, чья композиция “The Man Who Shot Liberty Valance” поднялась на четвертое место в национальном хит-параде. Характерная слегка двусмысленная манера Питни, воспевающего подвиг «храбрейшего из всех», превратила кажущийся оптимизм песни в один из первых актов постиронии в мире.
Вестерн дрейфовал к реализму, и супергерой в нем (а бравый стрелок, безусловно, был таковым) сменялся антигероем. В 1965 году в фильме «Кэт Баллу» Ли Марвин сыграл первого ковбоя, способного на свершения, только когда напьется.
Индейцы всегда снимают скальпы
Еще одно распространенное устоявшееся утверждение. Но и здесь все тоже не так, как может показаться на первый взгляд. Чтоб ты знал, традиция снимать скальпы больше была присуща белым людям, нежели индейцам. Да, у краснокожих, конечно, существовал этот обряд, который относился к поклонению и задабриванию своих тотемных божеств. Но все развязали белые, пока индейцы тихо и мирно сидели себе по лесам, пожевывая пейот. Но в один момент началась их жестокая травля. И здесь шанс проявить себя выпал так называемым охотникам за головами. За каждого убитого индейца платили до 25 долларов. Согласись, неплохой способ заработать в то время, да и плата вполне приличная. Но чтобы доказать, что ты действительно убил краснокожего, необходимо было привезти его голову. Но так как это было слишком накладно, появилась традиция снимать скальп. Индейцы же просто иногда повторяли за белыми, как бы отплачивая обидчикам той же монетой.
Типичные локации[править]
Как-то так и жили
- Городок. Состоит из деревянных домиков и деревянных же тротуаров, иногда глинобитных. Имеет одну-две улицы; если их две, то одна из них главная.
- Главная улица. Здесь сводят друг с другом счёты стрелки и бандиты.
- Салун. Здесь стоит бармен, играет пианист, пляшут и зазывают клиентов танцовщицы и проститутки, пьют и гуляют ковбои, стрелки и бандиты. Одно из самых важных мест. В каждом вестерне обязательно должна присутствовать драка с разнесением салуна, иногда со стрельбой по бутылкам и пианистам.
- Виселица на главной площади городка.
- Кладбище. Канонически называется «Boot Hill» (поскольку покойники «умерли в сапогах», то есть в перестрелке или на виселице). Пополняется настолько быстро, что просто удивительно, как вообще на Диком Западе осталось какое-то население.
- Ранчо. Отсюда или сюда перегоняют скот ковбои. Является воплощением американской мечты — каждый ковбой мечтает завести своё собственное ранчо, но на деле вместо того чтобы копить на покупку ранчо, спускает все заработанные деньги на проституток, выпивку и азартные игры.
- Тюрьма. Из неё ещё никто не выходил — только сбегали.
- Шахта. Необъятная многоуровневая локация, которая разрабатывается много десятилетий. Вместилище бесхозных вагонеток и инструментов шахтёров. Содержит бессистемные лабиринты штолен и переходов, почти повсюду проложены рельсы, на которых можно устроить американские горки. Дикий Запад без единой шахты — это то же самое, что безалкогольное пиво.
- Железная дорога. Как правило, поезда служат декорацией либо для дерзких ограблений, либо для лихих погонь и перестрелок с прыжками по крышам вагонов. Также строительство железной дороги может быть драматическим сюжетом о приходе нового мира на смену чего-то старого-доброго (например, местных фермеров вынуждают продать их милое ранчо на снос).
- Мексиканская граница. Невидимая линия, за которую бегут бандиты и через которую лихо перепрыгивает кавалерия.
- Мексика. От Америки отличается глинобитными домами. А ещё там злые диктаторы, благородные революционеры и горячие сеньориты. Вместо долларов там в ходу песо, в салунах наливают не виски, а текилу. Гостей из Америки местные жители зовут «гринго». Герои, попавшие в Мексику, часто сталкиваются с языковым барьером.
Мода: джинсы и широкополые шляпы
Да, действительно, этот вид брюк, который разошелся по всему миру, появился на Америке, а на Диком Западе имел огромную популярность. Но это не значит, что в джинсах гоняли все поголовно — и стар, и млад. Ничего подобного. Вообще, выйти в город одетым в джинсы, показаться в них на людях считалось неприличным. Да, ковбои точно носили джинсы, но не все остальные горожане. Ведь этот вид одежды считался рабочим. Все равно как если ты пойдешь в ресторан, напялив треники и майку-алкашку. И насчет широкополых шляп тоже вранье. Точнее, они-то были распространены, но не так, как показано в нашем любимом кино. На тот момент в моде были немного другие вещи. Например, большая часть населения таскала шляпы-котелки. Широкополые шляпы тогда носили на своей голове немногие.
Револьвер Colt Single Action Army
Прямой потомок ранних капсюльных револьверов Сэмюэля Кольта, это оружие, известное под именами «модель 1873 года», «Миротворец», «Пограничный шестизарядник», и многими другими стало символом американского шестизарядного револьвера, и выпускалось в более 36 различных калибрах.
Прочное, надёжное личное оружие шерифов и фермеров, преступников и кавалеристов – револьвер одиночного действия Кольта .45 или .44-40 калибров был широко распространён как в армии, так и среди гражданских лиц. Даже сейчас эта конструкция широко используется стрелками в соревнованиях Cowboy Action по всей Америке.
Ковбой — рубаха-парень, вооруженный до зубов
Именно так нам рисуют этих ребят в каждом фильме. Но на деле все было совсем иначе. Давай разбираться по порядку. Во-первых, ковбой — это прежде всего обычный пастух, наемный рабочий, который впахивал на своего хозяина за гроши. И в его обязанности не входило колесить по всему Дикому Западу, наживая приключения на свою задницу. Он каждый божий день, пока не сядет солнце, пас скот, объезжал ранчо, чинил загоны и заборы, искал пропавших коров, если тем случалось убегать. В общем, ничего героического, что рисует нам Голливуд. И с оружием, кстати, возникали проблемы. В каждом вестерне у героев минимум два револьвера. Но у настоящих ковбоев денег едва бы хватило на один. Таскать оружие с собой было бессмысленно, так как на самом деле на Западе было спокойнее, чем в крупных городах. Взаимовыручка пастухов была огромной. Но если все-таки оружие носилось, то в случае перевозки скота на другое пастбище. И то, оно обычно выдавалось хозяином фермы, где трудился ковбой.
Правосудие на Диком Западе
Централизованной правоохранительной системы на Диком Западе (да и во всех США) тогда не существовало. Особняком всегда стояла служба маршалов, которые следили за исполнением федеральных законов, охраняли суды и государственные учреждения, обеспечивали выполнения судебных приговоров и конвоирование осужденных. Они же разыскивали федеральных преступников (и беглых рабов) — но заслужить такое звание было непросто, и немногие удостоились его за всю историю США. В то же время служба маршалов была малочисленна, и обеспечить порядок повсеместно не имела никакой возможности.
Основными борцами с преступностью были выборные шерифы. Каждый городок, округ и штат выбирал своих шерифов, которые сами назначали себе заместителей и помощников. Удивительно, но часто лучшими шерифами становились перековавшиеся (или не очень) преступники. От шерифа в то время требовалось немногое: быть смышленым, решительным и метко стрелять — всеми этими качествами в полной мере обладали и самые удачливые из нарушителей закона. Часто горожане рады были заполучить на шерифскую должность известного ганфайтера или убийцу, так как он мог лучше других навести порядок в городе и приструнить зарвавшихся ковбоев, которые частенько напивались и упражнялись в стрельбе по мирным жителям.
Англосаксонская система правосудия достаточно специфична для нашего понимания. Для того чтобы решить насущные задачи охраны здоровья и имущества граждан, а также поимки и обеспечения справедливого возмездия для преступников — шерифы широко привлекали добровольных помощников. Так называемых баунтихантеров или охотников за головами, которые за вознаграждение (его величина зависела от «послужного списка» негодяя) разыскивали преступников и приводили их к суду. Чаще всего приговор был уже вынесен заочно, и в объявлениях о розыске указывалось емкое «Dead or alive», что оставляло баунтихантерам богатый выбор — гнать связанную жертву своим ходом до ближайшего города или просто предъявить властям хладный труп, опознаваемый по характерным приметам. Знаменитое детективное агентство Пинкертона выросло именно из таких вот баунтихантеров, поставивших преследование преступников на поток и использовавших в своей деятельности самые современные технологии.
Иногда никаких шерифов, баунтихантеров или судей для наказания преступника не требовалось вовсе. На Диком Западе особенно популярными были «суды Линча». Когда вина преступника была очевидна, или же он был пойман с поличным, рассерженные горожане просто вздергивали его на ближайшем дереве — сплошная экономия средств. Часто при этом страдали невинные люди, а наиболее циничные и ушлые «судьи» заводили толпу и настраивали ее против своих конкурентов по бизнесу или простых обидчиков.
Несмотря на обилие грабителей, убийц и мошенников, наводнивших Дикий Запад, немногие из них добились какого бы то ни было значимого успеха, и дожили до преклонных лет. Мирные граждане были вооружены почти поголовно и не стеснялись пускать свое оружие в ход. Шерифы и слыхом не слыхивали о нынешней статье о «превышении служебных полномочий», а баунтихантеры не даром ели свой хлеб и наработали большой опыт в поимке преступников. Большая часть воров, убийц и разбойников бесславно закончила свои дни на виселице, и лишь единицы стали известными благодаря своим «подвигам». О самых интересных, на наш взгляд, историях из криминальной хроники Дикого Запада мы и предлагаем вам прочитать ниже.
Стой! Или моя мама будет стрелять
Говоря о женщине на Диком Западе, большинство представляют себе проститутку или в лучшем случае хорошенькую певичку, развлекающую ковбоев в салуне, как героиня пародийного советского вестерна «Человек с бульвара Капуцинов». Но стоит напомнить, что эта кукольная блондинка была вооружена, опасна для назойливых поклонников и могла постоять не только за себя, но и за своего интеллигентного жениха.
Сильная героиня в вестерне — вовсе не изобретение последнего времени.
Задолго до фем-трендов, в 1953 году, вышел мюзикл «Джейн-катастрофа», обыгравший образ участницы индейских войн и профессионального скаута Бедовой Джейн. Белокурый ангелочек Дорис Дэй носит мужскую одежду, любит выпить и стреляет лучше любого ковбоя. В красотку из большого города она, согласно замыслу создателей, влюбляется. Во времена кодекса Хейса это было тщательно спрятано между строк, и Джейн, к вящему успокоению публики, начинает носить дамские наряды и находит кавалера. В финале под ее свадебным платьем жених обнаруживает настораживающий пистолет, но он не мешает счастливой паре уехать в техниколорный закат.
Но уже в следующем году выходит «Джонни-гитара», где платья ничего не меняли.
Хозяйка таверны с темным прошлым, которую сыграла одна из главных сильных женщин Голливуда Джоан Кроуфорд, портит атмосферу в городке владелице ранчо, прежде заправлявшей умами недалекого мужского населения. Фильм недаром назвали «фрейдистским вестерном»: противостояние окрашено в тона лесбийской любви, и каждый мужчина подчиняется воле одной или другой «королевы улья».
Каждая эра вестерна отмечена яркими героинями, носившими смелое декольте, за которым они прятали кольт или хитрый план. Итальянская богиня Клаудиа Кардинале использовала мужчин для мести в «Однажды на Диком Западе». Кэтрин Росс сыграла подругу Кэссиди и Кида, загадочную Этту Плейс, бывшую равноправной напарницей знаменитых грабителей. Джейн Фонда в «Кэт Баллу» командовала бандой. Ширли Маклейн в «Двух мулах для сестры Сары» переиграла Клинта Иствуда и, хлопнув стакан виски, возглавила мексиканскую революцию. Это были плохие девчонки, но они запоминались лучше хороших: несмотря на десятилетия немногословных мужчин, вестерн постепенно обнаруживал свою феминистскую природу.
С 1990-х равноправие в вестернах перестало быть чем-то необычным, и платья отпали за ненадобностью, но в основном они лишь сменялись на пыльные плащи с мужского плеча. Хмурые и боевитые Линда Фиорентино в «Тропе отчаяния» и Шерон Стоун в «Быстром и мертвом» — это не Джейн берет ружье, а Клинт Иствуд, только девочка. В начале 2000-х двух знойных секс-бомб Пенелопу Крус и Сальму Хайек подрядили грабить дилижансы в «Бандитках», но вышла всё та же игра в переодевания. К фетишизму она, безусловно, отношение имела, к феминизму — нет.