Азов-гора
Содержание:
Интересные факты о горе
Вышеупомянутые изделия имеют ряд сходств. Например, многие из них изображают птиц, причем все они напоминают бляшки по своей форме. Не исключено, что изделия служили украшениями. На территории горы также было найдено кольцо с волком. Антропоморфные фигуры, судя по обнаруженному количеству изделий, скорее были редкостью.
Особый интерес для археологии представляет иткульская культура. Иткульские мастера пользовались уникальной для того времени выплавкой металла, позволявшей изготавливать различные фигурки. Для добывания огня они использовали овальную площадку и пряслице. Последнее представляет собой грузик, напоминающий по форме баранку. При добыче огня обязательно нужно было поделиться с богами жертвенной пищей. Так задабривали духов огня. Медные птицы, скорее всего, тоже ассоциировались с духами. Возможно, представители иткульской культуры верили в реинкарнацию. Основные комплексы выплавки изделий располагались рядом с Исетским озером и Северским заводом (гора Караульная).
Флора и фауна горы
Растительный мир местности очень богат. В основном он представлен лесостепью. Отметим, что территория Среднего Урала считается областью лесного ландшафта. Это хорошо можно проследить во время прохождения классическим маршрутом к горе Азов. Леса здесь распространены широко, они скрывают большинство вершин всей горной системы. Наиболее часто встречаются елово-пихтовые леса, относящиеся к южно-таежным. Если пойти в сторону юго-запада, можно наткнуться на широколиственные леса, разбавленные хвойными. В этих лесах произрастает много липы. Недалеко от горы растут березняки.
Фауна тоже богата, хотя около 200 лет назад, как считают ученые, она была гораздо разнообразнее. Причиной уменьшения видового разнообразия стала хозяйственная деятельность. Регулярная охота и вырубка лесов привели к массовой гибели животных. Большинство из них было вынуждено покинуть привычные места обитания и адаптироваться в других, что удалось далеко не многим. Деятельность человека привела к практически полному исчезновению такой птицы, как дрофа. Из здешних мест исчезли дикие лошади и сайгаки. Активная вырубка лесов способствовала переселению оленей, но открыла дорогу грызунам. Теперь на обезлесенных пространствах часто можно встретить хомяков и полевых мышей. Грызуны привлекли хищников. В лесах можно обнаружить:
- Соболей.
- Рысей.
- Росомах.
- Бурых медведей.
- Волков.
Они ведут охоту на копытных, зимой среди представителей фауны наиболее часто встречаются снегири. Как ни странно, но есть реальный шанс увидеть орла. В окрестностях водятся выдры, строящие плотины в речных долинах. Относительно редким обитателем здешних мест является марал.
История исследования и покорения вершины
В Свердловской области изучением территории Среднего Урала особенно отличился академик И. И. Лепехин. В 1769 году они прибыл вместе со своей экспедицией изучать районы Южного и Среднего Урала, что было обусловлено необходимостью развития промышленности. Лепехин подробно изучал горные породы, им были открыты месторождения медных руд.
Сама гора Азов тоже удостоилась большого внимания. Благодаря Бажову она особенно полюбилась уральским детям. Особую любовь его рассказ про девушку Азовку снискал у детей из поселка Полевской. Многие из них стремились покорить Азов, чтобы отыскать клад, описанный в рассказе Бажова. И некоторым из них это действительно удалось.
Конечно, золото добыть не удалось. Однако мальчишками из поселка Полевской были найдены медные и бронзовые изделия культового значения. Почти все находки были переданы в местный краеведческий музей. Позднее сюда прибыла группа археологов, которая в ходе раскопок обнаружила идолы. Уникальность находок заключается в особом исполнении. Все они сделаны в пермском зверином стиле, который характерен для художественной пластики VIII века до нашей эры. Этот стиль сохранялся у тогдашних обитателей местности вплоть до XII столетия нашей эры. Ряд археологов предполагает, что во время железного века гора Азов стала святилищем. Культовые изделия делали из красной меди, предположительно изготавливали их представители вотяков. У обнаруженных изделий имеется ряд сходств.
Медной горы хозяйка
Своей популярности Азов-гора обязана, конечно уральскому писателю Павлу Бажову. А сам Бажов обязан… хозяйке этой горы.
Дело было так. В 1937 году Бажов – 57-летний малоизвестный писатель из Свердловска написал посвящённую Гражданской войне книгу «Формирование на ходу» и… тут же был исключен из партии с формулировкой «за прославление врагов народа». Оставался один шаг до ареста, за которым последовали бы годы лагерей или расстрел. И вот тогда этот писатель вспомнил о том, как двумя годами раньше он спасался от тоски, поглотившей его после внезапной смерти 19-летнего сына – тогда он неожиданно стал вспоминать и записывать байки, которые в детстве, которое прошло в Полевском, слышал от местного сторожа – бывшего старателя по прозвищу дедушка Слышко. К тем четырём сказам о старых мастерах-горщиках, он стал писать новые – так появился сборник «Малахитовая шкатулка», который перевернул судьбу этого писателя, принеся ему не только Сталинская премию, но и – что намного важнее – признание читателей.
Преображение Бажова, ставшего вдруг самым известным уральским писателем, как по мерке укладывается в те самые истории, которые он рассказывает своим читателям. Как в сказах хозяйка горы решает, какого горщика погубить, а какому открыть свои сокровища, так и в жизни сам Бажов удивительно похож на старого мастера, всю жизнь добросовестно отрабатывавшего пустую породу, пока кто-то не указал ему на самородную жилу. Уж не хозяйка ли медной горы указала?
А медная гора, куда Бажов поселил хозяйку – это и есть Азов-гора.
Как добраться
Азов-гора расположена на расстоянии 65 км от Екатеринбурга. На машине необходимо ехать в сторону города Полевской, далее двигаться в сторону плотины Северного пруда. После неё ехать на посёлок Зюзельский, однако без заезда в него продолжить движение к Большой Лавровке. На месте парковки будут информационные щиты со схемой пешеходного маршрута. Дойти пешком от неё до вершины можно примерно за двадцать минут.
Тем, кто приезжает на общественном транспорте, нужно ехать на автобусе Екатеринбург-Полевской. Он отправляется 2–3 раза в час от автовокзала Южный и прибывает на городскую автостанцию или Северский автовокзал в Полевском. С точки зрения похода до Азов-горы пешком лучше доехать до автостанции. Расстояние от неё до маршрута составляет около 7 км, которые потребуется пройти пешком.
На автостанции можно договориться с таксистами о поездке до парковки в начале маршрута. Можно также заказать машину в помощью приложения Яндекс. Такси, Максим, Ветер и других.
Азов-гора на видео
Уральский Марс
Так называют глиняные карьеры под Богдановичем за их уникальный интерьер – пустынную поверхность красно-коричневого цвета. Одна из любимых локаций для фотосессий.
Уральский Марс – самое большое в регионе месторождение огнеупорных глин. В длину оно протянулось на 20 км, а по площади – 75 кв км.
Виды здесь самые разные. Есть кроваво-красные озера и реки, пустыни, покрытые растрескавшейся глиняной коркой, живописные красно- и коричнево-серые холмы, каньоны и расщелины. Иногда встречаются мертвые кусты и деревья. Все это создает жуткое постапокалиптическое, но в то же время невероятное впечатление.
Анализ преданий
Пещера Азов-горы объединяла два вида сказов:
- кладоискательские — о кладах в горе «вольных людей», живших тут, вблизи «старой дороги»,
- горняцкие — пытающиеся объяснить скопление здесь «земельных богатств». В них фигурировали «стара земля», «стары люди» и «тайна сила».
Это обуславливало различные вариации слияний образов и сюжетов. Поэтому девка-Азовка иногда считается прообразом Хозяйки медной горы, а иногда не связана с ней, находясь в её подчинении. Как писал Бажов: «Стары люди» получили черты «вольных людей», и наоборот. Красавица — жена атамана или «береговая девка» судебных приказов — превращается в «каменную девку», «малахитницу», «Хозяйку горы». Хозяйка из безразличной хранительницы «земельных богатств» превращается в сознательную: одним помогает, сама показывает, облегчает доступ к богатствам, других «отводит», обманывает или губит.
О девке-Азовке удалось записать около 20 преданий.
Часть рассказчиков заявила, что сказы про девку-Азовку являются выдумкой. Одна из рассказчиц заявила, что дым на Азов-горе произошел не потому, что Азовка затопила печь, как записано у Бажова, а потому, что жившие на горе люди, бежавшие в леса во время крепостного права, так подавали сигнал сообщникам о приближении купцов с товарами.
Археологические объекты
Появившимися в 1939 году в книжных магазинах сказы П. П. Бажова зачитывалась вся детвора Урала. Ребята поселка Полевского, являвшегося центральным в сказочных событиях решили непременно найти клад на Азов-горе. В сентябре 1940 года, перевернув множество камней, под плитой у обрыва они нашли металлические предметы. Несколько ребята разломали, надеясь обнаружить золото, но не нашли. Таким образом было найдено 44 древних медных и бронзовых культовых изделия. На следующий день в Полевский приехали узнавшие о находках Бажов и сотрудник музея Н. Н. Бортвин. По настоянию Бажова ребята передали большую часть находок в Свердловский краеведческий музей. Чуть позже, в гроте, были найдены 10 идолов, обращённых лицами на восток.
Находки выполнены в Пермском зверином стиле и включают: птицевидные идолы, антропоморфные изображения, круглые бляхи, зеркало с ручкой, обломок серебряного диска, наконечник копья, глиняные черепки и другие. Хранятся в Екатеринбургском и Полевском краеведческих музеях. Они относятся к IV—III вв. до н. э. и связаны с мансийским стойбищем.
По мнению археолога Е. М. Берс, в железном веке гора служила святилищем древнего человека или жертвенным местом.
Фигурки на Урале находили ещё в XVIII веке. Генерал-майор В. И. де Геннин писал: «В прежних годеях на оных местах жила чють, вогулича и вотяки, понеже находились в тех местах старинные (идолы), деланные ис красной меди».
Специфичен состав находок: их основную массу всегда составляют птицевидные изображения от 24 (сохранившихся) в кладе с Азов-горы, 14 — с озера Куяш-Огневского до 2-3 с горы Малой и поселка Ботники. Во всех кладах птицевидные сопровождаются предметами круглой формы: бляхами, зеркалами, фигуркой свернувшегося в кольцо волка с Азов-горы. Антропоморфные фигуры найдены лишь в некоторых случаях. Оружие встречается редко, в отличие от западно-сибирских и приуральских комплексов. Фигурки, как и все предметы иткульской культуры, отливались из меди.
Иткульские металлурги добывали трением «живой огонь», необходимой для выплавки металла. По совокупности находок представляется, что в обряд производившийся в святилище-кузнице входило разжигание «живого огня» на овальной площадке с применением пряслица, а затем в костер помещали жертвенную пищу для духов огня и воздуха. В ритуале имели значение медные изображения птиц — вместилищ этих духов или духов предков. Поскольку не всякая плавка металла удавалась, возможно, что покалеченные фигурки птиц являются следствием того, что «дух вовремя не помог» металлургам. Можно полагать, что подобные святилища сопровождали многие археологические металлургические комплексы: на горе Караульной у Северского завода, на мысе Толстик Исетского озера.
Что означает название горы
Название горы Азов, по мнению многих ученых, происходит от татарского слова «зуб». Также существует тюркская версия, ассоциирующая вершину с клыком или жалом. По мнению А. К. Матвеева, такое название отлично подходит горе, поскольку ее форма действительно напоминает зубчатый гребень.
Но есть и более прозаичные версии. Одна из них, например, гласит о связи имени горы с разбойником, служившим самому Емельяну Пугачеву. Некоторые опровергают связь разбойника со знаменитым казаком, а вот в существование самого Азова верят. Азов, как и другие разбойники, должны были грабить торговые караваны, проходившие по пути, который пролегает недалеко от вершины. Идея разбойников состояла в том, чтобы подавать друг другу сигналы с помощью факелов о приближении купцов. Интересно, что есть прямо противоположная версия: такие сигналы, по рассказам местных жителей, подавали манси, некогда населявшие здешние места. Таким образом они предостерегали друг друга от кладоискателей, желающих обнести их тайники. Особую популярность эта версия приобрела благодаря советскому писателю Павлу Петровичу Бажову, написавшему рассказ «Дорогое имячко».
Наконец, есть версия о знаменитой девушке Азовке, в честь которой и была названа гора. Про Азовку существует множество легенд, одна из самых знаменитых рассказывает об ее мужчине разбойнике, которого и звали Азов. Но есть и другие истории, гласящие о связи Азовки с татарами, даже отождествляющими ее с царевной татарского народа. Бажов в своем рассказе «Дорогое имячко» писал, что Азовка была из чуди — старых людей, некогда населявших Средний Урал.
Тальков Камень
Еще одно «бажовское место» — озеро Тальков Камень в Сысерти. Природный парк, в котором расположено озеро, так и называется – «Бажовские места». Идти до него от стоянки для автомобилей – около 2 км, причем часть пути будет в гору.
Само озеро – это затопленный старый тальковый карьер. Глубина его – 32 метра. Во второй половине лета вода прогревается, и в озере можно купаться. Ступенчатые утесы и большая глубина привлекают любителей понырять.
Рядом с озером есть большая поляна, оборудованная беседками. Но если вы соберетесь здесь жарить шашлыки, не забудьте, что идти придется 2 км и всю снедь придется нести.
Легенды Азов-горы.
Как и всякая другие места, «Азов-гора» обросла невероятным количеством сказов и легенд. А также почему в народе зовут её – «Азов-гора». Одна из самых известных легенд — это, легенда про девку Азовку.
гребни Азов-горы.
Из уст в уста передавалось, что в стародавние времена в здешних местах богатств: золота да камней драгоценных было не счесть и валялось это все прямо под ногами. Люди жившие здесь, не знали цены сокровищам и дела им до них не было. Долго так продолжаться не могло, узнали злодеи о том, что на горе есть камни самоцветные, захотели они владеть ими. Решили известий жителей. Но мир не без добрых людей. Один добрый и храбрый человек решил помочь народу. И пока он добирался до местных земель, был серьезно ранен. Выхаживала его дочь самого вождя — звали ее Азовка. Очень полюбила она его. Самоцветы да золото народ собрал, да и схоронил в горе. После народ ушел вглубь леса, а девушка осталась в пещере ухаживать за раненым. Не смог он оправиться после ран и умер. До сих пор она оплакивает его. Когда люди приходят сюда, то слышат, как из недр горы доносится плач девки-Азовки.
В наследие от краеведа Суренкова В.Н. нам оставлены предания об «Азов – горе».
Первая легенда рассказывает про подземную, каменную дорогу, которая связывала между собой «Азов-гору» и гору «Думную». Дескать, очень глубоко под землей находится штольня и там на глубине в тепле и влаге лежат огромные богатства, собранные чудью белоглазой.
Вторая легенда гласит, что внутри горы есть пещеры, проторенные огромными муравьями. Эти гиганты стаскивали туда огромные золотые самородки. Муравьи поменьше – скальные, тащили туда золотые лапоточки. А муравьи проживающие в наших лесах приносили золотую пыль.
Третья легенда говорит о том, что когда зацветает папоротник, при помощи его можно осветить путь в темную глубь горы. Многие люди пытались пробраться туда, но как только видели там девушку дивной красоты, бросались бежать прочь. Многие по долгу блуждали в кромешной темноте, натерпевшись страха находили выход. Выходили от туда на свет поседевшими и боялись рассказывать о том что произошло с ними. Даже тем кто не пытался проникнуть во внутрь горы, а находился на горе, могло много чего померещиться. Такая история приключилась с одним мужиком. Возвращался он с полесных ложков, да и остановился отдохнуть на горе, в ночь, когда цветет папоротник. Увидел он на скалах письмена золотые, похожие на арабскую вязь. Стал он их рассматривать и пытаясь понять смысл написанного и не заметил как стемнело. Скалы расступились и оказался он в чертогах каменных. Темень, тишина и жарко хоть раздевайся. Шел во тьме и увидел мерцающий огонек, приблизился к нему, а тут баня. Кто-то приглашает помыться? Думает, бабы аль девки моются? Заслышал женский смех и проснулся. Оказалось женщины пришли сюда по ягоды и разбудили его своим смехом.
Таких забавных историй про гору много и по сей день люди что-то не обычное видят здесь и рассказывают об этом. Рассказывают и том, что Азов таит в себе множество тайн и кладов.
Восхождение на Азов
Гора Азов является популярным туристическим объектом. Ее изучают ботаники, историки, археологи. Она даже удостоилась звания памятника природы, территория которого составляет целых 217 га. Особенностью горы является наличие двух вершин (Большой и Малой). Как мы уже отметили, добраться до Азова можно из поселка Зюзельский. Отсюда выезжает автобус №106, который доезжает до Синюшкина колодца. Впрочем, можно выйти пешком прямо из Полевского по Ключевской дороге.
Считается, что первым пунктом для удачного восхождения на гору является чтение информационных стендов, которые рассказывают о правилах пребывания в природном парке и демонстрируют карту-схему. Дорога к Большому Азову довольно бугристая, на ней много камней, проходит она мимо березового леса, где также произрастают липа и сосна. Интересной особенностью тропы являются многочисленные щиты, на которых написаны стихи, посвященные Азову. Когда начнется первый подъем, путешественникам следует быть готовым к преодолению маленьких скал. Уклоны совсем небольшие, поэтому справится даже неподготовленный турист. Здесь когда-то располагалось месторождение медной руды. Передохнуть можно у очередного стенда, который называет Азов-гору «Сердцем Урала». Тропинка начинает резкий подъем и приводит прямо к «каменным» стенам горы.
На горе есть смотровая площадка, которая расположена на самой высокой скале. На вершине можно отыскать рудник «Азовкины слезы». Многие туристы любят изучать гору подробно, ведь у нее действительно интересная геологическая структура. На плато находятся крупные скалы, протянувшиеся гребнем на длину более, чем 1 км. Примечательно, что Большой Азов посещается гораздо чаще, чем Малый, хотя разница между ними несущественная.
Путешественники могут посмотреть на различные камни, которым были даны примечательные названия. Например, неандерталец или окаменевший воин. Интересную форму имеет скала Четыре богатыря. Чтобы добраться до Малого Азова, достаточно пойти по тропинке, которая находится за стендом. На Малом Азове на порядок меньше скал, чем на Большом. Однако отсюда открывается изумительный вид на окрестности. Кроме того, здесь находятся крупные камни причудливых форм, считается, что им когда-то поклонялись язычники.
Рудник и птицеголовые идолы
Азов-гору Бажов назвал медной не случайно: у её подножия находится старейший на Урале медный рудник – Гумёшкинский, или поросту Гумёшки.
В 1702 году это месторождение обнаружили рудозтанцы Сергей Бабин и Козьма Сулеев. В 1709 году там начали добывать медную руду, которая сначала свозилась в Уктусский завод, а в 1718 начал работу местный – Полевской медеплавильный завод. Этот рудник исправно поставлял руду (медь редко находят в самородном виде, в основном её выплавляют из медных руд, в первую очередь – халькопирита), из которой на протяжении XVIII и XIX веков ежегодно выплавляли до 480 тонн меди. Запасы руды начали истощаться лишь к началу ХХ века.
А воспетый Бажовым малахит – это минерал, сопутствующий меди. До XIX века малахит считался пригодным лишь для мелких поделок, пока под Нижним Тагилом не было найдено Меднорудянское месторождение, где малахит был очень высокого качества. Владелец этого месторождения Анатолий Демидов сумел сделать этот камень популярным, став поставщиком императорского дворца Николая I, который обустроил для своей супруги знаменитый «малахитовый зал». А вот гумешевский малахит годился только на мелкие поделки, и даже знаменитая глыба своим весом в 2,7 тонны, добытая здесь, сохранилась в целости до нынешних дней (хранится в музее Санкт-Петербурга) лишь благодаря тому, что камень в ней низкого качества. Приличных размеров малахит, годный, например, для изготовления вазы, найти здесь было мудрено – разве что с помощью хозяйки медной горы…
Когда мальчишкой Бажов жил в Полевском, рудник уже умирал, а к началу 40-х – когда его знаменитый сборник «Малахитовая шкатулка» стал популярен – был законсервирован. Но хозяйка медной горы и в такой ситуации нашла чем наградить своего певца: в 1940 году школьники из Полевского, начитавшись сказов Бажова, полезли на Азов-гору и нашли… медных идолов. Археологи, прибывшие на место находки, обнаружили 27 отлитых из меди статуэток, похожих на птиц, возраст которых был определён в 2,5 тысячи лет. Оказалось, что рудник у Азов-горы намного древнее, чем считалось до этого, а рудознатцы XVIII века лишь открыли месторождение заново. Ну а Павел Бажов, приезжавший на Азов-гору вместе с археологами, оказался записан дарителем птицеголовых идолов краеведческим музеям Полевского и Свердловска. Он правильно понимал хозяйку горы: подаренное ему, он дарил всем остальным, поэтому герои его сказов и стали такими известными.
Кстати
Возраст пород Азов-горы был окончательно пределён лишь в 2012 году геологами Кириллом Ивановым, Степаном Берзиным и Юрием Ерохиным – он определён в 382-387 миллионов лет. Согласно этим данным жила, содержащая медные руды, сформировалась на границе древнего океана и суши.
История
Происхождение названия Азов-гора чаще всего связывают со словом «азау», что по-тюркски означает «зуб». Именно зубами могли показаться появившимся здесь людям иссеченные ветром и временем скалы.
Есть и вторая версия. Азов — имя разбойника, который прятал в горе сокровища. В народе она более популярна, чем первая, так как об этом самом разбойнике Азове тоже сложено немало легенд. Но вот был ли он на самом деле современные историки не знают.
Многие исследователи считают, что в железном веке на Азов-горе был мансийский жертвенник. Об этом свидетельствуют сделанные на горе находки. До сих пор Азов посещают отчаянные кладоискатели, которые по-прежнему надеются обнаружить здесь клад.
В более поздние времена рядом с Азов-горой проходила дорога. Считается, что с этой точки было очень удобно отслеживать возможное появление неприятеля. А в конце XIX в. на ней разместили деревянную смотровую вышку. Наблюдатели следили уже не за врагами, а за возможными очагами лесных пожаров.
Вид с горы на Полевской, GENOMUS
Легенды Азов-горы
Местные жители считают, что разбойник Азов жил в этих местах не один. По легендам, он был настоящим главарём банды, а всё награбленное прятал в пещере в скалах. Особенно смелые рассказчики утверждают, что Азов был сподвижником самого Емельяна Пугачева. Якобы тот самолично отправил этого таинственного Азова на гору для наблюдения за окрестностями.
Когда Азову понадобилось срочно уходить с горы в другое место, он оставил всё награбленное в небольшой пещере между скалами и замуровал её. Именно это пещеру на Азов-горе по сей день ищут кладоискатели.
Разбойники как-то заключили в горе девушку, которую прозвали с тех пор девкой Азовкой. Несчастная долго плакала пытаясь разжалобить своих похитителей и наплакала целый родник — те самые «Азовкины слёзки», которые текут под северо-западному склону. Поскольку плачет Азовка очень давно, то по легенде «уже почти все глаза выплакала». От этого и пересыхает родник в жаркую погоду, слезы у Азовки заканчиваются.
Вид с туристической тропы, GENOMUS
Девка Азовка обитает в горе не просто так. Она стережет те самые несметные сокровища разбойника Азова. По вечерам в темноте зажигает Азовка на вершине горы огонёк, который часто видят проходящие поблизости люди. А раньше старожилы этих мест рассказывали, что и сама девка им являлась.
Историю о девке Азовке и Азов-горе рассказал Павел Бажов в сказке «Дорогое имечко». Девку из произведения даже изобразил на одной из скал художник Николай Суренков. Случилось это в далеком 1956 г. Со временем рисунок потускнел и частично стерся.
В 2016 г. на том же месте появилась новая композиция с сюжетами бажовских сказов. Написала её Елена Бажова — внучатая племянница автора.
Скалы Большого Азова, Stiv030
Клад
Кладоискатели ищут на горе те самые сокровища разбойника Азова, охраняемые девкой Азовкой. Об их существовании по-прежнему ничего неизвестно. Но один клад на Азов-горе нашли совершенно точно. Сделал это в 1940 г. Иван Шитиков — одиннадцатилетний мальчик из Полевского. Свою находку он обнаружил под каменной плитой и состояла она из медных и бронзовых украшений.
Азовка здесь скорее всего не при чем. Предметы принадлежали мансийскому святилищу железного века. Среди них фигурки хищных птиц, которые, как считают исследователи, могли изготавливаться для перемещения душ умерших. Часть найденного можно увидеть в Полевском историческом музее.
Осенний вид с Азов-горы, Katherinestarwars