Аэропорт
Содержание:
- Содержание:
- Типы аэродромов
- Система безопасности
- Классификация аэродромов в России
- С Ходынки во Внуково
- От Питера до Москвы
- ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АЭРОПОРТАХ
- Пассажир с большим налетом и авиаблогер: ничего особенного, так во всем мире
- Когда появились аэропорты и как дела обстоят сейчас
- Дети оттепели
- Значение термина
- Комплекс обслуживания полезной нагрузки
- Принцип образования термина
Содержание:
Ключевая разница:
Слово аэродром происходит от греческого слова eros, означающего «воздух», и dromos, означающего «дорога» или «курс», следовательно, аэродром буквально означает «воздушный курс». В ретроспективе, аэродром или аэродром — это любое место, откуда могут выполняться полеты. Это может быть взлетно-посадочная полоса, находящаяся посреди пустыни, до коммерческого аэропорта в самом большом городе мира. Термин аэродром чаще используется в Великобритании и других государствах Содружества, а не в Америке или остальном мире.
Основная функция аэродрома — позволить полету приземляться и взлетать; независимо от того, содержит ли рейс груз, пассажиров или ни того, ни другого. Он может также включать положения, касающиеся любых других связанных с этим видов деятельности, таких как заправка топливом, вешалки и т. Д. Термин «аэродром» включает небольшие аэродромы гражданской авиации, крупные коммерческие аэропорты и военные авиабазы. Фактически, водный аэродром — это район открытой воды, который регулярно используется гидросамолетами или самолетами-амфибиями для посадки и взлета.
Аэропорт — это любое место, где самолеты, такие как самолеты с фиксированным крылом, вертолеты и дирижабли взлетают и приземляются. В аэропорту также могут быть вешалки, где можно хранить самолеты. Аэропорт обычно состоит из, по крайней мере, взлетно-посадочной полосы для взлета и посадки самолета, вертолетной площадки или воды для взлета и посадки, и часто включает в себя такие здания, как диспетчерские вышки и терминальные здания.
В более крупном аэропорту также могут быть предусмотрены услуги оператора фиксированной базы, причалы и пандусы для гидросамолетов, управление воздушным движением, пассажирские объекты, такие как рестораны и салоны, а также аварийные службы
Принимая во внимание, что база гидросамолетов — это район открытой воды, который регулярно используется гидросамолетами или самолетами-амфибиями для посадки и взлета
Сравнение между аэропортом и аэродромом:
аэропорт |
аэродром |
|
Определение |
Любое место, где взлетают и приземляются самолеты, такие как самолеты с фиксированным крылом, вертолеты и дирижабли. |
Любое место, откуда могут выполняться полеты. |
Методические рекомендации |
Должен соответствовать всем рекомендациям, установленным для аэропорта ИКАО. |
Нет особых указаний, кроме правил техники безопасности |
функции |
Позвольте самолету приземлиться и взлететь. Разрешить самолет для хранения. Руководство по общему воздушному движению. |
Позвольте самолету приземлиться и взлететь. |
Состоит |
Взлетно-посадочная полоса, вертолетная площадка, вешалки, диспетчерские вышки, здания аэровокзала, вода для взлетов и посадок, услуги оператора стационарной базы, доки и пандусы для гидросамолетов, управление воздушным движением, пассажирские объекты, такие как рестораны и салоны, а также аварийные службы. |
Какая-то площадка для посадки и взлета самолетов. |
Включает в себя |
Небольшие местные аэропорты, крупные коммерческие аэропорты, вертолетная площадка, база гидросамолетов и STOLport. |
Небольшие аэродромы авиации общего назначения, крупные коммерческие аэропорты и военные авиабазы |
Используется в |
Везде |
Великобритания и государства Содружества |
Типы аэродромов
- Гражданские (для наземного обеспечения гражданских пассажирских и грузовых воздушных перевозок, входят в состав аэропортов):
- трассовые — для выполнения авиационных рейсов;
- учебные — для обучения и тренировки курсантов лётных училищ;
- заводские — для испытания воздушных судов после ремонта на авиастроительных и авиаремонтных заводах и отправки прошедших испытания воздушных судов в аэропорты приписки;
- для выполнения авиационных работ.
-
Военный аэродром
аэродром подскока
- Экспериментальные (для испытания авиационной техники на авиационных заводах и полигонах)
По собственности
По классу собственности:
-
государственные:
- Все без исключения военные (для решения задач оборонного характера, несения боевого дежурства, переброски войск и так далее);
- учебные (для обучения лётного, штурманского и технического состава военной авиации);
- спортивные (для учебно-тренировочных и показательных полётов на самолётах, вертолётах, дельтапланах, планерах, парапланах, выполнения парашютных прыжков);
- Муниципальные;
- Частные аэродромы и летные поля.
На гражданских аэродромах дислоцируются (базируются) гражданские авиапредприятия (авиакомпании). На военных дислоцируется государственная авиация. На экспериментальных аэродромах — организации, занимающиеся испытаниями авиатехники (лётно-испытательные станции авиазаводов, научно-исследовательские учреждения различных ведомств — как гражданских, так и военных). На учебных аэродромах — лётные и авиационно-технические училища (гражданские или военные). На спортивных — спортивные авиаклубы, относящиеся к ДОСААФ и подобным организациям.
Используются также аэродромы совместного базирования. Под эту категорию попадают аэродромы, на которых размещены авиационные предприятия или организации различной подчинённости, в том числе военные, но принадлежащие различным силовым ведомствам (структурам).
Необходимо отметить, что при совместном базировании гражданских и военных организаций на одном аэродроме, старшим авиационным начальником аэродрома будет командир размещённой здесь авиационной воинской части (при дислокации нескольких — командир наиболее крупной либо значимой).
Начиная с 1992 года аэродромная сеть Российской Федерации — России сократилась на 918 аэродромов: по состоянию на 2008 год в государственном реестре всего 383 аэродрома. Подавляющее число действующих аэропортов (кроме крупнейших) убыточны. Около 70 % взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20-30 лет назад, большинство из них нуждается в реконструкции.
В последние годы для обозначения (в том числе отличительного) военных аэродромов в российских СМИ стал нередко применяться термин авиабаза, заимствованный из английского языка (air base — букв. «воздушная база»), где он активно используется (особенно в США). Тем не менее официально в авиации России и других стран СНГ применяется только термин аэродром (государственный аэродром, аэродром государственной авиации). (Однако такое применение термина аэродром делает его с точки зрения языкознания лексически довольно расплывчатым, из-за чего и появляются довольно тяжеловесные термины вроде аэродром государственной авиации, тогда как, например, термин «авиабаза» прост, короток и понятен сразу.)
В списке Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации России, на ноябрь 2017 года, числились 229 аэродромов и 5 вертодромов. В постсоветский период около 2 000 аэродромов в России были переведены в статус «посадочная площадка».
Система безопасности
Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.
Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела. Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.
Классификация аэродромов в России
По длине ВПП и несущей способности покрытия
По длине ВПП и несущей способности покрытия в метрах аэродромы разделяются на шесть классов:
Класс | Длина ВПП, м | Ширина ВПП, м |
---|---|---|
А | 3200 | 60 |
Б | 2600 | 45 |
В | 1800 | 42 |
Г | 1300 | 35 |
Д | 1000 | 28 |
Е | 500 | 21 |
Для определения класса аэродрома длина ВПП принимается для нормальных условий.
По взлётной массе принимаемых самолётов
По взлётной массе принимаемых самолётов:
- вне класса (без ограничения массы) — Ан-124, Ан-225, А380 и т. п.
- 1-го класса (75 т и более) — Ту-154, Ил-62, Ил-76 и т. п.
- 2-го класса (от 30 до 75 т) — Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.
- 3-го класса (от 10 до 30 т) — Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.
- 4-го класса (до 10 т) — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п.
У аэродромов вне класса длина ВПП составляет обычно 3500-4000 м, 1 класса — 3000-3200 м, 2 класса — 2000—2700 м, 3 класса — 1500—1800 м, 4 класса — 600—1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ).
Таким образом, 1-й класс примерно соответствует классу А, 2-й класс — Б, 3-й класс — В и Г, 4-й класс — Д. К классу Е относятся полевые и временные аэродромы, посадочные площадки.
С Ходынки во Внуково
Строительство новых аэропортов было связано как с растущим объемом авиаперевозок, так и с необходимостью реконструкции Центрального. Решено было построить сразу несколько воздушных гаваней с разной «специализацией». Так, для почтовых и грузовых судов организовали аэропорт Остафьево. Вскоре его передали НКВД, который в середине 1930-х имел свой авиапарк, а позже, когда самолеты у чекистов отобрали, отдали его армии для транспортной авиации. Этот аэродром существует и сегодня (в районе Южное Бутово), его используют военные и корпорация «Газпром».
Для пассажирских перевозок было построено два аэропорта — Быково на юго-востоке от столицы и Внуково на юго-западе. Быково открыли раньше, в 1936 году, и именно сюда были перенесены все пассажирские рейсы во время ремонта Центрального. Полоса на нем была земляная, поэтому не могла принимать тяжелые самолеты. Позже, уже в годы Великой Отечественной войны, в Быково была сделана полоса из кирпича, а в начале 1960-х — из асфальтобетона. Логистика этого аэропорта оказалась не слишком удачной. В советское время он обслуживал только местные линии, поскольку не мог принимать большие лайнеры, а потом не выдержал конкуренции и постепенно стал увядать. В 2010 году, после истечения срока договора аренды земли, аэропорт фактически прекратил свое существование.
Аэродром_6
Самолеты Як-40 на стоянке в аэропорту Быково. 1 сентября 1976 года
Фото: РИА Новости/В. Горлов
Четвертым по времени создания стал аэропорт Внуково, который открылся через неделю после начала войны — 2 июля 1941 года. Новый аэропорт сразу был мобилизован и обслуживал военные нужды: на нем базировались 28-й истребительный авиаполк и 34-й истребительный авиаполк ПВО, защищавшие Москву. Кроме того, для выполнения специальных заданий Верховного командования Красной армии на базе гражданской авиации была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАОН), в которую вошли самые опытные пилоты, летавшие в основном на американских «Дугласах» и наших Ли-2 (тот же «американец», выпускавшийся в СССР по лицензии). Их важнейшей задачей было обслуживание Ставки и государственных делегаций, но часто летчикам приходилось выполнять и другие задачи — например, в самые страшные дни блокады они почти ежедневно доставляли продовольствие и важные грузы в осажденный Ленинград. Именно во Внуково приземлился самолет с подлинником Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, здесь же встречали из Берлина борт со Знаменем Победы, которое 30 апреля 1945 года было водружено над Рейхстагом. 24 июня его торжественно пронесли по Красной площади на Параде Победы.
Аэродром_3
Истребители ЛаГГ на аэродроме Внуково во время Великой Отечественной войны. 18 февраля 1942 года
Фото: РИА Новости/Олег Кнорринг
В сентябре 1945 года руководством страны было принято решение о переводе Центрального московского аэропорта с аэродрома им. М.В. Фрунзе на Октябрьском поле во Внуково, которому теперь официально передавались функции главного гражданского аэропорта столицы. В 1946 году во Внуково создаются авиагруппа для внутрисоюзных перевозок и авиагруппа для международных сообщений, на базе которых в 1952 году было образовано Московское управление транспортной авиации. Во Внуково же базировался так называемый правительственный отряд, обслуживавший высшее руководство страны. Он вырос из МАОНа, с 1959 года стал называться отряд № 235, а потом вошел в состав ГТК «Россия». Сейчас это подразделение входит в систему Управления делами президента, но базируется по-прежнему во Внуково, куда прилетают все официальные делегации.
От Питера до Москвы
Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 года в присутствии большого числа чиновных лиц, генералитета и членов Общества. На него были приглашены известные русские авиаторы из других городов. Первый взлет с новой полосы совершил граф Михаил Сципио дель Кампо, учившийся пилотированию во Франции. 15 октября состоялся первый московский «дальний» перелет, который совершал ученик самого Фармана и европейский рекордсмен Михаил Ефимов. На 50-сильном «Блерио XI» он поднялся в небо, сделал круг над аэродромом и полетел дальше. Вскоре стало известно, что Ефимов попал в облака, заблудился (он плохо знал местность) и сел возле деревни Черемушки.
«Бюллетень МОВ», 1910 год:
Аэродром_2
Михаил Ефимов
Фото: ru-aviation.livejournal.com
Знаменит аэродром был еще и своим буфетом. Устроил его Василий Васильевич Прохоров на крыше ангара для своего самолета. В небо отпрыск знаменитой купеческой фамилии поднимался не часто, зато его застекленный буфет с картинами, шикарными коврами и великолепным видом на взлетное поле обычно был полон. Известно, что частыми гостями здесь были К. Станиславский и В. Немирович-Данченко.
В 1911 году на Ходынском поле встречали прилетевший из столицы «Блерио» Александра Васильева. С Комендантского аэродрома в Санкт-Петербурге стартовали девять машин, но долететь до Первопрестольной сумел лишь Васильев. Героический Уточкин совершил жесткую посадку в новгородских лесах и получил серьезные травмы. В годы Первой мировой на Ходынском аэродроме работала школа летчиков — готовили пилотов для фронта. Здесь же была опытная площадка завода «Дукс», который стал крупным производителем лицензионных боевых машин, на ней чиновники военного ведомства испытывали и принимали новые самолеты.
ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АЭРОПОРТАХ
Аэропорты являются жизненно важными центрами, в которых сосредоточены различные службы. Поэтому в них предусмотрена система обеспечения безопасности и охраны авиапассажиров. Во всем мире в большинстве аэропортов эти функции осуществляются с помощью согласованных мероприятий, проводимых различными службами.
Руководство аэропорта несет ответственность за территорию и помещения аэропорта. Оно предоставляет аэровокзалы и другие наземные сооружения и средства для обслуживания авиапассажиров, создает условия для безопасного взлета и посадки самолетов (это, например, расчистка ВПП от снега или других помех, содержание аварийных команд и команд скорой помощи, освещение), обеспечивает содержание самолетов на стоянках, контролирует проход на территорию аэродрома, занимается обслуживанием зданий и автодорог, освещением и разметкой ВПП и рулежных дорожек и улаживает проблемы с клиентами и общественностью.
В зданиях аэровокзалов работники авиакомпаний осуществляют регистрацию авиабилетов, прием и выдачу багажа, обслуживают пассажиров в залах ожидания и контролируют их перемещение. Авиакомпании отвечают также за техническое соответствие своих самолетов нормам безопасности, соблюдение норм технического обслуживания и эксплуатации самолетов, оплату расходов, квалификацию инженерного персонала и экипажей самолетов и взаимодействие с диспетчерскими службами страны.
Такие службы обеспечивают также работу навигационных устройств (в том числе автоматизированных систем посадки, используемых в условиях плохой видимости), систем управления воздушным движением, радиосвязь с самолетами и метеорологическое обслуживание авиарейсов.
Многие частные авиакомпании осуществляют дополнительные услуги, такие, как предоставление автотранспорта в арендное пользование и носильщиков багажа, ресторанное обслуживание и т.п. См. также АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ.
Пассажир с большим налетом и авиаблогер: ничего особенного, так во всем мире
Только ли в минском аэропорту телетрапы подают не ко всем рейсам? TUT.BY попросил пассажира с большим налетом и авиаблогера поделиться своим опытом.
Минчанин Всеволод Беляев в 2017 году летал на самолетах разных авиакомпаний больше двухсот раз. В конце прошлого года именно он стал четырехмиллионным пассажиром в минском аэропорту. В новом году минчанин уже успел полетать по меньшей мере сорок раз.
— Прямой зависимости от авиакомпании или от аэропорта, что поставят к самолету, нет, — рассказывает Всеволод Беляев. — Шансы — телетрап или нет — примерно пятьдесят на пятьдесят. Из тех мест, где я бывал, только в аэропорту Дубая вас однозначно привезут к телетрапу.
Летая через минский аэропорт, Всеволод Беляев заметил такую тенденцию:
— У нас в аэропорту к самолетам авиакомпаний «Азал», «Этихад», «Туркменские авиалинии» всегда подадут телетрап. К самолетам «Белавиа» из Домодедово — почти всегда будет телетрап. К «Аэрофлоту» — зависит от марки самолета, к «ЮТэйр» — всегда телетрап. А вообще к рейсам «Белавиа» — по возможности. В других аэропортах телетрапы подают к самолетам тоже совершенно не всегда. Сейчас в московских аэропортах Шереметьево и в Домодедово идет реконструкция — иногда паркуют самолеты вообще на задворках… К «Белавиа» в Праге всегда подают телетрап, в Милане — всегда телетрап. Если «Аэрофлотом» большой дальний перелет — как правило, тоже выходишь в телетрап. Если «Аэрофлотом» небольшой самолет и близко лететь — привезут на парковку и все.
Самолет «Белавиа» с телетрапом в аэропорту Милана, Италия. Фото: с форума byavia.net
Всеволод Беляев признается, что он наличию или отсутствию телетрапа значения не придает.
Сергей Мартиросян — российский авиаблогер, автор сайта aviator.ru. Рассказывает, что как раз сегодня летел из аэропорта Пулково (Санкт-Петербург) в аэропорт Шереметьево (Москва). В первом аэропорту к его самолету подогнали телетрап, во втором — обычный трап, а потом автобус.
— Решает, какой трап подать к самолету, авиакомпания. Она направляет запрос в аэропорт, если у аэропорта такая возможность есть — он дает телетрап. Если нет — дает обычный трап. Конечно, стоимость подачи телетрапа и трапа различается. Но не забывайте и такой момент: в случае с телетрапом нужно заплатить только за телетрап, а в случае с автотрапом — еще и за автобус, или даже за два — тут зависит от числа пассажиров.
Сергей Мартиросян добавляет, что низкобюджетные авиакомпании вроде «Победы» стараются использовать обычные трапы.
— У классических лоукостов есть самолеты, которые конструктивно оборудованы трапами — это помогает экономить.
Еще один важный момент, который определяет, как пассажиры будут выходить из самолета, — куда борт полетит дальше. Может быть, что к самолету телетрап приставят, но пассажиры все равно пойдут не через «рукав».
— Например, пришел борт с внутреннего рейса, а его поставили к телетрапу в международном секторе. Естественно, пассажиров внутреннего рейса через телетрап международного сектора выводить нельзя, и поэтому подается автобус. Но этот самолет дальше идет на «международку» — поэтому его и поставили к телетрапу. По нему пойдут те пассажиры, которые полетят на самолете дальше, — объясняет Сергей Мартиросян.
Самолет авиакомпании «Виззэйр» у телетрапа в аэропорту Вильнюса, Литва. Снимок использован для иллюстрации. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Когда появились аэропорты и как дела обстоят сейчас
Первые аэропорты в мире стали появляться в начале 1900-х. До этого в них не было необходимости. Существующие аэропланы не требовали разгона и, следовательно, строительства взлетно-посадочных полос, а о регулярных пассажироперевозках речи и вовсе не шло.
Ранее создавались лишь далекие предки современных узлов. Так, в 1885 в районе Волкова поля в Петербурге открылась база команды воздухоплавателей. Сначала с полигона в небо взмывали воздушные шары, а чуть позже – аэростаты.
В 1908 во французском городке Исси-ле-Мулино ко взлетно-посадочной полосе пристроили самолетные ангары. С этого началось развитие современных комплексов. Первое же подобие аэровокзала в мире появилось Санкт-Петербурге. Но не в нашем, а американском. В 1914 компания St. Petersburg Tampa Airboat Line разработала расписание рейсов между соседними городками и тем самым дала старт регулярным пассажирским перевозкам.
Основной набор помещений и служб для первых терминалов включал залы ожидания, пункты связи и неотложной помощи, багажную и торговую зоны. Обязательным также было наличие гостиничных номеров и кафетериев. Поскольку самолеты редко вылетали вовремя, люди всегда нуждались в отдыхе и питании.
Старейший аэропорт на территории России во время создания принадлежал Германии. Открывшийся в 1919, Кенигсберг-Девау стал одним из первопроходцев среди гражданских аэропортов в Европе. А у появившегося здесь в 1922 году аэровокзала в этой части света и вовсе не было аналогов. Именно в Девау прибывали самолеты первой международной авиалинии СССР.
Сейчас старейший узел из-за плотной городской застройки и невозможности использовать его по прямому назначению находится во владении местного ДОСААФ. Роль главного аэропорта бывшего Кенигсберга Девау уступил Калининграду-Храброво.
За 100 лет авиаузлы из маленьких аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами разрослись до огромных, оборудованных по всем современным стандартам, комплексов. По количеству аэропортов на территории страны в наши дни лидирует США – тут их 13500 штук. России же похвастаться практически нечем. На огромной площади государства функционируют лишь 228 узлов.
О количестве аэропортов во всем мире судить трудно. Слишком часто закрываются старые и появляются новые. По примерным подсчетам, земной шар опутывает сеть из более чем 40000 подобных объектов.
Несмотря на повышенные требования к безопасности, соответствуют им не все авиаузлы. Посмотрите это видео о 10 самых опасных воздушных портах в мире, чтобы по возможности приземлиться в другом месте.
Обывателей в устройстве аэропорта интересуют прежде всего работа и инфраструктура пассажирского терминала, но здесь и без него довольно много удивительных моментов. Изучить стоит хотя бы общую историю развития аэродромов и аэровокзалов, чтобы в ожидании рейса объект не казался скучным и непривлекательным. Знания позволят увидеть, какой рывок в развитии свершился за последнюю сотню лет, и помогут проникнуться изменениями, которые еще ждут нас в ближайшем будущем.
Рейтинг: (голосов: 6, средний: 4.15 из 5)
Сохранить себе эту страницу:
Дети оттепели
Следующий этап в развитии московского авиаузла — 1950–1960-е годы, когда одновременно были построены два крупнейших столичных аэропорта Домодедово и Шереметьево. Молва утверждает, что причиной этого странного «дуализма» стало пристрастие Никиты Хрущева к ярким и красивым заявлениям. В 1959 году, когда Никита Сергеевич летел из Лондона в Москву, он был так впечатлен размахом лондонского аэропорта в Хитроу (откуда он вылетел) и его контрастом со скромной воздушной гаванью возле поселка Шереметьевский (где он приземлился), что немедленно пообещал встречавшим его журналистам построить на этом самом месте новый современный аэропорт. Слова советского лидера были немедленно опубликованы и растиражированы, поэтому отступить он не мог, а поскольку в это время был уже почти достроен Домодедово, то аэропортов получилось два.
Аэродром_4
Самолет Ту-104Б, прибывший из Ленинграда в Москву, на летном поле аэропорта Шереметьево. 29 августа 1959 года
Фото: РИА Новости/С. Преображенский
С историческими фактами эта байка вполне совпадает. Решения о строительстве Домодедово и Шереметьево были приняты в 1953 и 1954 годах соответственно. Но если Домодедово изначально предполагался как пассажирский, то Шереметьевский, а первоначально он назывался именно так, был задуман как Центральный аэропорт ВВС. Поэтому он был оснащен отличной взлетно-посадочной полосой и навигационными службами, но не имел представительного здания аэровокзала. Другое дело, что история умалчивает, почему прилетевший из Лондона борт № 1 с Никитой Сергеевичем сел не во Внуково, а на новом военном аэродроме. Так или иначе, но 30 июля 1959 года правительственным указом Шереметьево был выведен из подчинения ВВС и передан Министерству гражданской авиации, и только после этого началось проектирование, а потом и строительство знаменитой «рюмки» — на тот момент крупнейшего в стране аэровокзального комплекса. Он вступил с действие в 1964 году, как и аналогичный по назначению комплекс в Домодедово.
Первый гражданский пассажирский борт из Ленинграда сел в Шереметьево 11 августа 1959 года, через две недели после подписания акта передачи аэродрома МГА. А первый международный рейс был совершен 1 июня 1960-го в Берлин (Шёнефельд) на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда. С этого времени Шереметьево официально стал считаться международным аэропортом. Собственно, все последующие годы существования СССР было именно такое деление: Домодедово обслуживал внутренние рейсы, Шереметьево — международные. «Старичок» Внуково сохранил статус официально-правительственного аэропорта, хотя гражданские (в основном внутрисоюзные) рейсы он тоже обслуживал.
Аэродром_5
Здание аэропорта Домодедово. На переднем плане пассажирский самолет Ил-18
Фото: РИА Новости/Лев Поликашин
В 1990-е годы структура авиационного хозяйства полностью изменилась. Аэропорты стали акционерными или частными, а разделение теперь идет по авиакомпаниям, которые обслуживаются в аэропортах. Вступил в строй аэропорт Жуковский, на очереди — Чкаловский. Все «старые» московские гавани за последние десятилетия прошли глубокую реконструкцию, и сегодня это современные авиационные комплексы, соответствующие самым строгим требованиям.
Значение термина
У «аэропорта» греческое происхождение, хотя в русский язык он пришел из французского. Буквально составляющие слово части переводятся как «воздушная гавань». В современных же словарях у понятия 2 значения. В инженерно-техническом смысле его определяют как «комплекс сооружений, предназначенных для отправки, прибытия и обслуживания летательных аппаратов». В правовом плане – «социально и стратегически значимое авиационное предприятие, отвечающее за наземное обслуживание авиаперевозок за деньги».
К обязанностям авиаузлов относят:
- предоставление надлежащих услуг пассажирам, отечественным и зарубежным авиакомпаниям
- регулировка движения воздушных судов в зоне, относящейся к территории комплекса
- соблюдение требований авиабезопасности
- строительство и обслуживание объектов, необходимых для посадки, взлета судов и прочих операций
- защита окружающей среды на вверенных территориях – подобные объекты, прежде всего, являются источниками сильного шумового загрязнения
- осуществление аварийно-спасательных работ при необходимости
Многие люди отождествляют понятия «аэропорт» и «аэродром». Но на деле второй является лишь частью первого. Аэродром включает взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перрон, зоны для обслуживания и стоянки воздушных судов, складские и технические помещения. То есть именно на его территории осуществляются руление, взлет и посадка. Аэропорт же, кроме созвучного «подчиненного», включает еще аэровокзал и другие важные для обеспечения работы аэродрома объекты.
Комплекс обслуживания полезной нагрузки
Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)
Телескопический трап, пристыкованный к борту. Под трапом видна система вентилирования салона.
В аэровокзале размещено большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:
- представительства авиакомпаний;
- служба организации пассажирских перевозок;
- службы безопасности;
- багажная служба;
- службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;
- различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.
Грузовой комплекс
Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.
Контроль доступа
С точки зрения контроля доступа территория аэропорта подразделяется на несколько зон:
- Неконтролируемая зона — свободный доступ любых лиц
- Контролируемая зона — территория, здания или части зданий доступ в которые контролируется
- Зона контроля — место, пункт проверки/досмотра людей и имущества
- Стерильная зона — строго контролируемая зона между воздушным судном и пунктом проверки/досмотра
Неконтролируемая зона и контролируемая зона, известны также соответственно как «общая зона» и «чистая зона».
Принцип образования термина
Жители крупных мегаполисов часто используют воздушный транспорт, отправляясь на иностранные курорты. Возвращаясь из отпуска, они делятся своими впечатлениями об отдыхе и перелете. Описывая свой вояж люди, приходят к мысли о том, что не знают, как правильно просклонять слово «аэропорт». Для того чтобы научиться правильно говорить это слово, необходимо разобраться с самой формой данного термина. Само слово является существительным, которое используется для обозначения предмета. При использовании термина в именительном падеже ударение ставится на слог «порт».
Рассматриваемый термин является существительным, имеющим мужской род. Оно было образовано от слова «порт». Давайте рассмотрим, как будут изменяться окончания первоначального термина, в ходе склонения:
- Именительный падеж (Что?) – порт.
- Родительный падеж (Чего?) – порта.
- Дательный падеж (Чему?) – порту.
- Винительный падеж (Что?) – порт.
- Творительный падеж (Чем?) – портом.
- Предложный падеж (О чем?) – о порте.
Также склоняется и слово «аэропорт». Вышеперечисленные правила используются и при склонении существительного, имеющего множественное число. Однако в данном случае имеется один любопытный нюанс, связанный с предложным падежом. Задумываясь о вопросе, о том, как правильно: в аэропорту или в аэропорте, многие люди скажут о том, что правильным будет именно первый вариант, и они окажутся правы. Однако в случае с множественным числом, применяется исключение. В этом случае на вопрос «где?» ответить можно только словом «в аэропо’ртах». Здесь, ударение изменяет свое положение и переносится на предпоследний слог.
Рассматриваемое правило имеет вполне логичное объяснение. Окончанием слова является часть «порт». Эта часть является полностью самостоятельным словом. Для того чтобы определить правильность написания, необходимо просклонять именно этого слово. В случае с предложным падежом использование формы «в порте» является грубой ошибкой. Этот нюанс оказал значимое влияние на порядок использования рассматриваемого термина.
Здесь нужно упомянуть, что обе формы рассматриваемого термина часто используются в лексиконе жителей России. Долгое время форма «в аэропорте» являлась более желательной. Однако во всех словарях и академических правилах говорится о том, что правильно писать и говорить «в порту». Поскольку рассматриваемый термин, образован именно от данного слова.
Примеры построения фраз и предложений
Для того чтобы лучше понимать правила использования склонений, необходимо привести несколько примеров. Ниже приведены несколько фраз, где используется рассматриваемый термин:
- «Рейс приземлился в аэропорту Вашингтона».
- «Мы с детьми провели сорок минут в аэропорту, но еще не прошли регистрацию».
Как уже было сказано выше, окончание «порту» используется при разговоре о месте нахождения. Таковы правила русского языка.
Пишем «в аэропорту«, если слово обладает обстоятельственным значением (где?)