Село слобода и скалы на чусовой
Содержание:
- Примечания
- Слободы в городах
- Село Слобода
- Георгиевские скалы и легенда о Камне Часовом
- Историческая справка
- Главные достопримечательности[править | править код]
- Храм Во Имя Святого Великомученика Георгия Победоносцаправить | править код
- Чусовская Уткинская пристаньправить | править код
- Камень Слободскийправить | править код
- Камень Собачьи Рёбра и турбаза «Чусовая»править | править код
- Камни Георгиевскиеправить | править код
- Коуровская астрономическая обсерваторияправить | править код
- Слободы в городах
- В словаре Фасмера Макса
- Литература
- Литература
- Список слобод Москвы
- Определение слова «Слобода» по БСЭ:
- Московские слобожи
- История
Примечания
- Москва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сотня, древнерусская сословная единица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Москва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бараш // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Земляной город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Земляной город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Земляной город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Земляной город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Земляной город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ямская Слобода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Слободы в городах
В городах до XVIII века слобода — это небольшой городской район со своим самоуправлением. В Москве слободы делились на дворцовые и казённые, чёрные, владычные, иноземческие и военные; в XVII веке слобод и сотен там насчитывалось 116 штук. В Кремле слобод не было, в Китай-городе была только одна патриаршья Певческая слобода. В Замоскворечье было сосредоточено так много военных, что его все называли Стрелецкой слободой.
В первые годы после Смутного времени резко возросло число белых слобод, не несущих государственного тягла и принадлежащих феодалам, в пользу которых слободские люди «закладывались» и несли облегчённое тягло. В противоположность белой слободе, все жители тяглой слободы переписывались, и слобода несла тягло по результатам этой переписи, несмотря на то, что некоторые жители успели лично «обелиться». Закладничество под власть крупных феодалов приняло такие размеры, что в 1619 году Земский собор принял решение вернуть закладчиков в государственное тягло и взыскать деньги с тех феодалов, кто их держал. Для этого был учреждён Сыскной приказ во главе с боярином Ю. Я. Сулешовым. Соборное Уложение 1649 года содержало посадскую реформу, согласно которой белые слободы в городах должны были полностью ликвидироваться. Всех «обелившихся» посадских надлежало «сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, безлетно ж и бесповоротно», «а кто черные люди, те свои дворы продадут или заложат: и тех черных людей за воровство бити кнутом». По новому уложению только третий сын посадского человека, став стрельцом, мог освободиться от тягла. Беглым посадским людям грозила ссылка в Сибирь. Был издан указ, предусматривавший смертную казнь за самовольный переход из одного посада в другой и за женитьбу вне посада.
В начале XVIII века произошёл переход сначала к подворному, а затем к подушному налогообложению, были учреждены управы частей города, и городские слободы прекратили существование.
Немецкая слобода в Москве в конце XVII века. С гравюры Генриха де Витта. Первая половина листа |
Саввинская слобода под Звенигородом. Исаак Левитан, 1884 г. |
Чусовская слобода (иначе Государева слобода). Наше время. |
Село Слобода
Это очень старый населенный пункт, основанный выходцами из Верхотурья Афанасием Гилевым и Фролом Араповым в 1651 году. Но через год все постройки сожгли напавшие башкиры. Однако поселенцы отстроились заново. Для защиты от набегов в 1674 году построили острог.
Во время одного из посещений Слободы местный житель рассказывал нам о многочисленных находках наконечников стрел в своем огороде. Они напоминают о тех неспокойных временах.
В начале XVIII века в устье реки Утка была основана казенная пристань. В 1703 году от Уткинской казенной пристани был отправлен первый караван с продукцией заводов из 40 барок. Пристань просуществовала более двух веков и была закрыта в 1905 году.
Кстати, В.Н. Татищев рассматривал Чусовскую слободу как один из вариантов для закладки горнозаводской столицы Урала. Но в итоге было выбрано место на реке Исеть.
Главная достопримечательность села – Георгиевская церковь. Многие считают ее красивейшей на Урале. Церковь необычна тем, что стоит прямо на скале, над рекой Чусовой. Рядом через реку перекинут пешеходный мост 1961 года постройки, соединяющий две части села.
Сначала на этом месте стояла деревянная церковь. В 1806 году началось строительство каменной. Стройка длилась долго. Освятили церковь лишь в 1831 году. А современные очертания здание церкви получило к 1894 году, когда завершили строительство колокольни.
В советское время церковь не разорялась. Еще и поэтому сюда приезжает много верующих со всех окрестностей.
В скале под церковью находится небольшая, но интересная пещера. Попасть в нее можно только зимой по льду или летом с лодки. Внутри один грот, передвигаться по которому можно ползком. Высота менее метра. Пещера необычна тем, что в нее ведут три входа: два с воды и один (совсем маленький) сбоку скалы. Пол покрыт глиной. Есть легенда, что эта глина обладает лечебными свойствами.
Георгиевские скалы и легенда о Камне Часовом
Свое название Георгиевские скалы получили задолго до основания Слободы. К тому времени на скалах уже стояла деревянная часовня с иконой Георгия Победоносца. Существует предание о том, когда и кто ее построил.
Пришел в здешние места некто Долмат. Верил он в Христа, но знал и языки инородцев. Веру свою никому не навязывал и жил в мире с вогулами и другими племенами.
Недалеко от этого места есть пещеры. Считалось, что в них живут злые духи. Как-то раз дочь местного князька пропала. Люди говорили, что увлекли ее за собой в пещеру злые духи. Никто не решился отправиться в пещеру на поиски красавицы. На помощь пришел Долмат, вошел в пещеру он с факелами и молитвами. И вернул дочь князька целой и невредимой. Инородцы пришли к Долмату с подарками и дарами. Но попросил Долмат отблагодарить своего Бога и разрешить в его честь поставить на скале, над пещерой злого духа молельню. С тех пор появилась на скалах маленькая часовенка с иконой Георгия Победоносца. А скалы получили название Георгиевские.
Достояла часовня и до тех времен, когда Чусовая стала речным путем с Урала до Москвы и Петербурга. Стена Георгиевских скал проход не затрудняла, а вот в конце стены в реку выдавался утес и нависал прямо над водой. Его было трудно обойти и сплавщики стали называть его «Боец за часовней», после «Боец Часовой», а ныне просто — камень Часовой.
Если пройти выше по течению реки, то дойдете до нового подвесного «Аннушкиного моста», по которому можно перейти реку к камню Часовому и пещерам.
Этот мост был построен в 2013 году на деньги мецената Анны Манекиной. В честь нее мост и получил свое название.
Недалеко находится Коуровская обсерватория, про нее можно прочитать здесь.
Историческая справка
Первые упоминания о том, что такое слобода, есть в летописях за X-XI века. Уже к началу XII века термин использовался повсеместно и означал часть города, где осуществлялась торговля и находились промышленные объекты. Немного позднее слобода – это уже отдельный поселок или даже группа из нескольких сел. Как правило, такой населенный пункт находился около города-крепости, а жители, проживающие в нем, были освобождены от местных повинностей. Отсюда и такое название. В то же время граждане не были освобождены полностью от повинностей, их размер и период определялись индивидуально, в зависимости от места. Очень часто поселения формировались на новых землях, местных жителей поощряли наличием больших вольностей, чтобы они осваивали новые территории.
В XVIII веке все льготы были упразднены. С этого времени не возникало вопросов, что такое слобода. На местах их расположения остались большие и промышленные поселения, где были заводы, мастерские и фабрики.
Главные достопримечательности[править | править код]
Храм Во Имя Святого Великомученика Георгия Победоносцаправить | править код
Белокаменный храм во имя Св. Георгия Победоносца.
Белокаменный храм Св. Георгия стоит на месте деревянной церкви, которая появилась здесь, скорее всего, одновременно с острогом. Первоначальная церквушка, вероятно, горела не раз. Крупный пожар 1801 года уничтожил её «до основания». Сначала прихожане хотели восстановить деревянную церковь, но епископ Пермский и Екатеринбургский Иустин (Вишневский) постановил: «Деревянной церкви по именному указу строить не позволяется. А о строении каменной, хотя и не высокой и не пространной, должно просить особливо». По причине крайней бедности прихожан, приступить к постройке каменной церкви сразу не смогли. Только в 1805 году слобожане вновь просили епископа о выдаче грамоты на заложение церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, с приделом преподобным Зосиме и Савватию, соловецким чудотворцам. Храм был заложен в июне 1806 года. В декабре 1807 года освящён придел. Главный храм был освящён лишь в 1831 году, по благословению епископа Пермского и Екатеринбургского Мелетия. Богослужение в главном храме совершалось в тот период только летом, а в остальное время — в очень тесном приделе. Иконостас в летнем храме был двухъярусный, выкрашен белой краской, а резьба вызолочена. Свой нынешний вид храм приобрел к 1894 году, когда была завершена колокольня и епархиальное начальство, по просьбе прихожан, разрешило соединить аркой оба храма, а в приделе престол убрать.
В советскую эпоху храм никогда не закрывался. Сюда на богослужения съезжались жители со всей округи, а на престольный праздник — даже из Свердловска, областного центра (ныне Екатеринбург). Впрочем, в советское время богослужения здесь совершались редко, а средств на ремонт у общины не было, поэтому церковь ветшала. В 1934 году был запрещён колокольный звон, колокола были сняты.
В 1992 году церковь была ограблена: пропали иконы XVIII и XIX веков, золотые кресты, чашы, иная церковная утварь.
Во второй половине 1990-х годов на средства благотворителей в церкви начался большой ремонт, стены и свод были украшены росписями и позолотой. В 1996 году на звонницу повесили новые колокола. Был изготовлен новый фарфоровый иконостас. Ремонт завершился в 2002 году.
Чусовская Уткинская пристаньправить | править код
На территории Слободы заметны следы старинных гидротехнических сооружений: канала, пристани и затона.
Камень Слободский
Камень Слободскийправить | править код
Массивные береговые утёсы из известняка с комплексом редкой скальной флоры на правом берегу реки Чусовой в черте села Слобода. Имеется две пещеры, о которых местные жители рассказывают различные истории. Статус объекта — геоморфологический и ботанический памятник природы.
Камень Собачьи Рёбра и турбаза «Чусовая»править | править код
Береговые утёсы в виде наклонных известняковых плит расположены на левом берегу Чусовой. Объект имеет статус геоморфологического памятника природы. Рядом за селом Слобода на левом берегу реки Чусовой находится турбаза «Чусовая» (до 1987 года именовалась «Коуровской»). Это первая турбаза на Урале, переоборудованная из корпуса кожевенного завода. Первых туристов база приняла в 1934 году. В 1941—1945 годах в здании турбазы располагался госпиталь для раненых солдат. «Чусовая» является одной из самых крупных турбаз в бассейне Чусовой. Работает круглогодично.
Камни Георгиевскиеправить | править код
Мощная гряда известняковых скал с комплексом редкой скальной растительности на правом берегу Чусовой вблизи села Слобода. Объект имеет статус геоморфологического и ботанического памятника природы.
Коуровская астрономическая обсерваторияправить | править код
Астрономическая обсерватория им. К. А. Бархатовой Уральского государственного университета / Уральского федерального университета в Коуровке, в 1 км в северном направлении от села Слобода. Создана в 1965 году. Расположена на 60-м градусе восточной долготы и является единственной обсерваторией в интервале долгот от Казани до Иркутска. Обладает высоким интеллектуальным потенциалом и развитой материальной базой. Доступна для посещения туристическими группами.
Слободы в городах
В городах до XVIII века слобода — это небольшой городской район со своим самоуправлением. В Москве слободы делились на дворцовые и казённые, чёрные, владычные, иноземческие и военные; в XVII веке слобод и сотен там насчитывалось 116 штук. В Кремле слобод не было, в Китай-городе была только одна патриаршья Певческая слобода. В Замоскворечье было сосредоточено так много военных, что его все называли Стрелецкой слободой.
В первые годы после Смутного времени резко возросло число белых слобод, не несущих государственного тягла и принадлежащих феодалам, в пользу которых слободские люди «закладывались» и несли облегчённое тягло. В противоположность белой слободе, все жители тяглой слободы переписывались, и слобода несла тягло по результатам этой переписи, несмотря на то, что некоторые жители успели лично «обелиться». Закладничество под власть крупных феодалов приняло такие размеры, что в 1619 году Земский собор принял решение вернуть закладчиков в государственное тягло и взыскать деньги с тех феодалов, кто их держал. Для этого был учреждён Сыскной приказ во главе с боярином Ю. Я. Сулешовым. Соборное Уложение 1649 года содержало посадскую реформу, согласно которой белые слободы в городах должны были полностью ликвидироваться. Всех «обелившихся» посадских надлежало «сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал наперед сего, безлетно ж и бесповоротно», «а кто черные люди, те свои дворы продадут или заложат: и тех черных людей за воровство бити кнутом». По новому уложению только третий сын посадского человека, став стрельцом, мог освободиться от тягла. Беглым посадским людям грозила ссылка в Сибирь. Был издан указ, предусматривавший смертную казнь за самовольный переход из одного посада в другой и за женитьбу вне посада.
В начале XVIII века произошёл переход сначала к подворному, а затем к подушному налогообложению, были учреждены управы частей города, и городские слободы прекратили существование.
В словаре Фасмера Макса
слобода́Котошихин 145, др.-русск. слобода – то же (Дух. грам. Дмитр. Донск. 1389 г., также в Псковск. I летоп., Сузд. летоп.; см. Срезн. III, 414 и сл.), укр. слобода́, блр. слобода́. Получено путем диссимиляции в – б > л – б из *свобода (см.), т. е. первонач. «поселение свободных земледельцев». Что касается обозначения места, то ср. польск. gоsроdа «трактир», далее польск. Wоlа, Zduńskа Wola и др. слова аналогичного происхождения, чеш. lhota; см. Преобр. II, 323; Мi. ЕW 332; Сольмсен, Unters. gr. Lautl. 201; Ильинский, РФВ 69, 19; Френкель, ZfslPh 20, 52. Ни в коем случае не праслав. *sloboda, так как все свидетельства этой формы поздние, вопреки Сольмсену (РФВ 49, 51 и сл.). Также не от *slabъ и не подверглось влиянию со стороны последнего, вопреки Брандту (РФВ 24, 184). Ошибочно сравнение со *slověne и гот. silbа «сам» (Отрембский, LР 1, 143 и сл.).
Литература
- Бараш // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Москва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Земляной город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ямская Слобода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сотня, древнерусская сословная единица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- С. К. Богоявленский, Московские слободы и сотни в XVII в. // Московский край в его прошлом. Часть 2. — М., 1930.
- Снегирев В. Л., Московские слободы, М., 1956
- Тихомиров М. Н., Древняя Москва, XII—XV вв., М., 1992.
- История московских районов. Энциклопедия/под ред. Аверьянова К. А.. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — 830c
- Слободы // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
Литература
- Дунаев Ю. А. Топонимы окрестностей Первоуральска. Первоуральск, 2003. С. 107—108.
- Кашин Р. А. Уткинская казенная пристань // Культура и быт горнозаводского населения Урала. Первоуральск, 2002. С. 53—56.
- Миллер Г. Ф. История Сибири в трех томах. Т. 3. М.: Изд. Восточная литература, 2005. ISBN 5-02-018100-5, ISBN 5-02-018422-5
- Рундквист Н. А., Задорина О. В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. Екатеринбург, 2009. С. 289 с илл. ISBN 978-5-85383-392-0
- Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263—-1881 г. Третий период с 1645—1676 г. Пермь: Типография Губернской Земской Управы, 1884.
Список слобод Москвы
Список представлен в алфавитном порядке:
- Алексеевская слобода
- Барашевская слобода
- Басманная слобода
- Бережковская слобода
- Бронная слобода
- Вознесенская сторожевая слобода
- Воронцовская Новая слобода
- Воротники
- Гавриловская слобода
- Голутвино
- Гончарная слобода
- Грузинская слобода
- Дегтярная слобода
- Денежная слобода
- Дмитровская слобода
- Дорогомиловская слобода
- Екатерининская слобода
- Звонарская слобода
- Иконная слобода
- Казачья слобода
- Казённая слобода
- Кадашевская слобода
- Калашная слобода
- Каменная слобода, у Смоленской площади
- Каменная слобода, за Яузой
- Каменная слобода, улицы Большие и Малые Каменщики
- Кисельная слобода
- Кисловская слобода
- Коломенская слобода
- Колпачная слобода
- Большая Конюшенная слобода
- Конюшенная Новая слобода
- Котельническая слобода
- Кошельная слобода
- Кречетная слобода
- Кузнецкая слобода
- Лужники Большие
- Лужники Малые
- Лучниковая слобода
- Мещанская слобода
- Монетчики
- Мясницкая слобода
- Немецкая слобода
- Новая Дмитровская слобода
- Новая Кузнецкая слобода
- Новгородская слобода
- Новинская слобода
- Новодевичья слобода
- Овчинная слобода
- Огородная слобода
- Ордынская слобода
- Панкратьевская слобода
- Палаши
- Панская слобода
- Патриаршая певчая слобода
- Певческая слобода
- Переяславская слобода
- Печатная слобода
- Плотничья слобода
- Поварская слобода
- Пушкарская слобода
- Пятницкая слобода
- Рогожская слобода
- Ростовская слобода
- Саввинская слобода
- Садовники Малые
- Садовые слободы
- Семёновская слобода
- Серебряная слобода
- Слободка Чудова монастыря
- Столешники
- Спасская слобода
- Спиридоньевская патриаршая слобода
- Стадная слобода
- Старопанская слобода
- Стрелецкая слобода, Большой и Малый Левшинский переулки
- Стрелецкая слобода, Зубовский бульвар
- Стрелецкая слобода, Малый Каковинский переулок
- Стрелецкая слобода, Спасопесковский переулок
- Стрелецкая слобода, Большой, Малый и Средний Николопесковские переулки
- Стрелецкая слобода, южнее Каретных переулков
- Стрелецкая слобода, на Сретенке
- Стрелецкая слобода, Николоворобинский переулок
- Стрелецкая слобода, Вишняковский переулок
- Стрелецкая слобода, 1-й и 2-й Спасоналивковские переулки
- Стрелецкая слобода, Пыжевский переулок
- Сущевская Новая слобода
- Сыромятники
- Таганная слобода
- Татарская слобода
- Тверская ямская слобода
- Тетеринская слобода
- Троицкая слобода
- Трубничья слобода
- Хамовная слобода
- Шаболовская слобода
Определение слова «Слобода» по БСЭ:
Слобода — вид поселений в феодальной России. В 12-1-й половине 16 вв. С. — отдельные поселения, в том числе около города-крепости, или группа поселений, жители которых освобождались от налогов и повинностей (отсюда название «С.» — свобода). В 16 в. в городах начали формироваться С. служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (см. Иноземные слободы). В 1-й половине 18 в. в связи с созданием регулярной армии и другими государственными реформами С., сохранив своё название, превратились в обычные сёла и деревни или в поселения городского типа, а С. городов — в городские кварталы. В 19 — начале 20 вв. название«С. « получали иногда пригородные промышленные посёлки. Название «С.» сохранилось в СССР в наименованиях некоторых населённых пунктов.
Слобода — посёлок городского типа в Бобровском районе Воронежской области РСФСР, у ж.-д. станции Хреновая (на линии Георгиу-Деж — Поворино). Мебельная фабрика, филиал Георгиу-Дежского производственного объединения «Дон». Хреновской конный завод (родина орловского рысака), инкубаторно-птицеводческая станция. Лесхоз-техникум, всесоюзный заочный лесной техникум, профессионально-техническое училище по подготовке тренеров-наездников и ветеринарных фельдшеров. Туберкулёзный санаторий.
Московские слобожи
Павловская слобода — это историческое поселение, находящееся в Истринском районе (Московская область). Само же село упоминается в грамоте Ивана III в 1504 году. Период рассвета пришелся на правление Морозова Б.И., который за счет слободы расширил свои владения и сделал из нее столицу. Здесь было множество мастерских, железоделательный завод, сады и пруды. На охоту сюда даже приезжал сам царь.
Что такое слобода? В конце XIX начале XX веков – это объединенные одноименное село и слобожа. А в 1921 году из Москвы сюда перевели Арсенал, позднее появилась железная дорога. В период массовой коллективизации на окраине появился колхоз «Серп и Молот». А в Благовещенском храме открывается кожевенная фабрика. Зимой 1941 года под слободой велись ожесточенные бои 108-й стрелковой дивизии и немцев. В 1950-е годы появляется гигантский колхоз «Путь к коммунизму».
После 2006 года округ исчезает с карт как муниципальная единица, а все населенные пункты передаются в одноименное сельское поселение.
В промышленном районе Москвы есть улица Ленинская Слобода. В древние времена это была Симоновская Слобода, с живописными окрестностями. На сегодняшний день здесь ничего не напоминает о тех временах, все перестроено, старые здания снесены, а в округе — заводы и бизнес-центры. А еще в 1930 году здесь был знаменитый Лизин пруд. О нем писал даже Карамзин Николай, в повести «Бедная Лиза» (1792 год). В повести говорится, что именно в этом пруду утопилась Лиза, поэтому позднее водоем стали так называть.
История
Из слобод состоял посад Москвы. Слободы были образованы посадскими людьми, которые пользовались определенными льготами, получаемыми от великого князя или царя.
Все слободы зависели по общей городовой управе от Земского дворца или Земского приказа. В XVII веке в Москве было около 150 слобод, все они располагались за пределами Кремля. Известно, что в Китай-городе числилась только одна Патриаршая певчая слобода, в Белом городе значилась 21 слобода, но главная их масса находилась в пределах Земляного города и в Замоскворечье.
Все слободы были подчинены одним законам и имели общее административное устройство, но по обычаям и быту они так сильно отличались, что трудно было встретить две одинаковые слободы.
Согласно документам XVII века, московские слободы различались по сословному составу, по профессиям и повинностям, всего их было пять групп:
- дворцовые и казенные, включавшие 51 слободу;
- военные (стрелецкие, пушкарские и так далее) — 33 слободы;
- монастырские и владычные (патриаршие и митрополичьи) — 26 слобод;
- для проживания иностранцев — 8 слобод;
- большая группа в 25 тяглых слобод, получивших название «чёрных» сотен и слобод.
Жители «чёрных» слобод должны были выполнять определенные повинности. «Чёрные» слободы находились в подчинении Земского приказа. Жители должны были следить за состоянием всех строений в слободе, дорог, мостов, в каждой слободе следовало иметь пожарную команду. Служба полицейских и исполняющих финансовые и судебные обязанности оплачивалась из средств слобожан.
В слободах действовало самоуправление, жители сами выбирали всех должностных лиц (старосту, десятских, целовальников и других). Канцелярия и тюрьма располагались в съезжей избе, которая находилась в центре слободы. Администрация каждой слободы находилась под надзором дворянина, назначавшегося Разрядным приказом. Все слободские дела решались сходками на братском дворе, который ставился на общий слободский счёт и по преимуществу вблизи слободской церкви, занимавшей всегда видное место в каждой слободе; около церкви помещалось слободское кладбище, на котором слобожане хоронили своих отцов и дедов и всех родных. Так, из слобод образовались почти все приходы Москвы. Старосты всех слобод встречались на общем собрании.
В 1649 году было запрещено создавать новые слободы. После того, как в начале XVIII веке столицей государства и страны стал Петербург, дворцовые слободы стали пустеть.
После того, как в 1722 году ремесленников обязали записываться в цеха, а в 1724 году горожан обложили подушным налогом, жители слобод стали переходить в разряд купцов и мещан, именно в этот период перестало существовать слободское самоуправление.
Названия многих слобод сохранились в наименованиях московских местностей, улиц, переулков.