Инклюзивное образование

Литература

  • Материалы международной научно-практической конференции ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Томск, 18-20 июня 2008 г. Научное редактирование: АНУФРИЕВ С. И., АХМЕТОВА Л. В./ сборник трудов конференции.Изд-во ТЦНИ, Томск, 2008.- 482 С. ISBN 978-5- 89702-220-5
  • Материалы Международной научно-практической конференцииИнклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск. гор. психол.- пед. ун-т; Редкол.: С. В. Ал`хина и др. — М.: МГППУ, 2011.
  • Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Ал`хина С. В. — М.: ООО «Буки Веди», 2013.
  • Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н. Борисова. — М.: РООИ «Перспектива», 2011.

История

Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием

Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л

С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Одной из важных вех инклюзивного образования является создание первого кэмпхиллского сообщества австрийским врачом-психиатром К. Кёнигом (1902–66) в 1940 близ Абердина (Шотландия). Кэмпхиллская педагогика основана на принципах антропософии Р. Штейнера. Кэмпхиллские школы, использующие наработки Вальдорфской педагогики, ставят целью воспитание детей в соответствии с их потенциальными возможностями. К. Кёниг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм. Он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая теория измеряемого интеллекта.

В июне 1994 года принята (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.), согласно которой:

Каждый ребёнок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счёте, рентабельность системы образования.

Виды инклюзивных учреждений

Для выполнения разработанных программ должны быть созданы различные организации дошкольного и школьного образования, а также выполнены все условия для реализации учебного процесса.

Классификация инклюзивных учреждений:

Организации Формы
Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях
  1. Служба ранней помощи (от 2 месяцев до 3 лет).
  2. Инклюзивная группа (с 3 лет).
  3. Группа неполного дня пребывания.
Школьные учреждения Инклюзивные классы.
Специализированные образовательные организации для детей с ограниченными возможностями Инклюзивные классы с включением детей непрофильного заболевания.
Учреждения инклюзивного профобразования (техникумы, колледжи)
  1. Обучение в общих группах со студентами без каких-либо отклонений.
  2. Целевая группа (обучение по специальной программе).
ВУЗы
  1. Инклюзивная группа.
  2. Обучение по специальным программам, с возможностью посещения всех студенческих мероприятий.

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях направлено на обеспечение социальной адаптации малышей с ОВЗ, освоению необходимых навыков для дальнейшего обучения в школе. В группу входят как обычные дошкольники, так и дети-инвалиды. Воспитатель инклюзивного коллектива должен быть дефектологом с педагогическим образованием или иметь специальный медицинский профиль.

Временное пребывание в специальном коллективе для детей с нарушениями развития проводится в обычном ДОУ. Преподаватели различной направленности проводят работу с особенными малышами до обеда. Воспитанники учатся играть и общаться друг с другом, а также посещают общие мероприятия и праздники в ДОУ.

Инклюзивные классы могут создаваться в любом общеобразовательном учреждении. Главным условием является создание адаптивных условий для пребывания в здании и обучения детей с ОВЗ. Класс формируется из обычных школьников и ребят с различными нарушениями развития.

Учреждение инклюзивного высшего образования для студентов с ОВЗ обязаны разработать специальные программы, учебники и пособия, а также предоставить сурдопереводчиков для глухонемых учащихся. (ФЗ 273 от 29.12.2012 ст.79 п. 11).

Отечественный опыт

Так, в 1991 г. была открыта московская инклюзивная школа «Ковчег». Осень следующего года стала отправной точкой в реализации интеграционного проекта.

Его цель заключалась в открытии экспериментальных площадок для лиц с ограниченными возможностями. Результатом стало участие в проекте 11 регионов. Для оценки успешности проекта в 1995 и 1998 годах были организованы международные конференции.

По состоянию на 2008-2009 г. инклюзивное образование в России экспериментально внедрялось в Московской, Архангельской, Ленинградской, Самарской, Владимирской, Томской, Нижегородской и иных областях.

Российский опыт предусматривает применение следующих подходов для обучения лиц с ограниченными возможностями:

  • Дифференцированный ориентирован на лиц с диагностированными нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. Осуществляется только на базе специально предназначенных учреждений (коррекционных учебных заведений).
  • Интегрированный подразумевает нахождение особых детей в специально организованных группах (классах) обычных учебных заведений.
  • Инклюзивный представлен в виде совмещенного обучения детей с особыми нуждами и обычных ребят.

Исследования эффективности инклюзивного образования

Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования:

  • критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет;
  • как идентифицировать инклюзию в школе;
  • как зафиксировать изменения в развитии учащихся;
  • как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и инвалиды.

Восприятие исследовательским сообществом инклюзивного образования

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей-инвалидов (ОВЗ): участвуют в бо́льшем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с бо́льшей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети-инвалиды могут освоить), оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Инклюзивное образование: за и против

Особенно существенны преимущества инклюзии для детей-инвалидов. Например, в рамках общего образования дети с особенными потребностями в обучении показывают более высокий уровень социального взаимодействия со сверстниками по сравнению с воспитанниками специальных (коррекционных) учреждений. Если количество детей с особенностями развития находится в естественной пропорции по отношению к «нормальным» детям, то механизмы социализации налаживаются.

Кроме того, ученики с инвалидностью, находясь в условиях общеобразовательных школ, получают больше возможностей для взаимодействия со здоровыми сверстниками и для психического и интеллектуального развития. «Обычные» дети в этом случае являются носителями социальной модели, свойственной конкретному возрасту. Кроме того, дети, которые имели опыт обучения в инклюзивных условиях, во взрослом возрасте больше общаются с людьми без инвалидности, чем те, которые такого опыта не имели.

Аргументы против включенного образования сводятся к тому, что при обучении детей с особенностями совместно со здоровыми сверстниками возникают некоторые социальные трудности, «особенные» ученики получают недостаточные знания. Конечно, уже из такого краткого сопоставления видно, что реализация принципов инклюзивного образования несет преимущественно положительные последствия.

Концепция инклюзива в образовании

ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании» раскрывает понятие инклюзивного обучения. Статья 2. П.27 гласит, что каждый ребенок, с учетом его индивидуальных способностей или отклонений имеет право на общее образование. Эта идея исходит из концепции, закрепленной Конституцией (ст.43) о правах ребенка, и опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ).

В рамках программы должны быть созданы учреждения инклюзивного образования, которые будут основываться на главном принципе – совместности учащихся. На одной территории могут находиться дети из разной социальной среды с определенными возможностями.

В современных учреждениях общего образования уже можно встретить учащихся-инвалидов, но до сих пор они чувствуют негативные эмоции, непонимание и отчужденность. Проблема совместности требует от всего коллектива внимательности, взаимного уважения, вежливости, принятия людей с ОВЗ, как равных.

Особенность инклюзивного обучения построена на следующих принципах:

  • Каждый имеет чувства и мысли, нуждается в коммуникативном общении, имеет право быть услышанным;
  • Ценность человека не зависит от физических и умственных достижений;
  • Получение полноценного образования возможно при взаимном сотрудничестве и естественных отношениях;
  • Отличия развивают личные способности и повышают качество жизни особенных людей.

Главная цель инклюзивного образования – это построение благоприятной среды, в которой потребности каждого ребенка, не зависимо от его физических или интеллектуальных недостатков, будут удовлетворены.

История

Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием

Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л

С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Одной из важных вех инклюзивного образования является создание первого кэмпхиллского сообщества австрийским врачом-психиатром К. Кёнигом (1902–66) в 1940 близ Абердина (Шотландия). Кэмпхиллская педагогика основана на принципах антропософии Р. Штейнера. Кэмпхиллские школы, использующие наработки Вальдорфской педагогики, ставят целью воспитание детей в соответствии с их потенциальными возможностями. К. Кёниг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм. Он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая теория измеряемого интеллекта.

В июне 1994 года принята (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.), согласно которой:

Каждый ребёнок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счёте, рентабельность системы образования.

История

Мировая практика

Первые попытки интегрировать инвалида в общество проводились параллельно в Скандинавских странах, США и Японии. В 1970-х годах в Скандинавии приняли принцип «нормализации», который позволял людям с инвалидностью «вести повседневную жизнь и жить в условиях, максимально приближенных к условиям жизни в обычном обществе». С того времени начались разработка и внедрение нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашён принцип инклюзивного образования и введён в международную практику термин «инклюзия». В принятой декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями были записаны первые принципы инклюзии:

Каждый ребёнок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребёнка.
Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминацией, создают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и рентабельность системы образования.

В 2000 году в Дакаре на Всемирном форуме по образованию было создано международное движение «Образование для всех», участники которого выступили за доступность качественного базового образования для детей, молодёжи и взрослых. 13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, в которую вошли положения об инклюзивном образовании. Формирование включающего образования является основным направлением ЮНИСЕФ.

Наиболее совершенную законодательную базу в области инклюзивного образования имеют Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Испания, Швеция, США и Великобритания.

Развитие в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». 31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне.

Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Проблемы в реализации нового вида обучения

В реализации основных принципов инклюзивного образования на текущий момент существует несколько проблем.

Во-первых, на сегодняшний день нет гибких образовательных стандартов, которые обеспечивали бы возможность инклюзии.

Во-вторых, актуальные учебные планы не соответствуют образовательным потребностям «особенного» ребенка.

В-третьих, педагогический состав большинства школ просто не готов к включению в образовательный процесс учеников или воспитанников с особыми потребностями. Воспитатели и учителя не знают основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей развития детей с инвалидностью, методик и технологий организации учебного процесса.

В-четвертых, в расписании общеобразовательных учреждений нет дополнительных ставок для специальных работников: педагогов-психологов, медицинских работников, логопедов, тифлопедагогов, сурдопедагогов и других специалистов.

Кроме того, имеются и такие барьеры, как:

  • Люди и их негативное отношение.
  • Нехватка оборудования.
  • Низкая зарплата педагогов.
  • Отсутствие свободного доступа к знаниям.

Понятие инклюзивного образования в наше время

Смысл термина «инклюзия» — включение, а если в контексте темы – реальное вовлечение людей с отклонениями в развитии в полноценную жизнь социума. Соответственно термин «инклюзивное образование» означает один из путей совершенствования образования, основанного на идее о том, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями) в нашем социуме должны и полноценно развиваться, и активно участвовать в общественной жизни.

Эта инновационная идея ориентирована на создание доступных кондиций обучения для всех без исключения, в том числе для детей с ОВЗ.

В современной России реализуются 3 вида обучения детей с отклонениями:

  • Обучение по видам ограничений у детей с нарушенной речью, слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, психическим развитием, в спецучреждениях 1-8 видов;
  • Интеграционное, реализуемое в спецклассах учебных учреждений;
  • Инклюзивное, когда дети с ОВЗ учатся в одном коллективе с обычными детьми.

Последний вид находится в России на начальном этапе развития и имеет под собой государственное нормативное обеспечение в виде Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также целого ряда международных конвенций. Соответствующая программа развития включает не только приспособление школьной среды, но и обязательное обучение педагогов, куда входят направления:

  1. По формированию дополнительной системы индивидуальной поддержки;
  2. Обучение в соответствии с личными планами обучения;
  3. Изменение системы оценки и аттестации школьников по этим планам.

Педагогам, работающим в этой системе, как никому подходят слова Конфуция – «Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей». Иными словами, именно тонкий психолого-педагогический подход особенно актуален в работе с детьми с ОВЗ.

Идеологически, инклюзивное образование полностью отвергает какую-либо дискриминацию детей, поскольку призвано обеспечить равные отношения со всеми учащимися, создавая при этом благоприятную среду для развития детей, испытывающих различные познавательные потребности.

Речь идёт о формировании гибкой системы обучения, учитывающей потребности всех детей, разных этнических групп, пола, возраста, разных социальных групп, а не только детей с ОВЗ. Качество гибкости системы должно обеспечивать подстройку под особенности детей, а не наоборот. Преимущества внедрения системы должны получать все учащиеся, а не только отдельные группы.

Примечательно, что эта, в полной мере инновационная идея носит выраженную гуманистическую направленность – важно помочь человеку развиваться достойно и свободно, в соответствии с его склонностями, а нередко и талантами. https://www.youtube.com/embed/dO1Z91PmJmU

Базовые принципы системы

В основу системы положены восемь базовых гуманитарных принципов:

  • Ценностное качество личности имеет непреходящее значение и не зависит от её способностей;
  • Любой человек – это чувствующий и думающий организм;
  • Право общаться и быть принятым универсально и распространяется на всех;
  • Настоящее, реальное образование может быть реализовано исключительно в русле полноценных, педагогически продуманных взаимоотношений;
  • Люди испытывают нужду в дружеских отношениях и поддержке;
  • Содержание прогресса в развитии состоит именно в том, что человек может делать, а не в том, чего он делать не может;
  • Многообразие способствует развитию всех сторон человеческой жизни.

Кроме этого, система должна охватывать учебные заведения всех уровней образования, от среднего, до высшего. Главная цель системы – формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для детей с ОВЗ.

Практическими же целями и задачами такого учебного заведения являются:

  1. Организация целостной и гармоничной, психологически комфортной учебной среды, предусматривающей различные пути и методы детского развития;
  2. Разработка системы продуктивной психологической поддержки образовательного цикла посредством привлечения диагностико-консультативных, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических, социально-трудовых методов работы;
  3. Разработка и внедрение инновационных программ, направленных на повышение педагогического профессионализма;
  4. Разработка и внедрение новых моделей инклюзивного образовательного цикла в учебных заведениях.

Исследования эффективности инклюзивного образования

Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования:

  • критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет;
  • как идентифицировать инклюзию в школе;
  • как зафиксировать изменения в развитии учащихся;
  • как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и инвалиды.

Восприятие исследовательским сообществом инклюзивного образования

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей-инвалидов (ОВЗ): участвуют в бо́льшем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с бо́льшей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети-инвалиды могут освоить), оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Законодательная база

Для урегулирования спорных моментов предусмотрен закон об инклюзивном образовании. Основным правовым актом считается Конституция Российской Федерации. В статье 43 этого документа прописана основная идея.

Среди иных нормативно-правовых документов, подтверждающих инклюзивный подход, принято выделять:

  • Федеральный закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 № 181-ФЗ статья 19).
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  • Конвенция ООН «О правах инвалидов» (редакция от 2008 г.; статья 24).
  • Конвенция ООН «О правах ребенка».

Функционирование учебных заведений, реализующих основы инклюзии, зиждется на ФГОС. В соответствии с этим документом разрабатываются программы, реализуемые в школах и вузах.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector