Грамотная речь
Содержание:
- История термина
- Происхождение племени
- История термина
- «Поправки будут ущемлять другие народы и их языки»
- Первый этап на пути к президентству пройти легко, но далее всё усложняется…
- Литература
- Много наручных часов во сне
- «Попытки подыгрывать русско-националистическим силам»
- Казанский Кремль: «Путин особо подчеркнул важность национальных языков»
- Политология
- Традиции
- Лукашенко нужно погасить волну «подписной революции»
- История
- В словаре Д.Н. Ушакова
История термина
Применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т. п. В дальнейшем, особенно, с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение. Например, многочисленные племена «варваров» римляне объединяли в галлов, франков, германцев, даков и т. п. При этом, римляне прекрасно знали об их внутреннем делении на десятки крупных и мелких родов, что засвидетельствовано в многочисленных римских «хрониках». Например, современный город Париж был основан паризиями. Зачастую, объединяющим признаком становился близкий язык. Например, греки, а затем римляне именовали все иные народы ономатопом «барбарос» — имитация непонятной речи. Аналогично, у восточных славян киевский монах Нестор-летописец использовал как объединяющий или различающий признак «языци». Существовали и совершенно странные наименования других народов, которые им давали пришельцы.
С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Со временем, при захвате соседних земель и подчинения населявших их народов, сложилась практика именовать объединение названием народа-завоевателя. Например, восточно-славянские летописи напавших с Востока захватчиков именовали «татарове». Позже название заменено по имени правящего народа «монгол» (в китайских хрониках мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) и комбинированные «монголо-татары» или «татаро-монголы».
Потому:
- Именование «древними греками» многочисленные народы следует понимать как объединённые культурой эллинизма и языком, а вовсе не этническим (кровным) родством. Жители полиса Херсонес в Крыму давали клятву не отдавать город «ни варвару, ни эллину», так как были этническими выходцами из Малой Азии (совр. Турции).
- Поверхностно знакомые с историей и культурой других народов люди на территории бывшего СССР и сегодня всех граждан «Объединённого королевства» называют «англичанами», хотя шотландцы, уэльсцы, ирландцы и другие народы, населяющие Британские острова, себя таковыми, конечно, не считают и именуются подданными британской короны. Аналогично, граждане ФРГ называют себя deutsch (дойч), но помнят, что они баварцы, саксонцы и другие народы. Проживая в других странах, они также используют это слово для самоидентификации. Многие граждане Франции знают себя как нормандцы, бретонцы, валлонцы и др, но являются патриотами государства.
- Симметрично стои́т прилагательное, которым иностранцы именовали поданных Российской державы русские. Поданных существовавшего ранее Московского государства они именовали — московиты. Традиция использования русские сохранилась и для граждан СССР: иностранцев не особо интересовали названия и самоназвания тысяч проживающих там народов.
- Также, в связи с имущественным и социальным разделением сообществ, слово народ приобрело и другие, не свойственные первоначальному, значения. Например, граждане Республики Индия разделены на множество народов, языков и каст и потому считать их «народом» не корректно.
Происхождение племени
Существует много теорий и легенд о происхождении народа, вот основные:
- Официально считается, что ли — это потомки тайских и индонезийских племен или наследники лоюэ. Таиязычные аборигены, поселились на острове Хайнань, что сейчас принадлежит Китайской народной республике. Все потому, что ханьцы начали изгонять всех из своих земель и ли вынуждены были бежать. Так они переселились на остров и живут там до наших дней. Всего численность провинции Хайнань около 8 млн человек и 15 % населения из них — это народ ли.
- В одной из историй рассказывается, как очень давно был сильный потоп. И родные брат с сестрой попали на безлюдный остров. Чтобы брат не узнал девушку, она по всему лицу сделала татуировки. Затем он на ней женился и от такого брака родились первые ли. В эту историю верят сами представители этого народа.
Хайнань
История термина
Термин «народ» применяли[кто?] изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т. п. В дальнейшем, особенно с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение. Например, многочисленные племена «варваров» римляне объединяли в галлов, франков, германцев, даков и т. п. При этом римляне прекрасно знали об их внутреннем делении на десятки крупных и мелких родов, что засвидетельствовано в многочисленных римских «хрониках». Например, современный город Париж был основан паризиями. Зачастую объединяющим признаком становился близкий язык. Например, греки, а затем римляне именовали все иные народы ономатопом «барбарос» — имитация непонятной речи. Аналогично, у восточных славян киевский монах Нестор-летописец использовал как объединяющий или различающий признак «языци». Существовали и совершенно странные наименования других народов[какие?], которые им давали пришельцы.
С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Со временем при захвате соседних земель и подчинения населявших их народов сложилась практика именовать объединение названием народа-завоевателя. Например, восточно-славянские летописи напавших с Востока захватчиков именовали «татарове». Позже название заменено по имени правящего народа «монгол» (в китайских хрониках мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) и комбинированные «монголо-татары» или «татаро-монголы».
Потому:
- Именование «древними греками» многочисленные народы следует понимать как объединённые культурой эллинизма и языком, а вовсе не этническим (кровным) родством. Жители полиса Херсонес в Крыму давали клятву не отдавать город «ни варвару, ни эллину», так как были этническими выходцами из Малой Азии (совр. Турции)[источник не указан 16 дней].
- Поверхностно знакомые с историей и культурой других народов люди на территории бывшего СССР и сегодня всех граждан «Объединённого королевства» называют «англичанами», хотя шотландцы, уэльсцы, ирландцы и другие народы, населяющие Британские острова, себя таковыми, конечно, не считают и именуются подданными британской короны. Аналогично, граждане ФРГ называют себя deutsch (дойч), но помнят, что они баварцы, саксонцы и другие народы. Проживая в других странах, они также используют это слово для самоидентификации. Многие граждане Франции знают себя как нормандцы, бретонцы, валлонцы и др., но являются патриотами государства.
- Симметрично стои́т прилагательное, которым иностранцы именовали подданных Российской державы, — русские. Поданных существовавшего ранее Московского государства они именовали — московиты. Традиция использования русские сохранилась и для граждан СССР: иностранцев не особо интересовали названия и самоназвания сотен проживающих там народов.
- Также, в связи с имущественным и социальным разделением сообществ, слово народ приобрело и другие, не свойственные первоначальному, значения. Например, граждане Республики Индия разделены на множество народов, языков и каст, и потому считать их «народом» некорректно[источник не указан 16 дней].
«Поправки будут ущемлять другие народы и их языки»
Такие поправки (как и многие другие) вызывают бурные споры в обществе. Русские националисты в целом приветствуют изменения, касающиеся языка и народа. Более того, даже был создан специальный сайт «Русских — в Конституцию России», где предлагается подписаться под соответствующим обращением. На момент подготовки материала под письмом подписались 5,5 тысячи человек.
Вместе с тем татарские и башкирские общественники возражают против этих предложений, считая их как минимум вредными для многонационального общества и страны в целом. В этой связи некоторые припоминают историю с введением добровольного принципа изучения родных языков, после чего многим учителям татарского и башкирского языков пришлось срочно переучиваться на новые специальности.
Так, башкирский активист, основатель БОО «Башкорт» Фаиль Алчинов (Алсынов) в беседе с корреспондентом «Реального времени» заявил, что он выступает категорически против любых изменений в Конституции, а относительно положения о государствообразующем народе подавно.
— Эти поправки будут ущемлять другие народы (башкир, татар и других) и их языки, — подчеркивает он. — У нас многонациональная федерация, у нас есть национальные республики. И такая политика в отношении национальных регионов идет давно — со времен, когда стали менять должности президентов республик на глав.
Не поддержали такую поправку и некоторые мусульманские деятели. Например, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль Самигуллин не нашел положительных перспектив за закреплением нового понятия «государствообразующий народ», тем более в отношении русских. Впоследствии советник Володина Анастасия Кашеварова раскритиковала слова муфтия, посчитав, будто он не читал текст поправок. Довольно резко отреагировал на заявление председателя ДУМ РТ и русский националист, публицист Егор Холмогоров, употребив в его отношении непечатные выражения. При этом Камиль хазрат положительно оценил другое предлагаемое нововведение — упоминание Бога в основном законе.
А директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов уверен в бесполезности каких-либо изменений в Конституции, поскольку с ней, по его мнению, уже мало считаются.
— Можно сколько угодно заниматься этой словесной эквилибристикой, но суть от этого не поменяется, — подчеркивает историк в интервью «Реальному времени». — Есть уже сложившаяся этнополитическая ситуация. И ее каким-то образом просто Конституцией не изменить. Вообще, в России роль Конституции невелика. В процессе ее принятия или изменения ее активно обсуждают, а потом о ней забывают.
Первый этап на пути к президентству пройти легко, но далее всё усложняется…
Проблема в том, что, согласно законодательству, пройти первый этап на пути к президентству относительно легко. По словам председателя ЦИК Лидии Ермошиной, практически никому не отказали в праве зарегистрировать инициативную группу. Но для дальнейшей работы необходимо собрать за месяц 100 тысяч подписей, а это мало кому удается.
В итоге Ермошина отказала 22 инициативным группам, связанным с одним из классиков националистической оппозиции Николаем Статкевичем. Он планировал на первом этапе выдвинуть как можно больше претендентов в кандидаты, чтобы иметь возможность легально митинговать под видом сбора подписей.
В ЦИК задвинули и популярного блогера Сергея Тихановского, предъявив ему, что он не явился туда лично. Пикантности ситуации придает тот факт, что Тихановский отбывал административный срок за участие в зимних митингах против интеграции с Россией.
При этом избирком зарегистрировал инициативную группу жены Тихановского Светланы, а самого блогера выпустили из ИВС. Источники, близкие к ситуации, отметили, что такое решение было принято по просьбе новых американских друзей Лукашенко.
Литература
- Народы / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 367–370. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Народ / Ашин Г. К., Бутенко А. П., Игитханян М. // Философская энциклопедия : в 5 т. / Под ред. Ф. В. Константинова. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
- Народ // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Много наручных часов во сне
Мужчина, внешне незнакомый, но я понимаю, что это мой умерший брат, возится с кучей наручных женских часов на браслетах, среди них есть и мои часы, давно сломанные и потерянные (я очень люблю наручные часы, у меня их целая коллекция), но много и незнакомых но очень красивых и дорогих часов, он их заводит, и они начинают ходить, я говорю, то он нашел мою коллекцию часиков, и указываю на одни из моих золотых часов, он улыбается, и одевает их на мою руку, мне хочется получить и остальные, и они непонятно как все оказываются у меня на руке, все очень красивые, изящные, есть даже часы-колечко, в виде царской короны, все часы из дорогих металлов, некоторые украшены камешками, стрелки почти не видно, лишь общий намёк, примерно 6 — пол шестого вечера, но я почему-то решаю что примерно 5 — пол пятого. Брата во сне я воспринимаю то как брата, то как незнакомого молодого человека, он постоянно улыбается. Вообще я боюсь видеть брата во сне, ибо после своей смерти он 3 года ходил ко мне по ночам и пытался убить, я часто просыпалась с синяками и царапинами, а перестал он меня мучить только после смерти матери, он пришел ко мне в очередной раз, но моя мёртвая мама его унесла на руках как ребёнка, успокаивая, что они заберут меня потом… После этого я его 15 лет почти не видела, и вот он пришел с часами, и улыбался
«Попытки подыгрывать русско-националистическим силам»
Этнополитолог Ильдар Габдрафиков считает, что такие положения не стоит включать в основной закон, поскольку они будут играть на руку лишь определенным силам.
— Все народы России, особенно те, которые имеют свои национально-территориальные образования, являются соучредителями Российской Федерации, — говорит эксперт. — Эти поправки — попытки подыгрывать русско-националистическим силам, подбодрить русских, поднять некий патриотический дух. И нет необходимости в таких формулировках о русском языке, русском народе.
По его мнению, такое нововведение грозит неблагоприятными последствиями. Во-первых, это может вызвать ответный рост антирусских настроений внутри страны. Во-вторых, другие народы будут чувствовать себя дискомфортно, поскольку, в отличие от русских, они не будут упомянуты в главном документе.
— Может быть, эти проблемы проявятся не сразу, но в конечном итоге дадут о себе знать, — предупреждает этнополитолог. — Надо отходить от этих этнических принципов в Конституции и прописывать примат гражданских ценностей: гражданин, независимо от этнической и конфессиональной идентичности, обладает всей полнотой прав.
Однако наш собеседник не связывает эти поправки с предстоящей переписью населения, как предполагают некоторые активисты.
— Указывать какой-то народ государствообразующим — дело лишнее. Мы и так видим доминирование русского языка, культуры, истории. И специально прописывать все это в Конституции нет необходимости, — резюмирует Ильдар Габдрафиков.
Казанский Кремль: «Путин особо подчеркнул важность национальных языков»
Отметим, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, входящий в состав рабочей группы, на встрече с Путиным высказал опасения, «не будет ли ущемления» других языков и не вызовет ли каких-либо запретов на «туган тел»? По его словам, этот вопрос поднимают преподаватели национальных языков в республиках.
— Надо четче прописать, появится ли возможность изучать язык отца, матери, дедов, прадедов, сохранить его в конце концов? — обратился спикер татарстанского парламента к главе государства. Однако Путин ответил, что руководство страны будет «защищать языковое многообразие России».
Как рассказала «Реальному времени» пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова, Фарид Мухаметшин, будучи членом рабочей группы, выразил официальную позицию Татарстана (и Рустама Минниханова).
«Надо четче прописать, появится ли возможность изучать язык отца, матери, дедов, прадедов, сохранить его в конце концов», — считает Фарид Мухаметшин. Фото Максима Платонова
— На встрече звучала необходимость учитывать и национальные языки, — сообщила Галимова. — Больше к словам Фарида Хайрулловича добавить нечего
Тем более Владимир Владимирович особо подчеркнул важность национальных языков и определения их роли, в этой связи есть формулировка в Конституции. Мы изначально поддерживаем все инициативы по изменению Конституции, которые проговорены Владимиром Владимировичем Путиным
Корреспондент «Реального времени» попытался узнать мнение по этой теме и у руководства Башкирии. Однако пресс-секретарь главы Башкортостана Диана Ихсанова сообщила, что данный вопрос комментировать не будет.
Тимур Рахматуллин
ОбществоВласть БашкортостанТатарстан
Политология
Свобода, ведущая народ, картина Эжена Делакруа (1830)
В полит-экономическом смысле слово «народ» нередко употребляется как народ (простонародье), близкое к понятию «мужики», «селяне» и т. п. В этом применении означает основную непривилегированную массу населения (см. также «массы», «базис»), в противоположность «элитам» и «власти»:
Вышли мы все из народа,Дети семьи трудовой… |
Существует ряд подходов к оценке роли народных масс в истории, от пренебрежительного отношения к «толпе» до народничества как признания за народом высшей, экзистенциальной ценности. В этом ряду информационный подход занимает промежуточное положение. Здесь предполагается разделение социальных процессов на две фундаментальные группы: процессы «сверху вниз» и процессы «снизу вверх». Субъектами первых из них являются элиты (не обязательно — правящие), субъектом вторых — народ (базис). Например, споры о сущности Оранжевой революции 2004 года на Украине сводятся именно к этой дихотомии: были ли события кем-то организованы и оплачены («сверху вниз») или представляют собой реальное проявление воли украинского народа («снизу вверх»). Элиты здесь рассматриваются как носители определённых моделей реального мира (политических, идеологических, экономических, военных и т. д.). Народ (базис) сравнивает между собой не столько эти модели, сколько сами элиты, которые их предлагают, оценивая их эмоционально (но при этом — весьма адекватно)[источник не указан 16 дней].
Традиции
Праздники у славян были важной частью общественной жизни. Большинство языческих праздников отмечалось всей деревней с народными гуляньями, плясками, песнями, ритуалами
Каждая такая дата являлась священным днем, который имел магическое значение. В этот день человек ментально связывался с духами, поклонялся божествам, просил у них благополучия, хорошего урожая. В праздники запрещалось выполнять какие-либо работы, нужно было веселиться, участвовать в обрядах. Все славянские праздничные дни привязаны либо к смене сезонов года, началу или окончанию полевых работ, либо наступлению особого магического периода. В зимнее время праздников было больше, так как это время, свободное от сельскохозяйственной работы. Позднее, после прихода христианства, языческие праздники смешались с православными. Зимой русские отмечают такие важные даты:
- Новый год.
- Рождество — 7 января.
- Святочная неделя.
- Крещение — 19 января.
- Масленица.
Рождество — православный праздник, один из самых значимых у христиан всего мира. Он знаменует рождение Иисуса Христа. На Рождество дарят подарки, что олицетворяет подношение трех волхвов младенцу. Накрывают праздничный стол. В древности резали домашний скот, готовили мясные блюда, а также пироги, блины, рыбные яства. На Рождество молодежь устраивает колядки. Молодые люди и дети ходят от дома к дому и исполняют обрядовые песни. За это им дают сладости, угощения. В эту же ночь начинается святки — основной зимний праздник на Руси. Это время веселья и отдыха, когда никто не работает. Святки состоят из 12 дней: «от звезды до воды» и заканчиваются на Крещение. Фраза «от звезды до воды» означает период от появления первой звезды (канун Рождества) до освящения воды на Крещение. По древним поверьям, в святки на землю спускаются души умерших людей, а также нечистая сила. В это время могут происходить чудеса. На святки принято гадать на свою судьбу, замужество.
Крещение еще называется богоявлением, так как в этот день Господь явился в качестве Отца, Сына и Святого Духа. Это произошло во время крещения Иисуса в реке Иордан, который проводил Иоанн Креститель. По традиции, в ночь на 19 января православные люди купаются в проруби. Это означает символическое смывание грехов, очищение души и тела. Считается, что вода в эту ночь обладает целебными свойствами. В конце зимы отмечается Масленица. Она считается языческим праздником, сохранившим славянскую мифологию. Он посвящается богу Яриле, который символизирует солнце. Масленицу празднуют целую неделю, пекут блины, ходят в гости, народ устраивает гулянья. Ее отмечают за 7 недель до Пасхи. Праздник выпадает на конец февраля или начало марта. В последний день Масленицы сжигают чучело зимы, чтобы ускорить ее уход. Также русские традиционно отмечают такие праздники:
- Вербное воскресенье.
- Пасха.
- День Ивана Купалы.
- Ильин день.
- Яблочный спас.
- Покров.
Очень интересным является День Ивана Купалы. Его отмечают почти во всех европейских странах. Корни праздника берут начало в языческих обрядах очищения. До христианизации его праздновали в день летнего солнцестояния. Он был посвящен богу Яриле и максимальному расцвету природы. Со следующих за этим днем суток ночное время прибавляется, а дневное идет на убыль. Некоторые историки считают, что название Купала является трансформированным именем Иоанна Крестителя. Ночь на Купалу наполнена различными ритуалами. Это магическое время, когда проводятся обряды очищения, сбор трав, гадания. Обязательным действием было массовое купание в реке или озере. Нечистая сила оставляла воду, и она приобретала чудодейственные свойства.
Девушки гадали на венках. Если венок, положенный в воду, не утонет, это предсказывает долгую жизнь, счастье. Также существовал обряд с огнем. На берегу разводили высокий костер, вокруг него водили хороводы, пели и танцевали. Затем прыгали через него, иногда вдвоем — парень с девушкой. Удачный прыжок означал, что в будущем они поженятся. Если женщина не приходила к костру, то ее могли обвинить в том, что она ведьма. Девушки собирали травы, которые наделялись магической силой. Из них делали целебные снадобья.
Лукашенко нужно погасить волну «подписной революции»
Политолог Павел Усов считает, что Лукашенко нужно задействовать «силовые ресурсы для того, чтобы погасить волну «подписной революции». Согласно его прогнозам, администрация Лукашенко сделает все, чтобы убрать не только Тихановского, но и солидных альтернативщиков: экс-банкира Виктора Бабарико и экс-дипломата Валерия Цепкало. Это те политические тяжеловесы, которые поддержали возможную Плошчу.
«Белоруссия должна стать частью Росбелсии»
Впрочем, как писали в «Телеграм»-канале неДума, «если вы поддерживаете и «качаете» Тихановского со товарищи — вы поддерживаете местного Навального. И в случае его победы (или Майдана) Белоруссию заберёт Запад и ЕС».
Они также предполагают, что «если начнётся дискотека, то пойдёт «в связи с экстраординарной ситуацией, сложившейся в Белоруссии, угрозой жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников, личного состава воинского контингента Вооруженных сил Российской Федерации, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Белоруссии, необходимо использование Вооруженных сил Российской Федерации на территории Белоруссии до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».
«В любом случае, определитесь — вы хотите видеть ракеты НАТО под «Пагоней» и чужим бело-красным флагом — или братские города под флагом России общим?» — заключают авторы.
Добавим, что Александр Лукашенко уже заявил: «Майданов в Беларуси не будет», хотя представитель МВД РБ предупредил, что обстановка в стране накаляется, идут провокации.
Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или
Также будем рады вам в наших сообществах во
История
Предполагается, что праславяне до нашей эры населяли область Центральной Европы. Их племена контактировали с древними народами, среди которых были фракийцы, кельты, иранцы, балты. Все они повлияли на этногенез и формирование языка славян. С 6 века раннеславянские племена стали продвигаться на восток Европы. Они расселялись в Поволжье, в долинах Днепра и Дона. Примерно к 12 веку образовалась единая древнерусская нация на основе смешения различных праславянских племен. К ним относят такие этносы, как:
- кривичи;
- ильменские словене;
- вятичи;
- северяне.
Также влияние на формирование русского народа оказали финно-угорские народы, в числе которых: чудь, меря, мещера. С 13 века начались нашествия на Русь татаро-монгол, которые продолжались до 15 века. После падения татарских ханств образовалось Русская империя —централизованное государство русичей. Последующее столетие характеризуется тяжелым временем, получившим название «Смута». Это период многочисленных войн с литовцами, шведами, поляками. При Петре I началось проникновение в Россию иностранных чиновников. Они назначались на все важные государственные посты. Интеллигенция была глубоко европеизирована. Традиционная русская культура сохранилась только в самых низах. После революции 1917 года православная церковь подверглась гонениям со стороны большевиков, а сам народ — многочисленным репрессиям. В результате была утрачена значительная часть русской культуры. В настоящее время многие люди являются атеистами, то есть, не придерживаются никаких религиозных верований.
В словаре Д.Н. Ушакова
НАРО́Д *****как право наций на самостоятельное государственное существование.» Сталин. «…Расцвет национальной культуры народов ·СССР…» Сталин.3. только ед. В эксплоататорском государстве — основная масса населения (преим. крестьяне) в противоположность правящему, господствующему классу. Голос народа. «…Буржуазия обманывает народ всякими «позитивными» национальными программами.» Ленин. Итти в народ. (см. итти). Писатель из народа.4. только ед. Люди (·разг. ). Много народу. На народе. «Старушки всё — народ сердитый.» Грибоедов. «И поет при всем народе во саду ли в огороде.» Пушкин. «Народу было пропасть и в кавалерах не было недостатка.» А.Тургенев. «Народ в этом краю был суровый — охотники, лесовики.» А.Н.Толстой.• Простой народ (·дорев.) — то же, что народ в 3 ·знач. «Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в «простом народе», а сами отлично обделывают свои делишки…» Ленин.