Конституция ссср (1924) первоначальная редакция

Сколько раз современную Конституцию меняли?

За всю историю действующей Конституции власти приняли 15 законодательных актов,вносящих поправки в ее текст.

Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием(объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя.

Конституция.

culture.ru

Последние изменения внесли 27 марта 2019 года,когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область — Кузбасс.

Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет,а депутатов Государственной думы — с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 приняли 30 декабря 2008 года.

Анна Карпова

Гражданские свободы и права

Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. Можно сколько угодно рассуждать, что права и свобод, провозглашенные конституций, чаще всего не выполнялись, но факт заключается в другом — до 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Ни в одной стране мира конституция не выполнялась на 100%. Но претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы умилялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.

Основные права граждан СССР по конституции:

  1. На отдых. Это выражалось в законодательном закреплении 8-ми часового рабочего дня, а также предоставлением каждому человеку ежегодного отпуска, который оплачивался государством.
  2. На работу (труд). Это выражалось в предоставлении каждому человеку гарантированного рабочего места. Безработица была минимальной и стремилась к нулю.
  3. На образование. Конституция объявила любое образование в стране бесплатным. При этом вводилась обязательная программа (8 классов) и дополнительная (училища и ВУЗы).

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года — в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

  1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
  2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
  3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Прекращение действия

8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь) президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

10 декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали соглашение о создании СНГ.

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР. Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года рассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря 1991 года на встрече глав республик в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССР ратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом. Упоминания о том, что Казахстан является союзной республикой СССР, оставались в Конституции Казахской ССР 1978 года (Глава 7. Казахская ССР — Союзная Республика в составе СССР, ст. 68-75) вплоть до 28 января 1993 года, когда была принята и вступила в силу Конституция Республики Казахстан.

25 декабря Михаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом Таджикистана.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к силовому разгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда был принят на всенародном голосовании проект Конституции Российской Федерации, который не содержал упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины 1978 года.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же… О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались «недостатки» капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

12 декабря – День конституции Российской Федерации

Из истории праздника

В конце 90-х годов российская Конституция пережила по меньшей мере два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году Конституция РСФСР и первая Конституция СССР, принятая в 1924 году, — она закрепила победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и так называемая «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

Государственный строй России определяется главным законом страны — Конституцией. Этот закон был принят на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Теперь этот день ежегодно отмечается как государственный праздник. В Конституции записано: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

С первой минуты жизни каждый маленький россиянин находится под защитой государства и получает документ «Свидетельство о рождении». Такой документ есть и у тебя. А когда девочки и мальчики России достигают возраста 14 лет, то получают паспорт. В паспорте кроме данных, которые переписаны из свидетельства о рождении, есть ещё и фотография владельца.

День Конституции — пожалуй, одна из самых важных дат для россиян. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов. Сегодняшняя Конституция — прочный фундамент демократического развития Российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни.

Переплёт из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тиснённая золотом надпись «Конституция России» — так выглядит «экземпляр номер один» Основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.

На Конституции принесли присягу уже три российских президента: 9 августа 1996 года — Борис Ельцин при избрании его на второй срок, 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года — Владимир Путин и 7 мая 2008 года — Дмитрий Медведев — со словами: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

По-разному относятся россияне к Дню Конституции. Кто-то считает его не праздником, а просто выходным днём. Кто-то, напротив, считает, что граждане должны знать и уважать Конституцию, помнить о том, что живут в демократическом правовом государстве. Ты ещё слишком мал, чтобы разбираться в таких вещах.

В широком понимании смысл любого праздника — это радость, веселье, праздничный стол, игры и забавы. Наше государство с точки зрения демократических перемен, произошедших в нём в последние годы, ещё слишком молодое. Ещё не все законы, прописанные в Конституции, соблюдаются и выполняются должным образом. Ещё слишком много в стране остаётся нерешённых проблем. Поэтому, вероятно, рано праздновать и веселиться, что всё у нас хорошо. А вот помнить о том, что надо жить по закону, знать его и выполнять, — необходимо каждому гражданину государства: от президента до первоклассника. 12 декабря государство напоминает людям о том, что есть Конституция и права, ею защищаемые.

Руководство страны, народные депутаты прилагают много усилий, чтобы страна по-настоящему начала жить по демократическим законам. Но, возможно, именно тебе и грядущим поколениям россиян будет предначертана почётная миссия превратить День Конституции в действительно всенародный ПРАЗДНИК!

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Что предлагала «Уставная грамота» и почему её не приняли?

«Уставная грамота» предусматривала создание двухпалатного парламента – Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, и двухпалатных представительных органов (сеймов) в наместничествах (группа из нескольких губерний), разделение властей: Верховный государственный суд выделялся из Сената, становившегося верхней палатой законодательного Государственного сейма, а исполнительная власть оставалась в руках монарха. Впервые предполагалось учредить федеративное деление страны на 10 наместничеств. Они в свою очередь делились на губернии, а те – на уезды, уезды – на округа. В каждом наместничестве был свой сейм, но его полномочия не были чётко определены. Местный сейм тоже был двухпалатным: верхняя палата – это департамент реорганизованного Сената, нижняя – из числа депутатов (по 3 от каждого уезда). Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: «никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду». Крепостное право и крепостные крестьяне не упоминались; таким образом, конституционные нормы на них не распространялись.

Интересно, что параллельно Уставной грамоте разрабатывался и первый в истории России секретный проект отмены крепостного права. Его предложили могущественный А. А. Аракчеев и министр финансов Д. А. Гурьев. А позднее, в 1821 году, князь Новосильцев вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I доработанную версию проекта по отмене крепостного права.

Государственная Уставная грамота являлась попыткой соединения самодержавия с конституционной системой, парламент мог отвергнуть внесённый императором закон, но был лишён права законодательной инициативы. Император обладал всей полнотой исполнительной власти и правом законодательной инициативы.

К сожалению, рост освободительного движения в Европе (восстания в Неаполе, Пьемонте, Испании и Греции), встревоживший правительства стран-членов Священного союза, а также явное сопротивление идее реформ среди высших сановников империи заставили императора Александра I отказаться от конституционных планов. «Уставной грамоте» было суждено стать последним реформаторским проектом царствования Александра I. А следующий император – Николай I и вовсе отменил курс на любые либеральные реформы. Эти, казалось бы, почти свершившиеся проекты стали лишь достоянием нашей истории.

История

Почтовый блок, посвящённый принятию новой конституции. Почта СССР, 1977 г.

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв.

15 июня 1962 года на заседании Конституционной комиссии обсуждались основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В августе 1964 года Конституционная комиссия завершила разработку проекта Конституции СССР и пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

11 декабря 1964 года председателем Конституционной комиссии стал Л. И. Брежнев.

19 декабря 1966 года согласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с 1968 года — А. Н. Яковлев, с 1973 года — Б. Н. Пономарёв.

—6 октября 1977 года состоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

8 октября новая Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны.

Конституция РФ 1993 года: кратко

Конституция РФ — основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах:

  • верховенства Основного Закона;
  • прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т.е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя:

  • полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т.д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства — принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector