Достопримечательности свердловской области. дидинский туннель

Акчим и другие вишерские деревни

Деревня Акчим — самая колоритная на реке Вишере (Пермский край). Она возникла до 1734 года. Благодаря удаленности и оторванности от внешнего мира, деревня сохраняла свою самобытность. Акчим широко известен уникальным говором местных жителей, который относится к северно-великорусскому наречию. Посещая Акчим, словно переносишься на несколько веков назад. В XX веке разговорный язык и быт акчимцев изучали многие ученые. По итогам этого был издан многотомный «Акчимский словарь». В наши дни жители оставили эту деревню. На Вишере много и других заброшенных деревень с покосившимися, но еще стоящими домами, однако именно Акчим – самая красивая и запоминающаяся.

Гавань в Чусовом

Из всех приведенных в обзоре объектов ничто не вызывало столько споров, как старинная гавань в селе Чусовое

Несколько лет назад на эту каменную стену обратили внимание любители альтернативной истории. Так родились вымыслы про древнюю полигональную кладку, сложенную неведомым народом ещё задолго до Демидовых и Яковлевых

Якобы она создана древней цивилизацией, а позже заводовладельцы приспособили её под пристань. Историку Геннадию Николаеву удалось найти документы, связанные со строительством гавани. Выяснилось, что она строилась в 1816 году, но не была закончена, — видимо, из-за дороговизны проекта.

Устройство тоннеля

Внешне тоннель напоминает крепость или средневековый сказочный замок: входы в виде башен с декоративными бойницами, имитация крепостной стены. Стены и потолок – овальные в форме яйца, обустроенные каменной кладкой, средняя часть выполнена из неотесанного бутового камня. Через толщу земли и скалу прорыты тяжелые каменные своды, построенные вручную.

Вдоль тоннеля сверху и снизу идут дренажные скважины. В центре сооружения – вентиляционная шахта глубиной 50 метров, выходящая на поверхность. В месте выхода вентиляции – развалины двух дотов и деревянные бараки для бойцов.

В тоннеле – 16 ниш для укрытия путейцев на время движения поезда. Тоннель – со сложной дренажной системой, дренажные коридоры, идущие внизу и вверху тоннеля, соединены между собой. Три ниши ведут в дренажную систему.

Как добраться до Дидинского тоннеля

Из Екатеринбурга до Дидинского тоннеля добраться можно через Ревду. На электричке до станции Дидино, это в сторону Дружинино. В пути полтора часа. Выходите с электрички и идете вперед по дороге вдоль ж.д. путей, до тоннеля около 2 км. Пройдя через тоннель, можно дойти до следующей остановки «1590 км», и оттуда вернуться. Или наоборот. Прогулка как раз на один день.

Можно так же с велосипедом, но особо ездит там негде, расстояния маленькие, так что лучше пешком.

На личном авто выезжаете по улице Металлургов, мимо Икеи, в сторону Ревды (в город не сворачивайте), и после развязки через 15 км. есть поворот налево, в сторону горы Белая. По этой дороге до тоннеля 5 км. Но дорога плохая, в дождь не каждая машина проедет, поэтому авто можно оставить у трассы, и прогуляться пешочком, это намного полезней.

Если будет время, пройдите вдоль тоннеля по верху, там тоже много всяких интересных объектов. Ну и обязательно фонарик, и желательно сапоги, в тоннеле почти всегда вода, а лед не тает аж до середины лета.

Как проехать до Дидинского тоннеля, координаты GPS:

Дидинский тоннель координаты: N: 56‘ 49,118; E: 59’ 41,808.

Из г. Екатеринбург

Из г. Челябинск: выезжаем в сторону г. Екатеринбурга — г. Ревда, проезжаем город насквозь в сторону Дружинино. Далее по треку. Расстояние от г. Челябинск около 280 км.

Из г. Курган: выезжаем в сторону г. Екатеринбурга — г. Ревда, проезжаем город насквозь в сторону Дружинино. Далее по треку. Расстояние от г. Курган около 435 км.

Из г. Пермь: выезжаем в сторону г. Екатеринбурга. Не доезжая до г. Ревда, уходим направо по треку. Расстояние от г. Пермь около 300 км.

Из г. Уфа: выезжаем в сторону г. Екатеринбурга. Не доезжая до г. Ревда, уходим направо по треку. Расстояние от г. Уфа около 460 км.

Из г. Тюмень: выезжаем в сторону г. Екатеринбурга — г. Ревда, проезжаем город насквозь в сторону Дружинино. Далее по треку. Расстояние от г. Тюмень около 390 км.

Сталкерский рай

Движение по подземному переходу началось в 1918 г. и продолжалось до декабря 1995-го. После того как в стороне от тоннеля был построен объездной путь, составы сквозь него холить перестали. У объекта очень сложная система отведения сточных вод. В наше время она сильно обветшала и практически перестала выполнять свои функции. Поэтому внутри коридора в теплое время года всегда много воды и гладкого, будто отполированного льда. Площадь перед тоннелем, если не идут ливневые дожди, всегда сухая, а под его сводами в любое время года царит ледяной холод, а с потолка даже свисают сосульки. Сталкеры настоятельно рекомендуют посещать это место в хороших резиновых сапогах, дабы не промочить ноги. В центре сооружения имеется шахта вентиляции глубиной чуть больше 50 м. Многочисленные ниши в стенах коридора служат для того, чтобы при приближении поезда можно было укрыться и переждать. Из-за сильной обветшалости и большого количества воды Дидинский туннель признан аварийно-опасным объектом. Нахождение на его территории может повлечь за собой неприятные, даже трагические последствия для здоровья и жизни. Существует опасность провалиться в глубокие, ничем не прикрытые колодцы или получить удар скатившимся сверху камнем

Чтобы избежать травм и не пострадать, необходимо проявить максимальную осторожность. Для любителей экстрима существует возможность спуска в колодцы, которые располагаются поблизости, и осмотра дренажных ответвлений

В данное время Дидинский туннель очищен от всех железнодорожных путей. О том, что здесь когда-то лежали шпалы и рельсы, напоминают только остатки насыпи. От металлических решеток, в свое время закрывающих входы в подземелье, тоже ничего не осталось. Поэтому с проникновением внутрь никаких проблем не возникает.

Сказка нашего времени

Все здесь буквально пронизано мистической таинственностью. Оба входа в Дидинский туннель, покрытые редкой растительностью, очень напоминают своими очертаниями башни древней крепости. Порталы, образующие входную группу, очень красивые. При взгляде на них можно подумать, что попал в какое-то сказочное, нереальное королевство, населенное эльфами. Протяженность тоннеля составляет 1123 метра. По некоторым архивным данным, его пробивали с двух сторон одновременно, но из-за ошибки проектировщика не соединили в нужной точке. По этой причине каменный коридор немного изогнут, но сквозь него все равно хорошо просматривается противоположный вход.

Поездка в Дидино, Свердловская область. Видео

Поездки
21-окт, 2018
stalker66
13 273

Ошибка

В полусотне километров от Екатеринбурга находится заброшенный железнодорожный тоннель, в наши дни ставший одной из главных техногенных достопримечательностей Свердловской области. Впрочем, Дидинский тоннель (назван аналогично ближайшему переезду близ станции Дидино) представляет интерес не только для любителей полазить по «заброшкам», но и примечателен тем, что является наикрасивейшим архитектурным «реликтом» с более чем вековой историей!Сложно сказать, что всего пару десятков лет здесь проходили железнодорожные составыСреди краеведов постоянно возникают споры о времени создания данного тоннеля – кто-то уверяет, что первый поезд прошел по тоннелю в 1913 году, а кто-то считает, что первый состав увидевший свет в конце дидинского тоннеля оказался здесь лишь в 1918 году. Однако согласно данным, полученным в архиве Управления Свердловской железной дороги, туннель был открыт в 1918 году. Буквально за несколько месяцев до начала одного из тяжелейших периодов в истории нашей страны – гражданской войны.Интересный факт: открытие тоннеля закончилось настоящей трагедией. Главный инженер-проектировщик, сразу после открытия, покончил жизнь самоубийством. Дело в том, что инженер рассчитал направление пробивки тоннеля, но в процессе работы состыковка в положенном месте не произошла

В итоге, тоннель получился немного изогнутым, что для обычного человека, казалось бы, небольшой ошибкой, которая в общем-то кроме эстетической стороны никак не влияет на функционал сооружения, но вот для того кто возглавлял и проектировал строительство эта ошибка оказалась фатальным ударом…Лед внутри тоннеля можно обнаружить даже в середине июляВ период боевых действий на полях сражений гражданской войны дидинский тоннель имел важное, можно сказать, что стратегическое значение! По тоннелю с запада на восток прошли эшелоны Колчака. Как известно, колчаковская армия перевозила казну Российской Империи, что породило легенды о спрятанных в окрестностях тоннеля несметных богатствах, которые беляки рассовывали по всевозможным тайникам походу движения состава, опасаясь, что внезапно будут накрыты

Конечно же, легенды о кладе — сказки и к исторической правде не имеют никакого отношения.Прогулка по такому удивительному сооружению не оставит вас без положительных эмоцийТехнические параметры тоннеля обращают внимание на монументальность сооружения. Длина основного коридора составляет 1123,7 м, ширина 4,65 м а высота 6,1 м

В центре сооружения есть вентиляционная шахта высотой более 50 м. В тоннеле присутствует разветвленная сеть дренажа, составленная из верхнего и нижнего круга, основной задачей которой является отвод в сторону от тоннеля накопившихся грунтовых вод.Вентшахта, вид сверхуИнтересный факт: оказывается, что внутри объекта встречаются участки, в ремонте которых применялся «Синий бетон» – специально разработанный строительный материал для так и не начавшейся постройки грандиозного здания, которое должно было стать венцом творения советских архитекторов — Дворца Советов.Дидинские «призраки»С каждым годом площадь затопления внутренних площадей тоннеля стремительно увеличивалась. Грунтовые воды постоянно подмывали пути, и если летом с этой напастью можно было как-то справиться, то зимой путевым обходчикам постоянно приходилось счищать с железнодорожного полотна лед. Из-за всех этих неприятностей с водой скоростной режим в тоннеле был ограничен 10 км/ч, что в значительной степени осложняло возможность железнодорожного сообщения крупных товарных составов. Последний поезд прошёл сквозь тоннель в декабре 1995 года, к тому времени помещение уже сильно обветшало и находилось в аварийном состоянии. Как только тоннель был закрыт, рельсовое полотно было демонтировано. В наши дни поезда ходят по параллельной тоннелю ветке, запущенной в нескольких километрах от аварийного сооружения.Своей архитектурой тоннель напоминает старинный замокСтоит сказать пару слов о том, что снаружи тоннеля до наших дней сохранились отдельные элементы системы охраны, а точнее укрепленные точки для караульной службы

Тоннель охраняла целая воинская часть, что, кстати, вполне себе логично ведь столь масштабные сооружения являются объектами стратегической важности. Вместе с закрытием тоннеля прекратило существование и воинское подразделение, кстати, бывшая территория части сейчас активно осваивается садоводами.Одна из укрепленных точекТекст: Любушкин АндрейФото любезно предоставлены Сталкерами Новоуральска

Как добраться?

Чтобы полюбоваться виадуком, нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь, в районе Ачита повернуть на Красноуфимск. Проехав через Красноуфимск и Сарану, нужно ехать до поселка Пудлинговый. От Сараны сюда идет гравийная дорога вполне приемлемого качества. Расстояние что от Екатеринбурга, что от Перми составляет 240 километров.

GPS-координаты виадука в Пудлинговом: N 56° 29.919´; E 57° 31.354´ (или 56.49865°, 57.522567°). Его лучше всего видно со стороны улицы Советская. 

Можно продолжить движение. Дорога идет к поселку Октябрьский Пермского края. В его окрестностях есть еще один интересный виадук (уже не действующий).

Попутно можно посетить такие достопримечательности, как село Александровское и Александровские сопки, город Красноуфимск, поселок Сарана с пещерой Теплой, скалу Аликаев камень (Марьин утес).

Павел Распопов

  • Октябрьские виадуки
  • Дидинский тоннель
  • Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД)

Преданья старины и реальная история

В 1880 году в России началось строительство железной дороги от Екатеринбурга до Казани, к которому привлекли местных крестьян. Дорога поражала путешественников огромными насыпями, выемками и длинными тоннелями в толще горы.

Один из тоннелей – Дидинский – открыли в 1918 году для проводки поездов через хребет Шайтанский увал от Казани до Екатеринбурга. Масштаб тоннеля поражает, ведь строился он вручную. Проходка велась в три смены с двух сторон.

Тоннель проложен с технологически плавным искривлением: противоположный выход просматривается плохо. Свет в конце тоннеля обманчив: кажется, что пройти путь ничего не стоит, но путешественник потратит несколько часов, прежде чем доберется до конца.

Длина тоннеля 1123,7м, ширина – 4,65, высота – 6.1 м. В разгар Гражданской войны через него проходили эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь. До сих пор искатели кладов верят в правдивость легенды, сохранившейся с той поры. Легенда утверждает, что в Дидинском тоннеле спрятаны несметные богатства, которые белогвардейцы пытались уберечь от большевиков.

Сооружению – 100 лет, 77 лет тоннель служил верой и правдой и усиленно охранялся, как стратегический объект. Здесь стояла расквартированная в Дидино военная часть. Местность вокруг тоннеля – в пулеметных дотах, построенных из железобетона, окопах и колючей проволоке.

В стенах – бойницы, внизу – полки для боеприпасов. Снаружи дот замаскирован под вал, издалека выглядит как обычная сопка, на которой растут деревья. Стратегически из дота обстреливали дорогу и опушку перед лесом. Остается загадкой, в чем причина такой охраны.

История Дидинского тоннеля

Конец 19 — начало 20 века характеризуются активным строительством железнодорожных мостов и тоннелей в горных районах России, включая Урал и Сибирь. Всего с 1859 по 1916 годы в России построено 35 км железнодорожных тоннелей. В этот же перечень, вероятно, попал и Дидинский тоннель.

Дидинский тоннель представляет собой каменный тоннель, входы — порталы которого выполнены в форме замковых стен и небольших башенок. Строительство тоннеля было закончено в 1913 году, первые поезда по нему прошли в 1918 году. Свое название Дидинский тоннель получил от находящейся рядом деревни Дидино.

Строительство тоннеля сопровождалось серьезными трудностями, от нехватки рабочих рук и техники, до ошибки при расчетах и строительстве тоннеля. Прокладка тоннеля начиналась одновременно с двух сторон. По логике, работающие группы должны были встретиться где — то в середине. Но из-за ошибки в расчетах, в направлении произошло некоторое смещение, в результате которого тоннель получился изогнутым.

Считается, что проектировщик, из-за которого произошла ошибка, покончил жизнь самоубийством.

Общая длина Дидинского тоннеля составила 1123 метра, ширина — 4,65 метра, а высота около 6 метров.

В те времена, собственно, как и сейчас, тоннели имеют стратегического значение, особенно на ключевых и значимых путепроводах, поэтому тщательно охраняются. Имел свою охрану и Дидинский тоннель, который был признан стратегическим объектом и тщательно охранялся. До сих пор на прилегающей к тоннелю территории можно найти останки оборонных сооружений и куски колючей проволоки.

К сожалению, некорректный расчет направления тоннеля был не единственной ошибкой проектировщика. Спустя некоторое время после строительства тоннеля, его стало затапливать.

В результате, в Дидинском тоннеле прорыли две шахты. Верхняя шахта (длиной примерно 200 метров) — вентиляционная шахта, служившая для сброса скального давления, нижняя (порядка 500 метров) — дренажная система для отвода воды. Обе шахты объединяются «колодцем», выходящим на поверхность.

Строительство дренажной системы не надолго улучшило ситуацию с водоотведением в тоннеле. В 50-60-х годах тоннель стало активно затапливать, его пытались спасти, но вода сделала свое дело, и тоннель закрыли. Железную дорогу перенесли, а от прежней не осталось и следа.

Тоннель был закрыт после 77 лет работы, в 1995 году. В настоящее время он не используется, и постепенно приходит в аварийное состояние.

Дидинский тоннель. Как добраться до этого места?

Доехать можно двумя способами: на электричке и на автомобиле. На электропоезде, который следует по маршруту «Екатеринбург-Дружинино», нужно доехать до платформы «1590 километр». Далее пешком от станции, не переходя на другую сторону путей, через поселок до старой железнодорожной насыпи. Теперь прямо приблизительно сто метров между домами и направо, через несколько сот метров вдалеке покажется портал тоннеля. При желании до места можно доехать на машине. Для этих целей лучше всего подойдет внедорожник. Двигаться нужно по Московскому тракту (Екатеринбург-Пермь), через Ревду. После указателя на Хомутовку не пропустите левый поворот.

История строительства Дидинского тоннеля

Решение о возведении Дидинского тоннеля было принято в ходе проектирования железной дороги от Екатеринбурга до Казани в конце 1880-х. Работы откладывались до 1914-го года, а потом стройка началась сразу на нескольких участках. К строительству привлекали жителей из местных деревень, а в годы Первой мировой войны и военнопленных.

Учитывая, что большинство работ выполнялось вручную, без применения тяжелой техники, масштаб и величественность Дидинского тоннеля поражают. Его архитектурный облик напоминает крепость, входы выполнены в виде башен с бойницами, кое-где сохранились пулеметные доты, колючая проволока и другие укрепления. Все это наталкивает на мысли о стратегическом статусе Дидинского тоннеля. Особое значение объекта подтверждает и тот факт, что несколько лет рядом с ним располагалась военная часть, занимавшаяся охраной сооружения. Интересно, что такой чести не удостоился ни один другой тоннель в Свердловской области. Но, к сожалению, эта часть его истории покрыта тайной.

Валерий Исаев

Вода в Дидинском тоннеле всегда была головной болью для обслуживающего персонала. Для отведения грунтовых вод была создана сложная дренажная система. И если летом она помогала справляться с лужами и затоплением, то в зимнее время работникам приходилось постоянно очищать рельсы от наледи. Постоянная сырость неизбежно разрушала тоннель, что и стало причиной появления новой железнодорожной ветки.

Проблема водоотведения в Дидинском тоннеле сегодня ощущается особенно остро, система водоотведения сильно разрушена, поэтому летом внутри скапливается много воды. Зимой она превращается в огромную глыбу льда, которая не тает даже в жаркие месяцы.

Мифы и легенды

Чем же знаменит Дидинский тоннель в Свердловской области? С историей уральской достопримечательности связано несколько легенд. Известно, что в годы гражданской войны через него отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака. С этим фактом связан миф о сокровищах, зарытых в Дидинском тоннеле солдатами белой армии. Несмотря, на отсутствие каких-либо фактов, подтверждающих эту теорию, искатели кладов до сих пор верят в ее правдивость.

Другая легенда связана со строительством. Прокладка тоннеля производилась сразу с двух сторон и примерно в середине должна была произойти стыковка. Главный инженер ошибся в расчетах из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно легенде, это так расстроило конструктора, что он покончил с собой. Особо впечатлительные считают, что в Дидинском тоннеле до сих пор бродит его призрак.

Валерий Исаев

Дидинский тоннель. История

В давние, царские времена железная дорога, пролегающая через этот ход, соединяла два больших города – Казань и Екатеринбург. Позже, при советском режиме, по этой ветке, но только в одном направлении, ходил состав «Свердловск-Дружинино». Назад поезд шел по другому пути, минующему подземный коридор. Когда-то Дидинский тоннель, фото которого представлено в статье, являлся важным стратегическим объектом. Прилегающая к сооружению территория была обнесена колючкой, военизированная охрана днем и ночью несла караул. В наше время здесь ничего этого нет, вокруг лишь полное запустение и чуть заметные следы пребывания советских войск, несших круглосуточную вахту по обеспечению безопасности железнодорожного сообщения. Сталкеры, посещающие эти места, нашли здесь множественные отголоски их присутствия – полуразрушенные доты, остатки кроватей и другие предметы.

Доменный цех Староуткинского завода

Староуткинский завод был пущен в 1729 году на реке Утке – притоке Чусовой. Он стал первым в бассейне Чусовой предприятием полного металлургического цикла с доменным и передельным производством. В настоящее время Староуткинский завод уже не работает. Старинные заводские цеха превратились в руины. Печальная учесть постигла и легендарную, старинную домну «Самовар» — её сдали на металлолом (как и другое оборудование). Однако даже в таком виде разрушающееся здание доменного цеха вызывает восхищение. Своей архитектурой напоминает какой-то древний замок. На железных стяжках цеха кое-где можно заметить цифры с годом постройки: «1854».

Урочище Свобода

На севере Челябинской области, недалеко от границы со Свердловской областью, вдали от населенных пунктов посреди поля возвышается старинная каменная церковь. В XIX веке здесь возникло подворье (заимка) Ново-Тихвинского женского монастыря из Екатеринбурга – одного из самых крупных и богатых на Урале.

За счет своего необычного местоположения и удаленности это место обросло таинственными легендами. Среди любителей непознанного имеет славу аномального, а кладоискателям не дают покоя предания о спрятанных в тайных подземельях драгоценностях. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector